Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Оскар 2002 года




Рая Вайль: Для Славы Цукермана и меня это юбилейная передача. В пятый раз мы выходим в эфир с очередным отчетом о церемонии Оскара. Но этот год особый не только для нас. В этом году Оскар празднует два юбилея. 75-летие церемонии и 50-летие первой трансляции ее по телевидению. В связи с этим, можно было бы ожидать особенно пышных празднеств.

Слава Цукерман: Однако то, что праздник американской Академии Кино совпал с началом военных действий в Ираке, не могло не повлиять на характер нынешней церемонии. Шли даже разговоры о том, чтобы отложить вручение Оскаров на более позднюю дату. Некоторые из кинозвезд, номинированных в этом году, выступали с предупреждениями, что они не явятся на празднества. Другие грозились выступить с политическими речами.

Рая Вайль: Одним словом, в этом юбилейном году, к обычным волнениям зрителей в преддверии самого престижного киноконкурса года, прибавились и новые волнения: состоится ли церемония вообще, и не превратиться ли она в политический скандал?

Слава Цукерман: Второй раз церемония проходила в построенном в прошлом году, в самом центре Голливуда, новом зрелищном комплексе "Кодак", включающем в себя зрительный зал на три с половиной тысячи зрителей, торговый центр, отель с гигантским танцевальным залом и комнату прессы, вмещающую полторы тысячи журналистов.

Рая Вайль: Частью этого комплекса также является и огромная ковровая дорожка, по которой на глазах зрителей, перед объективами многочисленных кинокамер, проходят на церемонию разодетые в пух и прах ее участники. Так вот, ожидали, что это праздничное шествие будет отменено в этом году. Однако изменений особых не было. Даже ковер красный сохранился. Единственным нововведением были две врезки в передачу телевизионных новостей из Ирака. Многие ожидали, что во время церемонии произойдет политический скандал. И действительно, напряженный момент был, когда режиссер документального фильма "Игра за Коломбину", получая Оскара, произнес резкую политическую речь, обозвав президента США самозванцем и осудив его за войну в Ираке. Кто-то аплодировал во время этого страстного монолога, кто-то недовольно морщился. Но стоило оратору покинуть сцену, как все об этом забыли, и в зале вновь воцарилась праздничная атмосфера. Шли разговоры о том, что многие звезды не явятся на церемонию. Но из номинированных звезд не явился только один Эминем, песня которого, написанная к фильму "Восьмая миля", неожиданно для всех получила Оскара. Но Эминем непредсказуем. Жаль, что ему не удалось получить свой приз из рук самой Барбары Страйзенд.

Слава Цукерман: По традиции церемонию ведут знаменитые комики. В этом году тяжелая задача найти баланс между серьезностью момента, когда идет война, и необходимой на празднике кино долей юмора, досталась опытному кинематографисту, актеру и писателю Стиву Мартину. Стив Мартин уже однажды исполнял с успехом роль ведущего церемонии Оскара. Справился он со своей задачей и на этот раз.

Рая Вайль: Оскар празднует в этом году свое 75-летие. Долгая жизнь сама по себе - свидетельство успеха. Замечу в сторону, что российская Киноакадемия существует всего несколько лет. Она вручает свой русский эквивалент Оскара - Нику. И вот не успела эта Академия окрепнуть, в этом году появилась вторая конкурирующая Академия, тоже вручающая свою премию - Орла. Стабильность Оскара не может не внушать зависть. 75-летие - бриллиантовый юбилей. Почему же и как три четверти века назад появилась Американская Академия кино и ее ежегодные конкурсы?

Слава Цукерман: 1927 год был годом максимального расцвета немого кино. А также годом, когда был снят первый звуковой фильм.

Рая Вайль: Так что, получается, что в этом году мы отмечаем и еще один юбилей - юбилей звукового кино.

Слава Цукерман: Голливуд рос, росли его доходы. Но с другой стороны, росли и проблемы. Консерваторы обвиняли кинематограф в безнравственности. На этом фронте Голливуд должен был защищаться от внешних врагов. Были также у голливудских продюсеров и внутренние враги. Технические работники студий многократно бастовали и в 1926 году, наконец, создали свой профсоюз. Актеры, режиссеры, сценаристы, тоже все время проявляли недовольство, стремясь добиться самостоятельности, которую студийная система им не давала. Того и гляди, и они готовы были создать свои союзы. В этой атмосфере крупнейший воротила Голливуда, глава студии "Метро Голдвин Мейер" Луис Мейер и пришел к идее создания авторитетной организации, внутри которой можно было бы решать все больные вопросы кино под непосредственным контролем глав студий. Так родилась Академия Кино, полное название которой, данное ей Мейером и его юристами, заслужившими прозвище "отцов голливудских контрактов" звучит так: Академия Кинематографических Искусств и Наук.

