Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

1925 год: "Суд над богом"


1925 год: "Суд над богом"



Ольга Эдельман: Давайте поговорим о литературе, когда-то широко издававшейся и рассылавшейся по всем библиотекам, но сейчас вряд ли кому известной. Речь идет о советской антирелигиозной пропаганде двадцатых годов, времен "воинствующих безбожников". Вот передо мной книга, изданная в 1925 году как пособие для агитаторов, в первую очередь для сельских клубов. Называется она "Суд над богом". Автор - Резвушкин. Я хотела было выяснить, кто он такой, что еще написал, какова его судьба - но потом не стала. Уж очень он типичный автор, пусть таким и остается, кем-то вроде Ивана Бездомного булгаковского, написавшего поэму об Иисусе Христе и имевшего о ней беседу на Патриарших прудах с Михаилом Александровичем Берлиозом. Впрочем, товарищ Резвушкин, в отличие от Бездомного, написал не стихи, а пьесу.

СУД НАД БОГОМ. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.

В первом номере "Безбожника" т. Бухарин выставил такую безбожную программу: "Отмена самодержавия на небесах; отмена всех чинов, орденов, венцов и прочего; выселение богов из храмов и перевод в подвалы (а злостных в концентрационные лагери); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского трибунала".

Всем известно, что трещит трон небесного самодержца, отменяется раболепное чинопочитание, выселяются боги из храмов. А во многих местах уж начали судебный процесс против бога. Надеемся, что все написаннное и собранное в предлагаемой книжке поможет этому делу.

[...]

Я. Резвушкин.

Ольга Эдельман: В 25-м году была актуальна "безбожная программа" товарища Бухарина. Позднее выяснилось, что Бухарин - враг и шпион. "Прожженный двурушник" "действовал на антирелигиозном фронте как самый настоящий провокатор". Оказалось, он толкал "на путь левацких перегибов" с целью "разжечь религиозный фанатизм, создать столкновения с верующими".

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Состав суда:

Председатель суда.

1-й народный заседатель.

2-й народный заседатель.

3-й народный заседатель (женщина).

Секретарь суда.

Общественное обвинение.

Общественная защита.

Свидетели:

Поп, толстый (контраст пионеру),-не говорит, а гудит.

Раввин, подвижный до юркости,-говорит с характерным "акцентом".

Мулла, простоват и грубоват,-говорит с киргизским или татарским выговором.

Верующая старуха,-не говорит, а шамкает; не ходит, а семенит.

Крестьянин, верующий, умный,- ведет много споров о религии на заводе, куда попал, покинув крестьянское хозяйство.

Рабочий, видавший виды,-говорит просто, твердо, уверенно.

Комсомолец, развитой, способный рассуждать о тактике антирелигиозной пропаганды, не менее, как член рабкома, даже губкома.

Пионер, живой, резвый, маленький, со звонким голосом,

Комсомольцы из публики.

Комендант суда.

Ольга Эдельман: Персонажи должны были быть понятны и узнаваемы для широких масс трудящихся, представлять собой карикатурные типажи. Поп здесь - деревенский батюшка, раввин говорит как еврей-обыватель из анекдотов, мулла - тоже сельский, причем занятно, что типаж выбран именно татарский или киргизский, а не, скажем, кавказский.

Комендант. Прошу встать!-суд идет!..

(Входит суд-председатель, секретарь, народные заседатели. Обвинитель и защитник встают вместе с публикой).

Председатель. Объявляю суд над богом открытым...

Товарищи, за время тысячелетий существования человечества богом и во имя божие совершены неисчислимые, величайшие преступления. Комсомольская организация (называет) решила привлечь виновника к ответственности и выделила настоящий суд.

Нам придется судить не одного христианского бога, Христа и Саваофа. Осуждению подлежат под общим именем "бог" также магометанский Аллах, иудейский Иегова и все другие боги, которым поклонялось когда-либо человечество.

(Коменданту). Тов. комендант, явились на суд обвиняемые и свидетели?

