Ссылки для упрощенного доступа

Новые законопроекты Путина


"Из состояния крайне слабого, "желеобразного" государства, мы очень легко можем перейти в состояние государства избыточно сильного..."

Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют корреспонденты Радио Свобода в Москве: Михаил Соколов, Андрей Трухан и Мумин Шакиров, беседовавший с лидером движения ДВР Егором Гайдаром.

Савик Шустер:

Три законопроекта, касающихся укрепления государственной власти, поступили сегодня в Государственную Думу. Проекты законов президента Владимира Путина предусматривают, в частности, предоставление главе государства права отстранять от должности руководителя регионов и введение новых принципов формирования Совета Федерации. Совет Госдумы, в который входят лидеры фракций, рассмотрит эти документы на своем заседании 23 мая. Рассказывает Андрей Трухан:

Андрей Трухан:

Представитель президента России Александр Котенков следующим образом охарактеризовал поступившие в Думу законопроекты Владимира Путина.

Александр Котенков:

В совокупности все инициативы президента призваны достаточно серьезно усилить вертикаль власти, повысит ответственность органов власти, и мы надеемся повысить эффективность власти. Но суть их заключается в том, что при нарушении органом законодательной власти субъекта федерации федерального законодательства в виде принятия закона, противоречащего Конституции или федеральным законом, в случае, если это нарушение установлено судом, президент Российской Федерации вправе сделать предупреждение этому органу и потребовать отмены соответствующего закона. Если в последующем законодательный орган опять примет аналогичный акт, и он опять будет признана судом - каким, я не называю, это может быть суд общей юрисдикции, если он будет признан не соответствующим федеральному закону, то президент вносит в Думу проект закона о роспуске соответствующего законодательного органа.

По отношению к главам исполнительной власти действует такой же механизм - этот момент все упускают и говорят, что возможен произвол со стороны президента, и так далее, но я подчеркиваю, что президент может сделать это только на основе двукратного судебного решения.

Андрей Трухан:

Руководитель группы "Регионы России" Олег Морозов согласен лишь с вектором перемен, но не с их содержанием:

Олег Морозов:

Я до сих пор удивляюсь - у нас какой-то выборочный принцип в Думе: у одних на столе уже есть законы, а мне почему-то их не дают. Может, потому что мы называем себя "Регионы России" - не знаю.... Я думаю, что они политически назрели - вопрос в технике исполнения этих решений. До сих пор есть сомнения о том, чем будет заниматься так называемая "Верхняя Палата", после того, как она потеряет свою нынешнюю политическую функцию. Мне понятно, почему она должна ее потерять, но непонятно, чем тогда она будет заниматься.

Андрей Трухан:

Один из лидеров фракции ЛДПР Алексей Митрофанов видит в "Пакете Путина" недопустимое отступление назад:

Алексей Митрофанов:

Я думаю, что это не радикальные шаги, но, в то же время, мне кажется, что на самом деле Ельцин дал нам Конституцию, которая перегнала свое время лет на 25 . Большой философский вопрос: стоит ли возвращаться назад, или надо подтягивать экономику и общественную жизнь, как бы, к тем требованиям Конституции? Почему я считаю, что Ельцин дал Конституцию на 25 лет вперед? Выборность снизу доверху. В России никогда не было выборности, возобладала, видимо, точка зрения, что надо ограничивать, и это даст какие-то радикальные движения, но мне кажется, что движения должны быть больше в экономике...

Андрей Трухан:

К составу нового правительства у депутатов отношение тоже разное. Всецело "за" председатель группы "Народный Депутат" Геннадий Райков:

Геннадий Райков:

Правительство коренным образом не изменяется. Практически все назначения - передвинули Починка на социальное министерство, то есть, освободили Калашникова и освободили Шаповальянца. Все остальные лица те же, в тех же должностях. То, что наш президент говорил, что не будет резко менять правительства, с которым он работал - он делает то, что говорил. Что касается структурных преобразований, схемы управления правительства, то она окончательно не утверждена - есть определенные направления, по которым сегодня оно назначается, да, от этого момента будут реконструировать. Но посмотрите - у нас 38 Комитетов. Каждый Комитет имеет своего министра. То, что сегодня пытаются каким-то образом сократить количество чиновников - я считаю, что это плюс, а не минус.