Рая Вайль: Первый состав Академии насчитывал 230 человек. В нее входили представители разных кинематографических профессий. Но, как понятно по числу членов, не все профессионалы, а только, так сказать, элита кинематографа. Сегодня Академия имеет 5700 голосующих членов. Одновременно с созданием Академии было решено, что Академия будет присуждать ежегодные награды за лучшие достижения в разных областях кино.

Слава Цукерман: Луис Мейер оставался инициатором на каждом этапе. Эскиз награды - статуэтки обнаженного мужчины с мечом, опирающимся на катушку кинопленки был нарисован Сэндриком Гибонсом - главным художником студии "Метро Голдвин Мейер", которого можно было бы назвать придворным дизайнером Мейера. Гибонс спроектировал даже частный дом главы студии. По эскизу Гибонса, студентом-практикантом была сделана скульптура, затем отлита из сплава британия и позолочена. Так родился знаменитый Оскар. Он и сейчас точно таков, каким был при рождении. Только во время Второй мировой войны Оскаров изготовляли не из дорогого сплава, а из гипса, из экономии, конечно.

Рая Вайль: Слава, а почему эту скульптуру называют Оскаром?

Слава Цукерман: На этот счет есть две легенды. По одной из них, имя скульптуре дала библиотекарь Академии Маргарет Хэмик, нашедшая у скульптуры сходство с ее дядей Оскаром. По другой легенде актриса Бэд Дэвис заявила, что скульптура напоминает ей ее последнего любовника Оскара. Сегодня невозможно установить, какая из версий верна. Однако, что несомненно, кличка прижилась. Сначала скульптуру стали называть Оскаром члены Академии, а затем и все американцы.

Рая Вайль: Любопытно, что хотя Оскар родился в том же году, что и звуковое кино, награды за лучшую музыку к фильму и за лучшую песню не давались до 1934 года. И первым фильмом, получившим награду за лучшую песню был первый фильм, в котором Фред Остер и Джинджи Роджерс сыграли главные роли, - "Веселая разводка".

Слава Цукерман: В этом смысле 1934 год можно назвать годом зрелости американского киномюзикла. Мы вспомнили об этом не случайно. Многие годы мюзикл был одним из самых популярных жанров американского кино. Потом мюзиклы вышли из моды, и в последние годы почти полностью исчезли с экранов. Затем появились первые ласточки возрождения жанра - постмодернистские мюзиклы, "Танцующие в темноте" и "Мулен руж". И вот, наконец, в этом году, кинематографисты снова представили зрителям традиционный мюзикл "Чикаго". И мюзикл этот стал одним из самых успешных фильмов года и одним из главных кандидатов на Оскара - в 13-ти категориях. Итак, в год возрождения мюзикла мы решили вспомнить о том, как этот киножанр завоевал популярность.

Рая Вайль: Вы слушаете мелодию из мюзикла "Веселая разводка", получившую первого Оскара в номинации лучшая оригинальная песня. Музыка Кона Конрада, слова Херба Магицона, исполняет оркестр под управлением Томи Дорси. Возвращаемся к рассказу об истории Оскара.

Слава Цукерман: Как вы видите, Академия была создана хозяевами студий. А входят в нее представители групп, имеющих свои интересы. В борьбе этих интересов и рождаются решения Академии. Первого же Оскара за лучший фильм первые академики в 1927 году хотели присудить фильму Кинга Видера "Толпа". Это полудокументальный фильм, показывающий, как затирает отдельного человека толпа современного города. Луис Мейер не согласился с выбором Академии. Он считал, что фильм этот слишком мрачен, и такой выбор членов новой академии будет вреден для имиджа Голливуда. По его мнению, наград нужно было дать немецкому режиссеру Мурнау, сделавшему свой первый голливудский фильм. Такой выбор, с одной стороны, покажет культурность Академии, а с другой, привлечет и других знаменитых европейских кинематографистов в Голливуд и, следовательно, будет полезен для общего дела. Целый день Мейер уговаривал академиков и, в конце концов, уговорил их сменить свое решение.