Комендант. Свидетели явились все. Обвиняемый бог на суд не явился. Мы никак не могли его разыскать. Никто не мог указать точного адреса его. Неверующие говорят, что его разыскать нельзя потому, что он не существует. Верующие утверждают, что он пребывает везде, но мы нигде его не обнаружили. Послать радио-телеграмму на небо нельзя, потому что в бесконечном пространстве ни одной радио-станции не имеется. Пришлось ограничиться изображениями богов, которые имеются в большом количестве. Может быть, они сойдут за бога. (Выносит и ставит изображения Саваофа, Христа, Иеговы и т. д.). Видите - целая выставка богов.

Председатель. Тов. комендант заявил, что обвиняемый бог на суд не явился, потому что он не существует.

Владимир Тольц: Ну, доказать, что Бога нет, воинствующие безбожники конечно не могли. Вообще система доказательств в сфере веры к тому времени уже канула в прошлое. Правда, я не уверен, что "воинствующим безбожникам" это было известно, уж очень они были дики и малокультурны. По этой же причине не могли они серьезную философскую, если угодно дискуссию вести, да и форма эта для массовой пропаганды вообще малопригодна. Надо было что-то попроще.

Ольга Эдельман:Взамен дискуссии о бытии Божием агитаторы придумали систему обходных маневров. Набор использовавшихся ими аргументов оставался стабильным, хотя сама по себе политика борьбы с религией менялась. В первые пореволюционные годы новая власть обрушилась на церковь, но к христианству как таковому относилась вполне терпимо. Была даже теория, что по сути христианство близко к социализму. С начала двадцатых годов нападки на религию стали набирать обороты. Появился Союз Воинствующих Безбожников, имевший множество печатных органов. Комсомольцев подбивали на демонстративные выходки - осквернение и разрушение храмов, хулиганство, высмеивание обрядов (вошел в церковь в кепке и плюнул на пол). Предполагалось, что, мол, верующие увидят, что Бог не покарал охульника немедленно, и сделают вывод, что Бога нет.

С середины двадцатых спохватились, что агитационный результат от этих хулиганских выходок отрицательный, и опять же заклеймили их как враждебные происки.

Владимир Тольц: То есть, верно ли я вас понимаю, Оля, вы хотите сказать, что при всей топорности политика антирелигиозной пропаганды была достаточно гибкой, учитывала реакцию населения и искала наиболее удобные и эффективные формы?

Ольга Эдельман: Я бы сказала, они старались учитывать свои наиболее очевидные промахи. Что же касается их аргументации, то в первую очередь и более всего они упирали на классовую сущность религии. "Религиозники", как тогда называли любых священнослужителей, считались пособниками эксплуататорских классов. Подо всем этим была исторически подготовленная почва: накануне революции плотная поддержка церкви самодержавным государством раздражала многих, рождала разговоры о "жандармах в рясах".

Можно ли считать, что воинствующий атеизм возник как реакция отторжения? - Об этом мы поговорим с директором Центра "Церковь и международные отношения" МГИМО, доктором исторических наук, заведующим кафедрой Православного университета Андреем Борисовичем Зубовым.

Андрей Борисович, скажите, если бы пропагандисты воинствующего атеизма были более грамотны и тонки, был ли у них шанс провести свою линию более цивилизованно? Или большевики выбрали грубый, но самый действенный способ?

Андрей Зубов: Видите ли, речь идет о гражданской войне. Не надо забывать, что за этими текстами стоят многие десятки, а то и сотни тысяч человеческих судеб. Когда так красиво обсуждались проблемы бытия божьего в этих образчиках антирелигиозной пропаганды, одновременно расстреливались тысячи священников, десятки епископов закапывали живьем в землю, сжигались монахини в монастырях. Сейчас накоплен огромный материал, ужасающий материал. То есть каждый человек практически, который все это видел, который все это заучивал, он знал, что словами и аргументами, грубыми или тонкими, все не ограничивается. На самом деле идет борьба, жесточайшая борьба с церковью с богом, со святыней. А это как бы ее внешнее культурное оформление, это ее витрина. Поэтому сама эта словесная пропаганда была лишь прикрытием физического уничтожения церкви, религии, что происходило в те годы.

