Ссылки для упрощенного доступа

Итоги саммита ЕС в Фейре


Программу ведет Елена Коломийченко. В ней участвуют: из Германии - доктор Кристоф Ройен - Фонд международных исследований "Наука и Политика", а также корреспонденты Радио Свобода: в Париже - Семен Мирский, и в Вене - Елена Харитонова.

Елена Коломийченко:

В Санта Мария Ле Фейра в Португалии завершилась встреча лидеров стран ЕС. Настроение съехавшихся в этот замечательный город политиков был омрачено трагической гибелью 58 человек из Южного Китая, искавших убежища и лучшей жизни в Европе. На встрече ЕС в Хельсинки в декабре прошлого года было принято решение, что в недалеком будущем Турция будет членом ЕС. В Лиссабоне принимались решения по поводу оживления европейской экономики, включая дерегуляцию энергии и телекоммуникаций. Фейра запомнится принятием решения о банковской тайне и уплате налога с процентов. Речь идет о том, что если кто-то пытается скрыть свои деньги или избавиться от уплаты высоких налогов, помещая их в банки Люксембурга или Лихтенштейна, где свято соблюдалась банковская тайна, то теперь будет постепенно вводится правило, что банки по требованию третьих стран будут обязаны предоставлять третьим лицам информацию. Ясно, что подобное решение связано и с Францией, и с Германией, где разразился полгода назад скандал с нелегальными партийными пожертвованиями христианских демократов.

Как раз при обсуждении и этого решения и случилась драма. Дело в том, что австрийская делегация ехала в Фейру, рассчитывая, что будут сняты санкции, которым 14 других членов ЕС подвергли Австрию 5 месяцев назад, когда было сформировано правительство с участием, крайне правой, как ее принято называть Партии Свободы в правительстве. Санкции к выходу партии из правительства не привели. Новое правительство за 5 месяцев нельзя упрекнуть в каких-либо антиевропейских действиях и правы оказались те, кто с самого начала говорил, что санкции непродуктивны, и что их инициаторы - Франция, Бельгия Германия и Италия, исходили скорее из собственных интересов, чем из общеевропейского процесса. Обсудить итоги встречи в Португалии, которая с 1 июля уступает председательское кресло ЕС Франции я пригласила корреспондента Радио Свобода в Париже -Семена Мирского, из Германии - доктора Кристофа Ройена из Фонда международных исследований "Наука и Политика", и корреспондента Радио Свобода в Вене Елену Харитонову.

Прежде, чем обратиться с вопросом в Вену, добавлю, что в повестке дня были и реформы института ЕС, и проблемы принятия новых членов в ЕС, и ситуация на Балканах, и отношения с Россией. Итак Вена не достигла в Фейре желаемых результатов. Санкции остаются. Драма разыгралась в конце встречи при голосовании по вопросу о банковской тайне. Австрия сперва хотела заблокировать это решение - по правилам ЕС необходимо единогласное голосование, но потом она проголосовала "за", заручившись, правда, обещанием, что это не станет распространяться на австрийских граждан внутри Австрии. "Австрия показала зубы", - так сказал бывший председатель Партии Свободы Йорг Хайдер, но санкции остались. Вице-канцлер Австрии Сюзанна Рис-Пассер призывает побыстрее провести референдум об отношении австрийцев к ЕС. Кстати, эти требования поддерживает 79 процентов граждан страны.

Елена Харитонова:

Австрия разочарована. Канцлер Шюссель вчера сказал, что отмены санкций в данный момент не видно. Газеты в Вене обсуждают, почему никто из участников встречи не поддержал Шюсселя, когда он заговорил в своей речи об отмене санкций. Впрочем, ее не включили в официальную программу встречи, говорилась она на обеде - другого момента для нее вообще не нашлось. Председатель Евросовета Гутерреш настоятельно советовал австрийскому канцлеру с ней не вылезать : "Пока еще не время. Проблемой санкций страны ЕС предложат заняться после встречи и, скорее всего, предложат какой-то вариант их постепенной отмены". Но Шюссель выступил, причем с нажимом. Раньше он предлагал учредить что-то вроде Интернационального совета, который сам убедится, что ничего страшного для Европы австрийская правительственная коалиция не представляет. Теперь уже ни о каком интернациональном наблюдательном совете речь уже не шла. Шюссель был согласен лишь на диалог, после которого санкции должны быть прекращены. Но диалога не получилось.