Рая Вайль: Как видите, отцы Голливуда знали, в чем состоят общие интересы всех кинематографистов. Поэтому никогда не могла появиться вторая голливудская Академия. Российским кинематографистам пока еще не удается понять, в чем их общие интересы. Отсюда - две академии и множество других проблем.

Слава Цукерман: В первом решении американской Киноакадемии, по-моему, как в зерне, содержалась вся будущая история Оскара. На академиков можно влиять, но только в той степени, в которой соблюдены их общие интересы. Поняв это, главы студий и другие кинематографисты вступили в открытую борьбу за Оскаров.

Рая Вайль: Как же можно повлиять на решение академиков? Насколько я понимаю, весь процесс голосования проходит тайно, за закрытыми дверьми?

Слава Цукерман: Это не совсем так. Начнем с номинаций. Номинации, почти по всем категориям, делают только члены соответствующего отдела Академии. Так, режиссеров номинируют режиссеры, операторов - операторы, актеров - актеры. Есть три исключения. Специальные две комиссии академии номинируют документальные фильмы из числа представленных документалистами. И фильмы на иностранном языке, официально представленные разными странами, - по одному от каждой страны. Все члены Академии без исключения, номинируют фильмы по категории "Лучший фильм года". В окончательном тайном голосовании по всем категориям принимают участие все члены Академии. Влиять, конечно, можно и на членов отделов Академии, таким образом предопределяя номинации, и на всю Академию в целом.

Рая Вайль: Часто звучат голоса, утверждающие, что Оскар - всего лишь коммерческое предприятие. Своего рода инструмент рекламы голливудских студий. Слава, что вы можете сказать по этому поводу?

Слава Цукерман: Вокруг Оскаров существует своего рода туман. Эта награда высоко ценится в киномире. Она влияет на сборы фильма, часто добавляя к доходам картины до 50 миллионов долларов. Средняя цифра - 28 миллионов. Она влияет на карьеру кинематографистов больше, чем какая-либо иная награда в мире. Было бы просто странно, если бы и студии, и отдельные кинематографисты не старались влиять на голосование академиков. Вот пример из ранней истории.

Рая Вайль: В 1945 году кинозвезда Джоан Кроуфорд пыталась восстановить на несколько лет прервавшуюся карьеру. Она наняла публициста, и тот, с помощью работников студии, начал умело распускать легенды, что игра Кроуфорд в еще незаконченной картине "Милдред Пирс" гениальна, и что актриса наверняка получит Оскара за эту роль. Легенда кочевала из газеты в газету и, в конце концов, цель актрисы была достигнута - она получила Оскара.

Слава Цукерман: Опыт Джоан Кроуфорд переняли и другие. И с тех пор публицисты Голливуда соревнуются в создании подобных легенд, также не стесняясь и прямой обработки членов Академии, приглашая их на просмотры, сопровождающиеся походами в шикарные рестораны. Каждая голливудская студия тратит на предоскаровскую компанию около 300 000 долларов. То есть, около 500 долларов на каждого члена Академии.

Рая Вайль: И сегодня тоже?

Слава Цукерман: В особенности, сегодня. В последние годы Оскар за лучшую картину и, вообще, большое количество Оскаров стало доставаться компании "Мирамакс", сделавшей погоню за Оскарами своим основным рекламным приемом. Два года назад картина "Мирамакса" "Влюбленный Шекспир" соревновалась за Оскара со спилберговским "Спасением рядового Райана". Президент "Мирамакса" Харви Вайнстин сформулировал тогда свою задачу так: появление в прессе от 1000 до 2000 страниц, посвященных "Влюбленному Шекспиру" в неделю. И, конечно же, эту задачу выполнял. Говорят, что эта компания стоила "Мирамаксу" 50 миллионов долларов. А в этом году "Мирамакс" слегка изменил вою стратегию. Студия по-прежнему вкладывает огромные средства в предоскаровскую рекламу, но конкурентов почти не осталось. Большинство номинированных по главным категориям фильмов имеют прямое отношение к "Мирамаксу". "Чикаго" и "Банды Нью-Йорка" - продукция "Мирамакса". В производстве "Властелина колец" и "Часов" "Мирамакс участвовал в качестве одного из копродюсеров.

Рая Вайль: Монополизация американского кино одной фирмой - это, наверное, плохо?

