Ссылки для упрощенного доступа

Сталин на юбилейных монетах. Войска идут с парада в Чечню


"В Москве тратят национальный золотой запас, но монеты все равно чеканят фальшивые..."

Комментируют Юрий Афанасьев - историк и общественный деятель, ректор РГГУ и нью-йоркский редактор Радио Свобода Борис Парамонов. Программу ведет Савик Шустер.

Савик Шустер:

Два события, связанные с 55-летием со Дня Победы, произошли в преддверии этого праздника. Событие первое: Центральный Банк России ввел в оборот монету с изображением Сталина. Она посвящена Потсдамской конференции 1945-го года, и вместе со Сталиным на ней изображены Черчилль и Рузвельт. Никогда до сих пор Сталин на советских денежных знаках не изображался. Одно это - уже беспрецедентный шаг Центробанка. Тем более, речь идет о юбилейной монете, посвященной победе в Великой Отечественной Войне, в которой политическое коварство и военные просчеты Сталина стали причиной гибели миллионов людей. Второе: по сообщениям СМИ одна из воинских частей, принимающих участие в параде на Красной Площади 9 мая, прямо с этой церемонии отправится на чеченскую войну, подобно тому, как в ноябре 1941-го года, когда немцы стояли под Москвой, части Советской Армии шли с парада, прошагав перед Мавзолеем на передовую. В двух этих событиях мы видим глубоко символическую связь. Говорит историк и общественный деятель, ректор РГГУ, Юрий Афанасьев.

Юрий Афанасьев:

Мне хотелось бы, как думаю и любому человеку хотелось бы, не рассматривать эти два события изолированно, а попытаться вписать их в общий контекст того, что происходит в последнее время в России. Это происходящее не назовешь иначе, как попыткой - или каких-то заинтересованных сил, или каких-то политических партий и, может быть, отдельных лиц, еще раз пересмотреть нашу историю, и еще раз поменять знаки - то с плюса на минус, то с минуса на плюс, вместо того, чтобы задуматься не о самих знаках - минус или плюс, а над тем, что стоит за этими знаками, что они означают, какой имеют смысл. Так вот: смысл здесь только один, как я себе представляю: реабилитировать Сталина, снова сказать о его "выдающейся роли в истории СССР и советского социализма", то есть, это -очередная попытка реабилитировать Сталина.

Собственно, это не в первый раз, это как известно было уже сделано после хрущевской оттепели, было это сделано очень мощно и очень заметно, и теперь вот во второй раз. И такие неоднократные повторяющиеся попытки сказать, что "Сталин и сталинизм - явление позитивного плана, явление славного нашего прошлого", - это своего рода олицетворение того, что мы пережили, достойное того, чтобы его увековечивать, в том числе и разными изобразительными средствами, памятными медалями и так далее. Это где-то, может быть, неосознанное, а где-то - вполне сознательное стремление снова погружать население России в состояние мифологии, мифотворчества, тумана, вместо того, чтобы взглянуть открытыми глазами на то, на что без боли и тревоги посмотреть нельзя, посмотреть и увидеть нашу историю противоречивой, сложной, драматичной и трагичной, и увидеть в этих трагедиях и в этой боли не только чью-то злую руку или волю, даже если это воля и рука Сталина, а увидеть признаки испорченности самой этой системы, уйти от нее, в конце концов, преодолеть ее, переосмысливая преодолеть.

То же самое с этим намерением, если оно действительно есть - вы же понимаете, что это такое, как мне представляется, это - попытка облагородить войну в Чечне, которая является неправедным делом и преступным, в целом как война, делом, придать ей пафос патриотизма, "державности". Я отлично знаю, что почти 60 процентов населения одобряют действия властей в Чечне. Но для меня это никак не авторитет. Для меня это признак того, что заблуждения самого разного свойства могут быть массовыми. И очень серьезные заболевания психологического свойства могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. И в данном случае мы имеем дело именно с этим коллективным заболеванием в отношении того, как многие люди в России воспринимают войну в Чечне,

А до этого - пожалуйста, торжества в Прохоровке , и снова - три президента славянских стран и Алексий... В качестве религиозного олицетворения или начала присутствует один православный иерарх. И я тоже думаю, вот то ли это кто-то специально продумывает такие сценарии и, в конце концов, преподносит их трем президентам - как бы можно было сделать, чтобы было хуже некуда. Вот надо было бы сказать: "Вы возьмите себе троих, разбавьте еще одним четвертым - возьмите еще Алексия. Хуже этого придумать ничего нельзя, потому что в Прохоровке, как и православные, столько же погибали и мусульмане, и иудеи. И как же можно в нашей стране, где идет война, которая приобретает все более ярко выраженный какой-то националистический, конфессиональный, если угодно, характер?.. Тут же надо быть просто как бы с обостренными нервами воспринимать каждый шаг, жест, слово, а не допускать таких "ляпов" на весь мир, как это было в Прохоровке.

Савик Шустер:

Говорил Юрий Афанасьев - историк и общественный деятель, ректор РГГУ, а вот мнение Радио Свобода, нашего сотрудника в Нью-Йорке - Бориса Парамонова.

Борис Парамонов:

Прежде всего, эта попытка скорее двусмысленна, чем недвусмысленна. На монете Сталин появляется не один, а в компании союзников по антифашистской коалиции - лидеров демократического лагеря. Это - хорошая компания, неплохая комбинация. Тот факт, что для пробного воскрешения Сталина понадобился такой буфер, говорит о многом, прежде всего, о неспособности нынешнего российского руководства обойтись без Запада и о том, что в Москве все же хотят соблюдать приличия, хотят вроде бы нанести кулачный удар, но пальцы при этом растопыривают.

Что касается планируемого на военном параде демонстративного жеста - отправки в Чечню одной из частей прямо с Красной Площади, то это сообщение в имеющемся контексте может скорее утешить, чем огорчить. Хотя Шамиль Басаев считается в Москве большим злодеем, все-таки это не Гитлер. И самому национальному существованию российского народа он не грозит. Печальнее другое - что для решения конфликтов и проблем, в которых запуталась нынешняя Россия, нужно прибегать к такой высокой символике. О пушках и воробьях говорить, однако, неуместно - именно потому, что как раз пушки и не помогают. Они перестали быть определяющей силой, и в ход пошло воспоминание о силе, вызывание духов прошлого, так или иначе славного. В Москве тратят национальный золотой запас, но монеты все равно чеканят фальшивые.

XS
SM
MD
LG