Андрей Трухан:

А вот один из лидеров КПРФ Александр Кравец даже созвал специальную пресс-конференцию, где пытался убедить присутствующих, что включение в правительство Михаила Лесина и Германа Грефа должно избавить оппозицию от последних иллюзий относительно нового курса Владимира Путина. Невключение в правительство члена ЛДПР Сергея Калашникова заставило Алексея Митрофанова не только критически высказаться о некоторых аспектах экономической политики Михаила Касьянова, но и рассказать драматическую историю о замене находящегося в больнице Калашникова Александром Починком.

Алексей Митрофанов:

Прежде всего, нужно менять положение рубля. Вот здесь с Касьяновым я не во всем могу согласиться. Он считает, что эта ситуация, когда доллар сегодня практически обслуживает 15-20 процентов оборота нашего, а бартер обслуживает 30-40 процентов оборота, что это - терпимая ситуация. Мне кажется, что она нетерпимая...

Это произошло достаточно неожиданно - Починок впал буквально в истерику, когда его сняли с работы, он бился в истерике, и, видимо, те, кто принимает решения, не хотели печальных последствий, чтобы из Кремля и Белого Дома его повезли с инсультом. То есть, Калашников пал как бы жертвой психоза Починка...

Андрей Трухан:

Чаще всего и оживленнее всего в кулуарах Думы обсуждали кандидатуры федеральных наместников. По мнению Геннадия Райкова, решение верное.

Геннадий Райков:

Там, где нужно предпринимать, наверное, более решительные действия, там поставлены более решительные и целевые люди. Это - и Дальний Восток, который сидит сегодня без света воды, и ничего - там надо просто решительно действовать. Волжский, так называемый, округ: да - там республики - Башкирия, Татарстан, почти все республики туда входят, там ситуация несколько другая, там нужен, учитывая, что это -национальные республики, очень контактный человек, и туда поставили Сергея Кириенко, человека, способного вести очень большие дипломатические переговоры, так что все эти назначения очень продуманные.

Андрей Трухан:

Бывшего премьер-министра России Виктора Черномырдина не пугают погоны на плечах у большинства наместников. Лишь кандидатура Сергея Кириенко вызывает у него серьезные сомнения, как кандидатура человека, не отвечающего серьезным критериям, предъявляемым к наместникам.

Виктор Черномырдин:

Ну а что у нас, в погонах не нормальные люди? А то, что я считаю, так или не так - это решает президент - взял и назначил. Это его воля. Очень правильно, очень нужное решение. Это нужно, во-первых, как в целом для власти, так и для губернатора, между прочим. Они, многие, достучаться не могут, встретиться не могут. А здесь у них получается маневренность большая, а что касается личности - ну, что здесь обсуждать - назначен и все.

Андрей Трухан:

ЛДПР в лице Алексея Митрофанова пребывает в некотором недоумении относительно некоторых кандидатур наместников, предлагая наличие постороннего влияния на президента.

Алексей Митрофанов:

Некоторые назначения вызывают определенное недопонимание, но со временем мы, может, как бы адаптируемся к этому. Мы все-таки привыкли, что назначаются более известные публичные политики и так далее. Путин пошел другим путем - он назначил, фактически, силовиков, ему близких - с кем-то он работал, кого-то знает по войне в Чечне, где-то это были, может быть, другие решения, кем-то рекомендованные.

Андрей Трухан:

Лидера группы "Регионы России" Олега Морозова назначенные наместники совершенно не устраивают:

Олег Морозов:

Персонально не очень нравятся. Сама по себе идея - ничего страшного в ней не вижу. Подход немного странный - я не хочу называть кого-то конкретно, но не могу понять принцип: почему сугубо политическую роль, а она действительно политическая - представитель президента, должны выполнять люди, которые командовали полками, дивизиями - это не очень понятно. Им место в военных округах.

Андрей Трухан:

Впрочем, как отметил представитель президента в Думе Александр Котенков, с рядом губернаторов могут работать только люди в погонах.