Слава Цукерман: Как ни странно, в данном случае, это хорошо. Или, вернее, отражает хороший процесс. Процесс интеллектуализации американского кино. Раньше большие студии никак не могли делать основные ставки на иностранные или американские независимые фильмы. Поскольку фильмы эти просто не приносили больших доходов. "Мирамакс" - первая компания, уловившая новую тенденцию зрителей. Сначала "Мирамакс" начал богатеть, прокатывая иностранные фильмы, затем начал производить свои, рассчитанные на интеллигентного зрителя. Затем компания была приобретена большой студией "Дисней", потеряла независимость, приобретя в обмен достаточно денег, чтобы стать основной компанией массово производящей фильмы - кандидаты на Оскаров.

Рая Вайль: Слава, а не снизило ли это стандарт подобных фильмов?

Слава Цукерман: Успех "Мирамакса" и других подобных компаний, как я уже сказал, - часть общего процесс роста интеллигентности американского кино. Американские фильмы с каждым годом становятся интеллигентнее и глубже. Темы, элементы стиля. Раньше принадлежавшие области кино экспериментального теперь приводят к выдвижению картины на Оскара.

Рая Вайль: Вы слышите музыку композитора Филиппа Гласса к кинофильму "Часы", номинированного на Оскара. Это первая номинация Филиппа Гласса - одного из самых оригинальных композиторов-модернистов Америки. Слава, что вы скажете про фильмы и номинации этого года?

Слава Цукерман: Замечательные фильмы и замечательные номинации. Я просто не припомню за последнее время другого года, когда вышло бы столько хороших фильмов и они были бы столь справедливо номинированы на Оскара. Особенно резко этот год выделяется на фоне прошлого и позапрошлого годов, не очень богатых удачными картинами. Подобные киноуражайные годы случались раньше в 30-е, 40-е, 50-е годы.

Рая Вайль: В чем же, по-вашему, прелесть фильмов этого года?

Слава Цукерман: С одной стороны, их интеллигентность, глубина, с другой - высокое мастерство их создателей и, как ни странно, разнообразие стиля и жанров.

Рая Вайль: Кстати, и музыка в этом году была необычайно разнообразной. С одной стороны - реппер Эминем, с другой - традиционный мюзикл "Чикаго", а есть еще - "Банды Нью-Йорка", песню к которому написала и исполняет знаменитая рок-группа "U 2". За эту песню, а она называется "Руки, строившие Америку", гордость Ирландии "U 2" уже получила несколько наград, в том числе и Золотой глобус. Оскара они, правда, не получили, как мы уже говорили, он достался Эминему, но песню стоит послушать.

Слава, вы говорили о разнообразии фильмов, представленных в этом году на Оскара.

Слава Цукерман: Лучше всего можно увидеть это разнообразие на примере номинации на лучший сценарий. Я уже говорил о том, что "Чикаго" это возрождение жанра мюзикла. Сценарий "Чикаго" номинирован. Другой номинированный сценарий - "Вдали от рая" - это попытка возрождения и стилизации еще одного забытого жанра - монументальной социальной мелодрамы 60-х годов. Автор сценария и режиссер картины молодой кинематографист Тод Хайнс, старается возродить даже цветовую гамму забытого жанра, во многом обусловленную ушедшей в прошлое технологией техноколор. Еще один номинированный сценарий "И твою маму тоже" - ироническая реалистическая любовная история, снятая в Мексике. Испанская картина знаменитого Педро Альмодовара "Поговори с ней" - острая парадоксальная социальная сатира. А "Мальчики"? Реалистическая, но тоже, не без доли парадоксальности и иронии английская драма. "Пианист" - монументальная картина Романа Поланского, дающая полную историю варшавского гетто на примере жизни реального героя. Другой монументальный фильм - "Банды Нью-Йорка" - стилизованная эпопея о бандитских войнах 19 века. "Часы" - тончайшая психологическая картина, экранизация книги, дающая три вариации на тему романа Виржинии Вульф, писательницы, недавно еще казавшейся столь сложной, что ее имя стало частью иронического названия "Кто боится Виржинии Вульф?".

Рая Вайль: Похоже, ни американские зрители, ни члены американской академии кино ее больше не боятся.

Слава Цукерман: Как видите, все номинированные сценарии резко отличаются друг от друга. Среди них нет двух сходных по стилю. А я еще оставил напоследок два сценария особенно отличных от остальных. "Моя большая греческая свадьба" - один из сюрпризов года. Малобюджетная картина без звезд, ставшая кассовым чемпионом.