Владимир Тольц: В пьесе Резвушкина "Суд над богом", начало которой вы уже прослушали, далее действие развивалось так:

Председатель. Тогда приступим к следствию. Тов. комендант, попросите первого свидетеля - священника (называет фамилию).

(Комендант приглашает попа на сцену).

Опрос попа.

Председатель. Ваше имя, фамилия, занятие?

Поп. Имя мое,-отец Павсикакий. Занятие - я пастырь стада господня!

I-й комсомолец (из публики). Стада? Ишь, какой пастух выискался! Председатель. Не мешайте, товарищ! Верите вы в бога?

II о п. Да! Верую во единого бога отца, сына, духа свята и пресвятую богородицу.

2-й комсомолец. Здорово, в четырех сразу!

Председатель (обращаясь к обвинителю, защитнику и народи, заседателям). Не имеете ли вопросов свидетелю?

Нар. заседательница (председателю). Разрешите мне задать вопрос. Значит, мы, женщины, рожаем, обливаясь кровью потому, что Ева скушала яблочко? Разъясните, батюшка, а мы-то здесь при чем?

Поп. Как при чем?

Нар. заседательница. Да мы не желаем страдать за чужой грех!

Поп. Ах, какие же вы! Господь сына своего не пожалел распять, а вы не хотите и немножечко пострадать!..

Нар. заседательница. А что, если б ваш псаломщик убил человека, а вас за это вместе с приходом послали на принудительные работы. Назвали бы вы это справедливым и законным?

Поп. Что вы? Что вы? (К публике). Вот ужасная женщина- настоящая коммунистка. Псаломщик убил, а я отвечай. И спрашивает еще-справедливо, законно ли? (Нар. заседателынице). Чтобы тебе за эти словеса в тартарары провалиться!

Нар. заседательница. Но, ведь, бог за грехи Адама наказывает других, которые неповинны в этом грехе?

Поп. Ишь сравнила... Чтоб у тебя язык отсох за это сравнение...

2-й нар. заседатель. Скажите, вы учили покоряться хозяевам и буржуазным властям?

Поп. Апостол Павел сказал: всякой будет покорен власти, несть бо власть аще не от бога.

2-й нар. заседатель. А советская власть от бога?

Поп. Гм... Гм...

Председатель. Что же молчите?

Комсомолец. Наверно с оружием и святым крестом против рабочих дрался.

Поп. Нет, нет, что вы?! Господь с вами!

2-й нар. заседатель. Вспомните, вы молебен за белогвардейцев служили?

Поп. Грешен, батюшка, грешен. Один раз за дарование победы господину Деникину служил. А воевать-господь с вами. Вот дьякон мой-он в дружине "святого креста" воевал. А я,- нет, нет. Господь с вами!

Нар. заседательница. Вы детей закону божьему учили?

Поп. Учил, госпожа, учил.

Нар. заседательница. Какая я вам госпожа! Ишь, запарился бедняга.

Поп. Виноват, госпожа-товарищ...

Нар. зас. Вы рабочих исповедовали?

Поп. Да, исповедовал.

2-й нар. зас. А доносили начальству на тех, кто был против власти, царя и буржуазии?

(Поп кряхтит и молчит).

Председатель. Молчите? Довольно с вас! (Коменданту). Тов. комендант, приведите раввина.

Ольга Эдельман: Далее по пьесе будут допрашивать раввина и муллу. Воинствующие безбожники исходили из того, что представители всех конфессий являются союзниками, "выступают единым фронтом". Разногласия между ними считались несущественными по сравнению общностью классовых интересов.

Хочется спросить Андрея Борисовича: можно ли здесь провести параллель, увязать эту политику с пропагандой интернационализма, имевшей целью подавление националистических настроений?