Среди причин этого австрийские газеты называют упорство французского президента Ширака и немецкого канцлера Шредера, которые были главными инициаторами санкций. Журналисты подчеркивают, что большинство европейских стран считают эти санкции ошибкой, но не могут добиться их пересмотра. Глупости, мол, всегда легче делать чем исправлять. Надо сказать, что вообще идут споры о смысле этих санкций о том, кому они помогли. Газета "Курьер" пишет, что популярность канцлера Шюсселя санкции только увеличивают - сейчас он "борец за независимость Родины", а когда санкции отменят станет "маленьким и терпеливым Давидом, который победил большого Голиафа". Ультраправые в этой ситуации тоже, скорее всего, выигрывают. По опросам санкции оскорбили около 70 процентов австрийцев, а ультраправые жмут на патриотические ноты и показывают себя несгибаемыми людьми. Они постоянно повторяют, что санкции были необоснованны и потому ни о каких условиях со стороны Европы не может быть и речи.

Елена Коломийченко:

А как ведут себя социал-демократы Австрии?

Елена Харитонова:

Социал-демократы сейчас находятся в трудном положении . Парадокс в том, что именно те, кого санкции как бы должны были поддержать, потому что они противники ультраправых, они поставили в трудное положение. Санкциями хотели защитить противников ультраправых, а сейчас оказывается, что все кто против правительства, одновременно как бы оказываются и против патриотов. Патриоты им говорят: " Значит вы помогаете тем, кто объявил нам санкции, вы льете воду на мельницу", - и так далее. Бывшему советскому человеку весь набор подобных обвинений объяснять не нужно. Поэтому социал-демократы, конечно, тоже выступают за отмену этих непродуманных санкций. Хотя положение не такое простое, как пишет как раз консервативная газета "Прессе". Санкции вызвали в Австрии широкие дебаты на такие щекотливые темы, как национализм и антисемитизм, и выбили из седла духовного лидера правых Хайдера, который ушел в отставку с поста председателя своей партии. Некоторые журналисты и политики вообще говорят о том, что санкции удержали Австрию от принятия антидемократических законов, особенно, законов, ущемляющих права иностранцев и тому подобное. Ведь сейчас австрийское правительство вынужденно постоянно демонстрировать, что оно либеральное и демократическое.

Елена Коломийченко:

Интересно что при обсуждении отношений с Россией, а этим отношениям, похоже, будет посвящена специальная встреча министров иностранных дел России и ЕС, "министр иностранных дел и обороны" ЕС Хавьер Солана сказал:" Мы хотим строить серьезные двусторонние отношения с Россией, но в том же время это не должно мешать нам говорить о том, с чем мы не согласны". Кстати, то с чем ЕС не согласен, слышно гораздо менее, чем о желании строить прочные двусторонние отношения. Лидеры ЕС в подписанном документе пишут, что будут поддерживать усилия Владимира Путина по модернизации и реформам в стране. Я думаю, что кое-кто из наших слушателей был бы удивлен, потому что очевидно, что первые шаги, это скорее не реформы и не модернизация, а напротив - в России происходят пока события, которым многие даже затрудняются дать оценки.

Так вот, с одной стороны австрийские санкции, а с другой - эти слова в адрес России. Франция была одним из инициаторов бойкота Австрии, она, однако, критиковала и российские действия в Чечне, и последние события вокруг холдинга "Медиа-Мост". Семен, как вам кажется, такая двойственность с одной стороны европейских решений по отношению к маленькой Австрии, а с другой - намерение поддерживать какие-то непонятные реформы в России, потому что пока еще Владимир Путин четко ничего не заявил об этом - что это значит для престижа самого ЕС, доверия граждан к этому институту во всех странах, от Лиссабона до Владивостока?