Рая Вайль: Конечно же, в своем ограниченном масштабе?

Слава Цукерман: Нет, нет, в самом полном смысле. Сборы "Греческой свадьбы" достигли 223 миллионов, и она вышла по доходам года на пятое место, оказавшись в компании многомиллионных боевиков. Автор сценария фильма - никому до сих пор не известная актриса Ния Варталос - сама играет главную героиню, девушку из большой греческой семьи, владеющую в Нью-Йорке рестораном. Девушку, которая никак не может найти себе мужа, а когда находит, к ужасу членов семьи он оказывается не греком. Это этническая комедия. Жанр, старее и традиционнее которого трудно найти. Еще одно возрождение старого жанра. И опять с успехом. И последний номинированный сценарий - "Адаптация". Словом адаптация также по-английски называется экранизация. "Адаптация" - это фильм о том, как сценарист пишет сценарий.

Рая Вайль: Слава, вы перечислили столько фильмов, что трудно поверить, что все эти сценарии были номинированы.

Слава Цукерман: Дело в том, что я умышленно смешал две категории. Сценарии оригинальные и экранизации. "Адаптация" - второй фильм режиссера Спайка Джонсона и сценариста Чарли Кауфмана. До этого они удивили мир картиной "Как быть Джоном Малковичем" - сюрреалистической интеллектуальной комедией о роли актера, кинозвезды в современном мире. Впервые кинематографисты занялись на экране анализом собственного творческого процесса. В новой картине они пошли по этому пути, который я бы назвал пост-постмодернизмом, еще дальше. Сценарист картины Чарли Кауфмон является, в то же время, героем картины, хотя исполняет его роль замечательный актер Николас Кейдж, кстати, номинированный за эту роль на Оскара. В фильме у Чарли Кауфмана есть брат-близнец Дональд, альтер эго и антипод автора. Его тоже играет Кейдж. Дональд, не существующий в реальной жизни, числится, однако, в титрах соавтором Чарли. И таким образом, оказывается первым экранным героем, выдвинутым на Оскара за написание сценария, героем которого он и является.

Рая Вайль: Это напоминает известную историю, где герой оказался сам себе дедушкой.

Слава Цукерман: Эта путаница - суть сценария Кауфмана. Содержание фильма - попытки автора сделать сценарий по реально существующему бессюжетному рассказу писательницы Сюзан Орлин, которую великолепно играет тоже номинированная за эту роль на Оскара Мэрил Стрип. Воображаемый брат Дональд уговаривает Чарли Кауфмана воспользоваться стандартными драматургическими приемами, на разработку которых потратили много сил гении этого дела. От Аристотеля до знаменитого голливудского учителя сценарного мастерства Роберта Маки. Тоже одного из героев фильма. "Адаптация" - веселая комедия. Но, в то же время, это полное драмы размышление на тему взаимоотношений искусства и жизни в современном мире, на тему о трудностях взаимной адаптации жизни в искусстве и художника в жизни. Не удивительно, что Чарли Кауфман стал сегодня культовой фигурой среди американской творческой молодежи.

Рая Вайль: Слава, как и в прошлые годы, интернет проводил среди своих клиентов опрос с целью определить, кто окажется лауреатами Оскаров по мнению зрителей. Кто же из сценаристов должен был получить Оскара, по мнению опрошенных?

Слава Цукерман: Зрители, пользующиеся интернетом, в абсолютном своем большинстве предсказали успех низкобюджетным фильмам - сенсациям года. По категории "оригинальный сценарий" большинство опрошенных посулило Оскара "Большой греческой свадьбе", а по категории экранизации - "Адаптации". Не надо забывать, что речь шла о предсказаниях кинозрителей, а не о их вкусах, не о их личном выборе. Личный вкус зрителей совпал с их предсказаниями только в случае сценария "Адаптации". И то только потому, что из-за путаницы, о которой мы говорили раньше, зрители отнесли его не к экранизациям, а к оригинальным сценариям.

Рая Вайль: Почему же он не мог устроить зрителей в качестве экранизации?