Андрей Зубов: Я думаю, что речь идет здесь, конечно же, не о пропаганде интернационализма, но о попытке, кстати, страшно неумелой и фактически в тысячи моментах абсолютно ложной. Предположим, в нашей пьесе, которую мы сегодня слышали, говорится об изображении Иеговы. Как известно, изображать бога в иудаизме невозможно. То есть речь о массе ошибок фактических, о полном бескультурии этих людей. Но в том, что они пытаются создать некий единый, как бы белый фронт религии против красного фронта безбожия - это очень характерно. В этом есть, надо сказать, своя правда. Потому что в обычной жизни в религиозном обществе разные конфессии находились в непростых отношениях друг с другом, и конфликты на религиозной почве были и остаются, как вы знаете, до настоящего одним из главных типов социального и политического конфликта. Тем не менее, перед лицом воинствующего безбожия, действительно, все конфессии чувствуют себя намного ближе друг к другу.

Надо сказать, что в действительной практике, а не в этих наивных пьесках, коммунисты именно пытались раскалывать религию. То есть, например, борьба с православной церковью, которая началась с первых лет революции, она не соединялась с аналогичной борьбой против мечетей. Наоборот, довольно много зданий, которые отнимали у православной церкви, передавали мусульманам. Борьба с исламом началась лет на десять позже, когда уже православная церковь была очень сильно ослаблена. То есть в реальной церковной политике коммунисты, безбожники действовали классическим методом "разделяй и властвуй", но также пытались разделить саму православную церковь, создав обновленческий раскол.

Но в этой пьеске, действительно, была другая задача - показать, что, собственно, есть, как вы верно заметили, общий классовый интерес любого духовенства. И пытаясь свести веру и духовенства, и народа в первом случае к сознательному обману, духовенство любой религии обманывает народ, само ни во что не верит, а с другой стороны, к наивной готовности быть обманутым. Народ обманывается ложными словами духовенства. На самом деле здесь, как всегда, проявляется глубинная подсознательная реальность. Вот эти все люди сами, разумеется, будучи людьми не вовсе глупыми, не вовсе идиотами, не могли быть уверены на сто процентов в том, что они говорят. Они чувствовали, что некая метафизическая реальность так или иначе существует и отрицательная, я имею в виду сатану, и положительная, я имею в виду Бога. И ощущая это, пусть и не будучи людьми религиозными, церковными, они, конечно же, вели борьбу с реальным Богом.

Председатель. Ваша фамилия, занятие?

Раввин. Моя фамилия - гражданин Синайский. А занятие мое. Какое может быть мое занятие?-я раввин!

Председатель. Верите ли вы в бога?

Раввин. Даже смешно спрашивать. А что же?..

Председатель. Нам нужно знать - видели вы бога или нет?

Раввин. Что вы хотите, чтоб я умер? Вы разве не знаете, бог сказал Моисею: "Лица моего увидать нельзя - человек на может увидеть меня и остаться в живых".

Защитник. Скажите, а вы уверены в том, что бог существует?

Раввин. Существует ли бог? Конечно, существует. Вы такой образованный, и вы не читали священную книгу "Каббалу". А если б вы читали, вы бы знали, что там стоит написано: бог - это грозный старец, который имеет один миллиард семь тысяч кудрей, рост которого равен полмиллиарду мил., а пальцы руки он имеет длиной в двести тысяч верст.

Поп. Чепуха!

Раввин. Чепуха? Вы думали, что бог наш такой же маленький человечек, как ваш Христос?

Поп. Но! Но!

Раввин. Что но? Наш бог создал небо и землю в шесть дней!

2-й нар. зас. Ах, это ваш бог создал небо и землю, на которой мы живем?

Раввин. А что же вы думали?

2-й нар. зас. Скажите, пожалуйста, в какой день бог создал свет?

Раввин. Вы не знаете? В самый первый!

2-й нар. зас. А солнце?

Раввин. Солнце? Солнце - в четвертый!

2-й нар. зас. А как же был свет без солнца в течение трех дней?

Раввин. Как был свет без солнца? Ну этого я не знаю! Меня тогда не было!

Председатель. Ваши фамилия, имя, занятие?

Мулла. Мой пфамилий Мухамеджанов - мулла мечеть город Акмола.

Защитник. Признаете ли существование других богов?

Мулла. Нит бога, кроме бога, и Магомет пророк его.