Савик Шустер:

В материале Андрея Трухана затронута три аспекта, три главные проблемы сегодняшнего дня.
Во-первых, это законопроекты президента Путина, во-вторых, новое правительство Касьянова, а в-третьих - представители президента в федеральных округах. Попытаемся остановиться на каждой из этих тем немножко в отдельности. Итак, начнем с того, что, как мы слышали, многие депутаты считают проекты законов Владимира Путина "сырыми". Говорит Михаил Соколов:

Михаил Соколов:

Поддерживая благие намерения президента Владимира Путина депутаты указывают на явные недостатки принятых наспех законов. "Из текста следует, что губернатора президент может уволить за мелкое нарушение закона, зафиксированное судом", - заявил Владимир Рыжков:

Владимир Рыжков:

Институт федерального вмешательства должен быть чрезвычайным, исключительным...

Михаил Соколов:

"Если формировать Совет Федерации и из представителей Законодательного собрания и губернатора, утверждаемых местным парламентом, каждый из которых в любой момент может быть отозван, появиться "палата пешек", - считает Владимир Лысенко. Борис Надеждин отметил сомнительность идеи дать в утешение главам регионов возможность послужить и третий срок. "Незачем давать губернатору право расправы с муниципалитетами", - считает известный юрист Сергей Шахрай:

Сергей Шахрай:

Если сейчас депутаты не затормозят и не подумают, и хотя бы времени не возьмут на размышление, то мы пронесемся через эту станцию с названием "федерация" до слова "империя" и включения ее в Конституцию.

Михаил Соколов:

Кремль хотел бы опереться на блок компартии и "Единства", но в рядах обеих фракций есть желание дополнить и доработать законопроекты, что приведет в безусловной проволочке...

Савик Шустер:

Лидер общественно-политического движения "Демократический Выбор России" бывший вице-премьер России Егор Гайдар с оптимизмом смотрит на состав нового правительства. С ним беседовал Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров:

Егор Гайдар рассчитывает, что нынешнее правительство будет проводить радикальную налоговую реформу и создаст условия для экономического роста в России. Об этом он заявил сегодня на очередном съезде Движения "Демократический Выбор России". Отсюда и его сдержанный оптимизм относительно нынешнего состава кабинета министров.

Егор Гайдар:

В кабинете министров много квалифицированных людей, имеющих опыт и имеющих правильные представления о том, что надо делать. Мне кажется, что кабинет перспективный. Разумеется, практические шаги кабинета покажут.

Мумин Шакиров:

Какие фигуры вас не устраивают?

Егор Гайдар:

Нет, я не хотел бы комментировать это. В целом, мне этот кабинет нравится.

Мумин Шакиров:

На вопрос о том, насколько независимым будет это правительство от известных олигархов, включая Березовского, Егор Гайдар ответил так:

Егор Гайдар:

Совершенно бессмысленно об этом гадать Влияние олигархов проявляется в индивидуальных решениях, которые нарушают общее правовое поле и принимаются в интересах той или другой структуры. А вот этот кабинет пока еще не принял ни одного решения. Вот через 100 дней будет очень ясно, принимает он решения, которые явно направлены на поддержку интересов той или другой конкретной группы влияния, или нет. Надеюсь, что нет.

Мумин Шакиров:

Лидер движения ДВР положительно оценил назначение Сергея Кириенко Полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе.

Егор Гайдар:

В целом, я рад, что команда генералов не стопроцентно монолитна, и считаю, что назначение Кириенко на эту должность - достаточно интересный шаг президента. В правительстве Путина работают разные люди, в том числе, и вполне демократических убеждений. И отказываться от участия в этой работе, отдавая влияние людям, которые не являются убежденными демократами, по-моему, неправильно.

Мумин Шакиров:

Однако, у Егора Гайдара есть и опасения. Выступая на съезде он высказал свои некоторые сомнения по поводу перемен в России. По его мнению, из состояния крайне слабого, "желеобразного" государства, мы очень легко можем перейти в состояние государства избыточно сильного, не слишком уважающего права и свободы человека, и представляющего в этой связи угрозу для завоеваний соседних лет.

XS
SM
MD
LG