Слава Цукерман: По той простой причине, что самым любимым зрителями фильмом года оказалась другая экранизация - вторая часть "Властелина колец" - "Две крепости". Первая часть этой киноэпопеи выставлялась на Оскара в прошлом году. В обеих главных категориях - лучший фильм и лучшая режиссура. Вторая часть в этом году номинирована только в категории "лучший фильм". И не получив главного Оскара в прошлом году "Властелин колец" практически не имел шанса получить его и в этом, когда конкурирующие с ним фильмы оказались значительно сильнее. Понимая эту ситуацию, любители кино, пользующиеся интернетом, не предсказывали, что эта картина получит Оскара в главных категориях. Однако, их собственный вкус - другое дело. Большинство их голосов по категориям "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучший сценарий" было отдано "Властелину колец".

Рая Вайль: Вы согласны с этими зрителями?

Слава Цукерман: Обычно, мое мнение ближе к мнению зрителей, чем к мнению академиков. Но не в этом случае. Мне кажется, что другие фильмы этого года больше заслуживают главных Оскаров. Но мнение образованной молодежи, а зрители, пользующиеся интернетом, это, в основном, образованная молодежь, мне понятно.

Рая Вайль: Почему же молодежь предпочла "Властелина колец"?

Слава Цукерман: "Властелин колец" - классический культовый роман. На нем выросли и были воспитаны несколько поколений американцев. Более того, главная культовая научно-фантастическая киноэпопея нашего времени "Звездные войны" заимствовала множество идей из этой книги. В те времена, когда Джордж Лукас начал работать над "Звездными войнами", ни интеллектуальный уровень массового зрителя, ни технический уровень кинематографа не позволяли прямую экранизацию "Властелина колец" - самой фантастической из фантастических книг. Сегодня, наконец, настал день, когда подобная экранизация стала возможной, и молодой режиссер Питер Джексон справился с этой задачей с подлинным блеском. Понятно, почему молодежь отдает ему предпочтение.

Рая Вайль: И что же решили академики?

Слава Цукерман: Академики отдали Оскара за оригинальный сценарий действительно очень оригинальному, но не очень глубокому сценарию Педро Альмодовара "Поговори с ней". А приз - за сценарий-экранизацию фильму "Пианист". "Пианист" - история реального человека Владислава Шпильмана, пережившего годы немецкой оккупации в Варшавском гетто. Сценарий фильма основан на мемуарах Шпильмана. И превращение непрофессиональных живых мемуаров в стройную киноисторию было воспринято киноакадемиками как вершина сценарного мастерства.

Рая Вайль: Слава, мы уже рассказали о фильмах, номинированных по категории лучший сценарий. И получилось так, что зрители не сумели предсказать результаты голосования. А как с предсказаниями по другим категориям?

Слава Цукерман: По категории "актер второго плана" большинство голосов предсказателей интернета было отдано Крису Куперу, фильм "Адаптация", и несколько меньше Кристоферу Уокену, фильм "Поймай меня, если сможешь". Оба актера играли великолепно. Кристофер Уокен играет неудачника, воспитавшего сына-авантюриста с ювелирным мастерством и тончайшей иронией. По-моему, это его лучшая роль. Однако роль, созданная Крисом Купером, сыграна не просто хорошо, Купер показал характер, никогда раньше на экране не появлявшийся. Беззубый неудачник, величайший специалист по самым красивым и загадочным цветам-орхидеям, герой Купера - выразитель идей нового времени. Однако другие актеры, номинированные по этой категории, произвели на меня не меньшее впечатление. Эд Харрис в фильме "Часы" совершает на экране прямо на глазах зрителей самоубийство. Попробуй сыграть такое. А Харрису веришь абсолютно. Даже Станиславский не посмел бы сказать свое пресловутое "не верю".

Еще один кандидат на Оскаров в категории "актер второго плана" Пол Ньюман исполнил в фильме "Дорога к гибели" роль престарелого мафиози. Мало ли было подобных характеров в американском кино, но трагического мафиози Ньюмана тот, кто видел "Дорогу к гибели", не забудет никогда.

Рая Вайль: Получается, что все хороши. Как же делать предсказания?

Слава Цукерман: Следовать предполагаемой логике академиков. То есть, в основном актеров, коллег номинированных. Пол Ньюман, Эд Харис уже получали Оскаров, достаточно купались в лучах славы. То же можно сказать, в какой-то степени о Кристофере Уокене. Хотя уж больно хороша сыгранная им роль. Что же касается Криса Купера, этот замечательный актер до сих пор незаслуженно был обойден славой. Кому же отдать Оскара? В данном случае мнение зрителей и академиков совпало - Оскара получил Крис Купер.