Защитник. Чем вы докажете, что Магомет-пророк божий?

Мулла. Магомет написал святой книга Коран, дилал много чудес на земля. Пся жизнь его чудесный.

1-й нар. зас. Какими чудесами сопровождалось пребывание Магомета на земле?

Мулла. Кагда Магомет родилса, мать его ни знал никакой боль. Небеса загорелса огнем, и земля затрясса. Девять лет он так умный был, так умный был, что вся ученый дывилса его умам.

Поп. Врет мулла! Врет! Эго про нашего Иисуса Христа сказано в святом писании!

Мулла. Сам урус боп врет! Эго про наш Магомета сказано святой Коран!

1-й нар. зас. А сам Магомет какие еще чудеса творил?

Мулла. Как же? Как же? Магомет сделал чудес много больше, чем Христос и Моисей.

Поп. Ну! ну!

Раввин. Скажите-кто ему поверит?!

2-й нар. зас. Скажите, вам известно, где и как живет Аллах?

Мулла. Аллах живет на небо, вокруг него много ангел, который день и ночь все поет, все поет: Слава Аллах! Силва Аллах!

2-й комсомолец. Хорошее занятие!

Мулла. Не мышай (продолжает). Из всех ангел старший: Гавриил, Михаил, Азраил и Исрафил. Архангел Гавриил имеет много-много, прямо больше миллион рот, который на всем языкам молят Аллаха милости, миллион глаза капают слезы, просят Аллаха простить грехи.

2-й комсомолец. И не могут умолить, ишь, злюка какая!

Мулла. Сказал, не мышай,-так ны мышай.

Председатель (прерывает). Расскажите, как вы представляете себе рай?

Мулла. Ой, какой рай карош на небе. Там зеленый густой сад, большой, большой! По том садам текут река, один вода- чистый хрусталь, другой - вино-пьяный, третий-мед сладкий, четвертый - молоко кобылий. Праведник будет ашать - плоды, махан, бараний жир, узюм, все праведник будет иметь 10.000 шатрам, каждом 10.000 покой, каждом покой 10.000 мягкий кровать, каждый кровать будет гурий молодой, очень красивый, толстый!

1-й комсомолец. Вот жеребячья порода.

Ольга Эдельман: Пьеса, как мы говорили уже, предназначалась для самодеятельных постановок в клубах, прежде всего сельских. В тексте пьесы автором были предусмотрены места, где постановщики могли ввести свои, местные штрихи. Предлагалось самостоятельно составить речь обвинителя и защитника на суде, для этого в книге даны были заготовки по рубрикам: "Бог - величайший преступник мира", "Преступления бога как создателя и управителя мира" и так далее.

Материалы к суду над Богом.

Бог -величайший преступник мира.

Убедить верующих в несуществовании бога трудно, почти невозможно. Но, основываясь на их же представлениях о боге, на священных книгах, легко показать истинное лицо бога, живущего в воображении людей.

Можно показать, как по священным книгам выходит, что бог - величайший преступник, и что вера в него дорого обходится человечеству.

Первое преступление бога

Сотворив первых людей Адама и Еву, бог совершил первое преступление. Адама и Еву, обрек на мученья за то, что они, соблазненные змеем, съели запрещенный плод одного из деревьев того сада, в котором они находились.

Бог всеведущий должен был предвидеть возможность этого. Являясь всемогущим, он не должен был: 1) создавать людей такими, что их можно соблазнить любому змею; 2) он не должен был создавать дерево с такими соблазнительными плодами; 3) он не должен был создавать змея, способного толкнуть людей на соблазн.

Создав все эти условия для первого преступления, бог сам является виновником его.

Но мало того: бог за пустяшное преступление, как срывание плода, обрек на жестокие страдания не одного Адама и Еву, а весь род человеческий и своего сына божия, Христа, который должен был пострадать - "искупить" этот пустяшный грех.

Всемирный потоп.

