Ссылки для упрощенного доступа

"Хотя все в России боятся так называемого "передела собственности", без него не будет решена проблема собираемости и перечисления налогов."


Точка зрения американского эксперта - профессора экономики Стэнфордского университета в Калифорнии Михаила Бернштама. С ним беседует Петр Вайль.

Петр Вайль:

Профессор Бернштам, вот в России выдвигается проект введения "плоской" шкалы подоходного налога - 13 процентов для всех. Считается, что человек, который зарабатывает много, столкнувшись с прогрессивной шкалой налогов - 30 процентов или больше, приложит все силы и средства, затратит деньги и энергию, чтобы укрыть свои доходы. А если налог будет низкий, то он все-таки заплатит, потому что это получится выгоднее. Как вы считаете, для того состояния, в котором сейчас находится российская экономика, что приемлемее?

Михаил Бернштам:

Вы совершенно правильно изложили идею "плоского" налога. Это - замечательная идея, но тут, если говорить о России, к сожалению, много шуму из ничего. Сама по себе идея замечательна, ее сейчас применяют во многих странах, но проблема в другом. Во-первых, самая главная черта "плоского" налога, которая совершенно не учитывается в России, это то, что по одинаковой шкале должны вычисляться подоходный налог и налог на прибыль. Иначе, если шкала налога на прибыль будет более высокая, то люди, естественно, все уведут в личный доход, где налогообложений меньше и произойдет "проедание" каптала - вместо инвестиций будет "проедание". Если эти вещи рассматриваются отдельно и ничего не делается со шкалой налога на прибыль, а она обязательно должна быть приведена в равенство со шкалой подоходного налога, то тогда эта мера, в общем, идет против экономического развития.

Во-вторых: в России подоходный налог вообще составляет очень малую часть налога. Половина налога - это налог на добавленную стоимость. А НДС, за исключением товаров самой первой необходимости, вообще "плоский". То есть, они сейчас занялись довольно периферийным для России вопросом.

Петр Вайль:

А какой налоговый вопрос для России, по-вашему, кардинален?

Михаил Бернштам:

Самое главное сейчас в России - это не то, какие налоги, а то, что примерно половина налоговых сборов забирается предприятиями - руководством предприятий и их владельцами, в связи с проблемами неплатежей. Это примерно половина налоговых сборов, и она вообще не поступает государству. Поэтому вот ликвидация этих неплатежей и создание системы, при которой предприятия, раз уже они взяли налоги с населения, должны передавать их государству - это самая главная проблема. А остальное- это уже, в общем, те детали, которые идут после.

Петр Вайль:

Профессор Бернштам, как вы считаете, вопрос о том, как заставить предприятия отдавать налоги - это проблема политическая, или есть экономические рычаги?

Михаил Бернштам:

Это - проблема полуполитическая, полуэкономическая, потому что если заставить предприятия сдавать налоги, то придется сменить очень многих собственников. Если на Западе предприятия не перечисляют налоги, то это - воровство государственных финансов - люди садятся в тюрьму. То есть, в России сложилась система собственности, при которой собственники не только не заинтересованы развивать производство, но даже и не боятся, что их накажут, лишат собственности - они живут одним днем. Поэтому, хотя все в России боятся так называемого "передела собственности", без него не будет решена проблема собираемости и перечисления налогов.

XS
SM
MD
LG