Семен Мирский:

Для Объединенной Европы это, конечно, не предвещает ничего хорошего. То, о чем мы говорим сейчас в нашей беседе, пожалуй, показывает один непреложный факт - трудность координирования европейских позиций, ибо у каждой из стран-членов ЕС своя традиция, свой национальный стиль и, в конечном итоге, свои интересы. Я думаю, что не будет преувеличением сказать, что саммит в Фейре стоял под знаком, с одной стороны - перекоса, а с другой стороны -сюрприза. Перекос заключается в том, что австрийская тема, которую, как мы знаем, участники саммита, все, помимо Австрии, разумеется, хотели вынести за скобки оказалась на авансцене.

Ну а сюрприз - трагедия с 58 трупами, которые были обнаружены в рефрижераторном фургоне, прибывшем из Роттердама в Англию, где были нелегальные иммигранты. Эта драма со всей остротой поставила вопрос о координированной политике стран-членов ЕС и стран, входящих в так называемое Шенгенское пространство, в области борьбы против нелегальной иммиграции. Что касается комментариев во Франции об итогах саммита в Фейре, то я хотел бы процитировать газету "Фигаро". "Австрия сложила оружие в вопросе налогообложения банковских вкладов лиц, являющихся гражданами ЕС, но имеющих счета в австрийских банках", - так в своем сегодняшнем номере французская газета "Фигаро" резюмирует суть компромисса, достигнутого на саммите в Фейре. Таким образом, действительно, в последнюю минуту был достигнут компромисс по вопросу, дискуссии вокруг которого велись как минимум в течение последних трех лет. В то же время и это очень существенно.

Австрия согласилась поставить свою подпись под этим соглашением при условии, что банковская тайна будет упразднена только в отношении счетов, которые держат в австрийских банках иностранцы, а также при условии, что эта мера не вступил в силу немедленно. На деле это означает, что полная прозрачность в вопросе банковских счетов и налогообложения в странах-членах ЕС наступит не раньше 2010-го - 2011-го года. И вот очень интересная деталь: премьер-министр Люксембурга заявил, что его страна согласится на упразднение банковской тайны только при условии, что Швейцария пойдет тем де путем. Думаю, что суть заявления премьер-министра Люксембурга - второго, после Швейцарии, "европейского сейфа", в котором лежат сотни, а может даже тысячи миллиардов долларов, не нуждается в комментариях. Оно и вдохновило газету "Фигаро" на следующее резюме саммита в Фейре: "Создание единой системы европейского налогообложения наступит после дождичка в четверг"

Елена Коломийченко:

Доктор Ройен, я хотела бы вернуться к тому, с чего я начинала. Вопрос Семену Мирскому: решение поддерживать реформы в России - как это видится в Германии после визита Владимира Путина?

Кристоф Ройен:

В Германии пока именно на эту деталь переговоров и этой встречи не обращают особого внимания. Во-первых, наша футбольная команда находится на нулевом уровне, и это главная тема, а что касается отношений с Россией, то как раз в Берлине в последние дни мы увидели, как главные государства ЕС относятся к Россию. Все говорят: " Мы хотим сотрудничать с новым президентом Путиным". Поэтому всякие проблемы, всякие критические вопросы они оставляют в стороне и хотят сконцентрироваться, сосредоточиться на ходе переговоров, бесед и так далее. То же самое мы увидим и на встрече в Португалии.

Елена Коломийченко:

Но как это соотносится с теми санкциями, которые остаются по поводу Австрии?

Кристоф Ройен:

Конечно, это - противоречие, но это показывает, что главный вопрос: как изменить систему голосования, сделав ее системой без права вето с решениями, принимаемыми большинством голосов. Главным вопросом на этой встрече тоже были реформы внутри ЕС, и это будет главной темой следующей встречи - в декабре, в Ницце, под председательством Франции. Маленькие страны в Европе сейчас видят, что теперь устраивается франко-германским тандемом с маленькой Австрией, и другие маленькие члены ЕС тоже начинают более критически относиться к франко-германским планам касательно эффективности ЕС. Так что то, что мы видим в отношении Австрии, может привести к серьезным последствиям именно для планов французов и немцев.