Что может быть преступнее этого божественного поступка?.. Теперь на земле насчитывается 1800 миллионов человек. Если допустить, что во времена всемирного потопа людей на земле было в 2, в 3, в 10 раз меньше, чем теперь, и тогда бог совершил неслыханное по своему безумству преступление - утопил многие миллионы людей.

В воде захлебывались все - от грудных детей до немощных стариков. По земным законам человек, утопивший другого человека, подлежит высочайшей мере наказания. Что же делать с богом, который топил людей миллионами?

Казни египетские

Бог, совершая преступления перед человечеством, не останавливался перед тем, чтоб предавать смерти, уничтожению животных, растений, младенцев и т. д.

Это мы видели во время всемирного потопа и гибели Содома и Гоморры. Но еще больше видим на десяти казнях, которым господь подверг через Моисея египетский народ, когда фараон не захотел выпустить евреев из Египта.

Несмотря на то, что евреев не отпускал фараон, которому евреи нужны были как рабы, бог обрушился казнями не на фараона, а на египетский народ.

Библия свидетельствует, что погублены были все рабы в реках, все скоты в полях от язвы, все растения от града и саранчи, наконец, все младенцы-первенцы, от первенца фараона до первенца рабыни, и все первородное от скота.

Из этих казней видно, насколько мстительна, злобна, преступна натура бога.

Ольга Эдельман: Вот что кажется самым примечательным. В антирелигиозной пропаганде постоянно употреблялся набор однообразных эпитетов: религиозный дурман, мракобесие, завлечение в паутину. Религия устойчиво ассоциировалась с темнотой, одурманенностью, сном разума - в точном соответствии с постулатом об "опиуме для народа". Похоже, тогдашним пропагандистам состояние веры как таковое было глубоко непонятно. Религия стабильно рифмовалась с алкоголизмом: пьянство и религиозные предрассудки шли одной графой. Как в наше время "алкоголь и наркотики". Странно, что это происходило в России, традиционно считавшейся глубоко верующей страной.

Андрей Зубов: Надо сказать откровенно, что к 17 году уровень религиозности был очень низок в России и в высших, и в низших сословиях. Причем динамика была различна. Если в высших сословиях, в так называемой интеллигентской субкультуре происходило постепенное повышение уровня религиозности, и наиболее талантливые, выдающиеся мыслители в то время группировались вокруг "Вех", вокруг Собора 17 года, то в народе, наоборот, шел все больший и больший религиозный упадок, который начался давно, начался еще, наверное, с раскола в 17 веке. И из-за борьбы с церковью русские императоры в 17 веке, из-за небрежения к религиозному образованию в эпоху Николая Первого этот процесс принял необратимый характер. Поэтому к 17 году русское общество пришло в значительной степени обезбоженным. Это, собственно, и есть причина революции. И если бы народ был глубоко религиозный, он бы просто не польстился бы на посулы большевиков.

Поэтому как раз борьба с религией стала необходимейшим элементом революционной деятельности, революционной пропаганды. Надо сказать, что таковой она была еще в 19 веке, и не только в России, но и в Европе. Поскольку надо было уничтожить все возможности религиозной апелляции, апелляции к совести, тогда можно было развязать те низменные страсти, которые позволили бы совершить революцию. В этом главный смысл антирелигиозной деятельности большевиков. Это была именно борьба на уничтожение, религия должна была быть уничтожена, потому что или религия, или большевизм, единства между ними быть не могло.

Обратите внимание, что когда коммунистическая идеология стала вести эту борьбу, она вызвала противоположную реакцию. Если перед революцией уровень религиозности в народе был низок, то по известной переписи 37 года, так называемой "запрещенной переписи", одна треть горожан и две трети сельских жителей объявили себя верующими людьми. Это явно выше тех показателей, которые были в 17 году, значительно выше. Потому что если бы такие показатели были в 17 году, не было бы революции. Вот некие духовные основания, духовные родники веры большевиками уничтожены быть не могли.

  • 16x9 Image

    Владимир Тольц

    На РС с 1983 года, с 1995 года редактировал и вел программы «Разница во времени» и «Документы прошлого». С 2014 - постоянный автор РС в Праге. 

XS
SM
MD
LG