Рая Вайль: Вернемся к наградам и возьмем категорию "актрисы второго плана". Тут тоже была суровая конкуренция. Однако предсказатели отдали большинство голосов Кэтрин Зите Джоунс. Оно и понятно. Роль, которую она играет в фильме "Чикаго", почти так же велика и сложна, как главная роль. Кэтрин Зита Джоунс показала себя настоящей звездой мюзикла. Академики, разделяя вкусы зрителей, отдали предпочтение ей. И на церемонии, беременная на 9-м месяце Кэтрин Зита Джоунс пела и танцевала, как в фильме, хотя в это время стояла машина скорой помощи. На всякий случай. А вдруг, неровен час, родит прямо на сцене.

Слава Цукерман: Большинство участников опроса на интернете предсказали, что Оскара за главную мужскую роль получит Дэниель Дей Льюис, фильм "Банды Нью-Йорка".

Рая Вайль: И я, кстати, с ними совершенно согласна.

Слава Цукерман: Льюис замечательный актер. От него ждали очень многого, но он давно не появлялся в значительной роли, образ, созданный им, необычайно ярок, характерен и неожиданен. Я тоже думал, что Оскара получит он.

Рая Вайль: Но вот академики предпочли Эдриена Броуди, молодого исполнителя роли пианиста в фильме Поланского.

Слава Цукерман: По категории "главная женская роль" участники опроса на интернете отдали свое предпочтение Николь Кидман, и я на их стороне. Трудно назвать другую актрису, сыгравшую в последние годы только блестящих ролей, обойденных Оскаром. Коллеги ей завидовали, и завидовали по вполне понятным причинам. Мало того, что она удивительно талантлива, она, при этом еще и удивительно хороша собой. Но и этого мало. Она была женой самого популярного, богатого и красивого актера Тома Круза. Катастрофический развал этого семейного союза, я думаю, пошел Николь Кидман -актрисе на пользу. Играя Вирджинию Вульф, она использует минимум грима, но при этом, меняет свою внешность настолько, что ее просто невозможно узнать. Играть большую личность, гения, невероятно трудно. Для этого актер или актриса должны быть способны поднять себя до масштаба этой личности. Николь Кидман это, несомненно, удалось.

Рая Вайль: В данном случае, Слава, ваше мнение совпало с академиками. И Николь Кидман получила Оскара за лучшую женскую роль. 5 фильмов боролись за Оскара в категории "лучший режиссер". Роб Маршал за фильм "Чикаго", Мартин Скорсезе за фильм "Банды Нью-Йорка", Стивен Долдри за фильм "Часы", Роман Поланский за фильм "Пианист". Педро Альмодовар за фильм "Поговори с ней". Эти же фильмы, за исключением фильма Альмодовара и с добавлением второй части "Властелина колец" были номинированы по категории "лучший фильм года".

Слава Цукерман: Все эти фильмы были вполне достойны Оскара. Педро Альмодовар, по общему мнению, один из лучших режиссеров мира. А "Поговори с ней", по мнению многих - его лучший фильм. Роман Поланский - великий режиссер, после долгих лет творческого полу упадка опять создавший выдающийся фильм, получивший первую премию в Каннах и на многих других международных конкурсах. Фильм спорный, но я склонен согласиться с теми, кто видит в нем лучшую картину о трагедии европейского еврейства, когда-либо снятую. "Часы" - вторая картина молодого английского режиссера Стивена Долдри. Картина необычная. Ее содержание - настроение и духовное напряжение нескольких часов жизни трех пар, не связанных между собой почти ничем, кроме интеллектуальных ассоциаций. С этой сложнейшей задачей режиссер справился, создав удивительный ансамбль с равным совершенством играющих актеров. Роб Маршал - молодой волшебник, своим "Чикаго" возродивший жанр мюзикла. Какая блестящая компания! Однако большинство опрошенных на интернете предсказало, что Оскар за режиссуру достанется Мартину Скорсезе. Скорсезе - классик американского кино, в течение многих лет несправедливо обойденный наградами. Скорсезе, прежде всего, тонкий реалист, знаменитый своим умением работать с актерами. "Банды Нью-Йорка" - фильм необычайный для Скорсезе и вообще необычный. Об американских бандах сняты сотни фильмов, но все они совсем другие. Когда смотришь "Банды Нью-Йорка", вспоминаешь самурайские эпопеи Куросавы и, в то же время, как ни странно, Бабеля. Скорсезе сотворил образ Нью-Йорка 19 века, по красочности сравнимый только с Одессой Бабеля. "Банды Нью-Йорка" - это зрелая, блестящая и, в то же время, неожиданная работа большого мастера. Логика подсказывала, что чувство справедливости заставит академиков отдать Оскара за режиссуру Скорсезе. Чувство справедливости академиков оказалось еще большим, чем я ожидал. Оскара за режиссуру они отдали невольному изгнаннику Поланскому.