Елена Коломийченко:

И наверняка это скажется на отношении к ЕС и его институтам тех стран, которым предстоит или нет в ближайшем будущем стать членами ЕС. С одной стороны, их принятие без реформ немыслимо, а с другой стороны европейские институты такого рода тоже вызывают здесь у многих сомнения. Но мне хотелось бы обратиться теперь к этому вопросу. В Фейре говорилось о том, что аграрный сектор стран-кандидатов все еще продолжает заслуживать отдельного, особенно пристального, внимания и без реформ именно там очень трудно говорить о членстве этих стран в ЕС. Дело в том, что санирование сельского хозяйства в Восточной Европе еще будет стоить много денег. До сих пор поголовный брутто социальный продукт в расчете на каждого гражданина в этих странах вдвое ниже, чем в ведущих странах ЕС. И, разумеется, богатые страны ЕС опасаются этого, как опасаются и притока более дешевой рабсилы на рынке труда, где и своих безработных достаточно. Разумеется, более дешевая рабсила будет более привлекательна для этих стран. Кристоф Ройен, вы часто бываете в Восточной Европе, в Словакии в Польше , вы Польшу очень хорошо знаете, как вы думаете, остается ли ЕС все еще той "звездой", к которой хочет стремится Польша?

Кристоф Ройен:

Пока, и я думаю в будущем, тоже у Польши нет иного выхода, и она должна стать членом ЕС. Но надежд, связанных с тем, что это принесет Польше немедленную пользу, теперь уже почти нигде не видно. Теперь в Польше и других странах, как и в тех же Балтийских странах понимают, что члены ЕС, в основном, не хотят этих новых членов. Конечно, они пообещали и, конечно, они должны проводить дальше эти переговоры, но трудности будут еще расти, и поэтому очень сомнительно, что мы увидим первого нового члена ЕС уже в 2003-м году. Может быть, там будет Эстония или маленькая Словения, но для больших стран эта дата становится все менее реалистичной.

Елена Коломийченко:

С другой стороны, Польша, как и балтийские страны, граничит с Россией. С одной стороны ЕС, с другой - Россия. Как проецируются отношения ЕС и нынешней России на эти маленькие страны?

Кристоф Ройен:

Это тоже, конечно, для Польши, например, это трудно. И балтийским странам трудно видеть, как эти европейские страны некритически относятся к России. Они были бы очень благодарны, если бы услышали из Брюсселя или других столиц западных государств более критический тон в отношении России. Конечно, балтийские страны, конечно, поляки хотят хороших отношений с Россией. Но для этого необходима общая позиция всех европейцев ,всех западных и центральных европейцев. А этого пока, к сожалению, нет, и это затрудняет улучшение отношений балтийских стран и стран центральной Европы с Россией.

Елена Коломийченко:

Мне хочется завершить наш разговор в Париже, поскольку Франция, как я уже говорила, с 1 июля председательствует в ЕС. Семен Мирский, как формулируют французские комментаторы задачи, которые стоят перед Францией в ближайшем полугодии?

Семен Мирский:

Первую задачу сформулировал сам Жак Ширак, который из Фейры вернулся в очень хорошем настроении. Участники саммита в Фейре проголосовали за его предложение провести осенью этого года специальный саммит, в октябре - ноябре этого года - саммит в столице Хорватии - Загребе, посвященный ситуации на Балканах. Как сказал Жак Ширак, Европа не может позволить себе еще одну войну на своей территории, а Балканы, как он подчеркнул, находятся в Европе. Что касается глобальных итогов саммита, то я бы процитировал корреспондента Второго Французского телевидения. Он провел очень оригинальное резюме. Он сказал: "Встреча в Фейре и ее сравнительный неуспех, скорее всего, будет иметь очень положительный результат". Что означает сей парадокс? Вот что: упрямая реальность преподала лидерам Европы урок скромности. Они отказались от идеи быстрого и стремительного роста числа стран-членов ЕС. Евросоюзу придется отказаться от быстрого роста своих рядов. Если Европа не сможет навести порядок в доме, в котором сегодня 15 комнат, то как она сможет справиться с домом, в котором комнат будет не 15, а 25 или 30?! Поэтому темп роста ЕС будет замедлен и это, по-своему, хорошая новость.

XS
SM
MD
LG