Рая Вайль: Ну и, наконец, лучший фильм года.

Слава Цукерман: Предсказатели в большинстве сулили этот приз "Чикаго". Возрождение одного из главных жанров американского кино. Разве это не повод вручить Оскара за лучший фильм? Кроме того, история этой картины - квинтэссенция типичной голливудской истории многолетней борьбы и заслуженной победы.

Рая Вайль: О чем вы говорите, какая многолетняя борьба?

Слава Цукерман: Этот фильм шел к экрану 27 лет. Мюзикл "Чикаго" был поставлен на Бродвее Бобом Фосси в 1975 году. Я тогда как раз переехал в Нью-Йорк и видел этот спектакль. В те времена за театральной постановкой мюзикла сразу следовал киновариант. Предыдущая работа Фосси, мюзикл тех же авторов Джона Кендера и Фреда Эбба "Кабаре", имел на экране столь же большой успех, как на сцене. Естественно было ожидать такого же успеха и от "Чикаго". Один из продюсеров спектакля Мартин Ричардс купил права на экранизацию мюзикла за, в те времена, огромную сумму в полмиллиона долларов. Однако спектакль "Чикаго" имел сравнительно небольшой успех. Идеи пьесы не находили отклика в сердцах тогдашних зрителей. Кроме того, никому из приглашенных Фосси и Ричардсом сценаристов не удавалось превратить "Чикаго" в киносценарий. Спектакль был слишком театральным, обращенным прямо в зал к зрителям и не поддавался переводу на язык кино. Между тем, снимая свой автобиографический фильм "Весь этот джаз" Фосси использовал в картине и в ее названии одну из лучших песен из "Чикаго". А затем: затем, как известно Боб Фосси умер от инфаркта в возрасте 60 лет. Продюсер стал искать нового режиссера. Но ни один известный режиссер не хотел иметь дело брошенным Фосси, драматургически неинтересным и не поддающимся экранизации мюзиклом. А дальше мюзиклы стали выходить из моды и практически исчезли с американских экранов. Мартин Ричардс почти смирился с тем, что его полмиллиона долларов пропали. Однако время шло. Одним из главных событий американской жизни стал процесс О'Джей Симпсона - убийцы, по общему мнению, оправданного присяжными в результате политической демагогии адвоката. Да это же сюжет Чикаго, - подумал Мартин Ричардс и начал приглашать новых сценаристов, чтобы написать осовремененный вариант сценария. Однако сценаристы все еще не знали, как избавиться от откровенной театральности пьесы. Между тем, на экраны вышел "Мулен руж", и студии снова стали проявлять интерес к мюзиклам. И вот тут в дело включился молодой танцор и балетмейстер Роб Маршал. Он только что снял свой режисерский кинодебют - телевизионный фильм по мюзиклу "Эни". Мартин Ричардс пригласил его поговорить о каком-то очередном проекте. Не о "Чикаго". И тут вдруг Роберт Маршал говорит: "Между прочим, я знаю, как экранизировать "Чикаго", использовав его театральность. Все многочисленные песенно-танцевальные номера мюзикла должны быть поданы как фантазия героини, мечтающей стать актрисой и потом представляющей свою жизнь как серию эстрадных номеров".

Стиль нового мюзикла был найден. Всему свое время. Мюзиклу Чикаго понадобилось 26 лет, чтобы процесс Симпсона привлек интерес публики к его содержанию, а новый язык искусства постмодерн привлек интерес к его откровенно-театральной форме. В этом году продюсеру Мартину Ричардсу исполнилось 70 лет. И он пожинает плоды работы, отнявшей больше трети его жизни. Согласитесь, что Мартин Ричардс заслужил позолоченную статуэтку.

Рая Вайль: Фильм "Чикаго" получил 6 Оскаров, в том числе и за лучший фильм года.

XS
SM
MD
LG