Ссылки для упрощенного доступа

Шон Коннери снова в Праге


Шон Коннери, 1992
Шон Коннери, 1992

Автор программы Нелли Павласкова

Нелли Павласкова: В августе, посреди тропического лета нынешнего года, в Прагу ворвалась настоящая голливудская ночь. Ее привез к нам легендарный агент 007 Джеймс Бонд - актер Шон Коннери. По его инициативе, в Праге состоялась европейская премьера нового голливудского фильма "Лига экстраординарных джентльменов". Коннери исполнял в нем главную роль и был одним из продюсеров. Как правило, все торжественные американские премьеры больших фильмов проходят в Лондоне, иногда в Париже, ну уж точно не в Праге. Правда, однажды было нечто похожее. Это когда Том Круз представил "Интервью с вампиром". Но тогда это было лишь приятное совпадение обстоятельств. В тот день Том Круз находился в чешской столице на съемках. А надо сказать, что в Чехии и, в особенности, в Праге, крупнейшие мировые кинокомпании снимают свои фильмы беспрерывно. Почему же такая звезда, как Коннери, перенес европейскую премьеру своего фильма в Чехию, в страну со столь малым числом кинозрителей? Тот факт, что большая часть фильма снималась в прошлом году в Праге - момент примечательный, но недостаточный. Ведь сколько американских фильмов снимается в Чехии, в Румынии или на Мальте, но для проведения мировых премьер это не играет никакой роли. Однако со съемками фильма режиссера Стивена Норингтона "Лига экстраординарных джентльменов" все обстояло совсем по-другому. Сначала съемки проходили, как обычно. Была нанята большая вспомогательная чешская съемочная группа. Голливудские специалисты вместе с чехами построили в павильонах декорации, на воду спустили роскошную модель - подводный дворец Наутилус капитана Немо. Актеры разместились в новой романтической гостинице Four Seasons, выросшей в укромном уголке прямо над Влтавой, возле Карлова моста. Рассказывает участник съемок Хелена Петранкова.

Хелена Петранкова: В прошлом году Шон Коннери - самый первый и самый знаменитый Джеймс Бонд первых семи серий фильмов, строжайшим образом запрещенных в социалистической Чехословакии - провел в Чехии несколько месяцев. Его пребывание вызвало волну интереса у чехов и иностранцев, но Коннери тщательно охраняли американские бодигарды и чешская полиция. Бондомания продолжается у кинозрителей до сегодняшних дней, но культовыми стали именно первые фильмы, когда Коннери сам создал образ идола - мужской шарм, твердая, ни разу не дрогнувшая рука, холодный взгляд, британский юмор и мартини с водкой, которые надо взбалтывать, но ни в коем случае не смешивать. Между прочим, сам Коннери ненавидел эту роль, хотя благодаря ей пришла слава, и он стал самым высокооплачиваемым английским актером своего времени. Но Оскара, все-таки, он получил за роль ирландского полицейского в фильме "Неподкупные". Прошлым летом ему исполнилось 72 года, и Праге он представился, как абсолютный джентльмен - вежливый, улыбающийся, сдержанный, красивый, моложавый. Он часто повторяет, что придерживается философии старого мужчины и подкрепляет это своим самым любимым изречением: "Я хочу быть просто старым человеком с хорошей репутацией". Во время съемок "Лиги джентльменов" Коннери работал, как зверь, но по выходным дням выезжал к замку Карлштейн, где находится хорошее поле для гольфа, и там отдавался своему хобби. В нашем гольф клубе он получил клубный билет со служебным номером 007.

Нелли Павласкова: Тем не менее, известно, что съемкам сопутствовало невезение.

Хелена Петранкова: Да, съемки, едва начавшись, были прерваны, потому что Коннери заболел. Он лежал недолго, быстро снова вышел на съемочную площадку, хотя все время принимал антибиотики. В начале июля он должен был приехать на Карловарский кинофестиваль, где организаторы собирались наградить его хрустальным глобусом за вклад в киноискусство. Его ждали до последнего дня, но он так и не приехал. А приз пришлось вручить ему в домашней обстановке в гостинице. Он принес извинение, объяснив, что не мог удержаться и пошел в театр на оперу "Дон Жуан". Но ему пришлось уйти после первого же действия из-за душившего его кашля. Но вот Коннери выздоровел, и съемки продолжились. А 12 августа все снова замерло - в Праге началось наводнение, равного которому не было 500 лет. Вода залила декорации, выстроенные на Влтаве, и подводную лодку капитана Немо, в которой герои должны были отправиться в Венецию, спасать мир от фанатичного безумца. Между прочим, Наутилус был выстроен на бывшей судоверфи на Влтаве. На нем был капитанский мостик, невероятных размеров салон, каюты, коридоры, украшения в духе отелей Востока. В том же здании на берегу Влтавы находились мастерская спецэффектов, реквизит и гардеробная. Мы потеряли почти все. Ночью вода неожиданно поднялась и все затопила. Декорации и сценография этого фильма были лучшими из всех, которые я видел в жизни - сказал тогда Коннери. Но восстановить все было не так уж сложно. Не это было его главной заботой в те страшные дни. Коннери очень полюбил Прагу и страшено переживал, видя, как ее бесценное историческое богатство погружается в воду. Между прочим, и отель был залит водой, и самого актера эвакуировали буквально в последние минуты. Американские кинематографисты перенесли спасенную декорацию в другие павильоны и продолжили съемки. Коннери не хотел сидеть сложа руки. 15 августа прошлого года он созвал пресс-конференцию с телевизионными иностранными съемочными группами и обратился ко всему миру с призывом помочь Чехии и спасти ее исторические ценности. "Снимайте документальные фильмы о наводнении. Я лично наговорю к ним комментарий. А видеокассеты разошлю всем телекомпаниям мира, как призыв прийти на помощь", - сказал он тогда. Коннери описал свои эмоции во время эвакуации, сказав: "Да, нам пришлось срочно покинуть гостиницу. Но что это по сравнению с несчастьем многих чехов, потерявших крышу над головой?".

Нелли Павласкова: Призыв Шона Коннери помочь в ликвидации последствий наводнения, действительно, услышали все континенты. Об этом вспоминает выходец из России, австралийский кинооператор, лауреат многих международных премий Юрий Сокол, неоднократно работавший в Голливуде.

Юрий Сокол: Я хочу сказать, прежде всего, что сегодня каждый человек завален таким потоком новостей, читающихся дикторами и по радио, и по телевидению, что, безусловно, эмоциональные чувства притупляются. Мы привыкли воспринимать новости о пожарах, засухах и других человеческих катастрофах, как нечто обычное и ежедневное, к сожалению. Именно поэтому сообщение о наводнении в Праге больше всего меня взволновало, прежде всего, потому, что оно исходило от человека, с которым меня связывала общая принадлежность к киноиндустрии, и из-за того, что я за полтора года до этого снимал художественный фильм на тех самых улицах, о которых он говорил, что они теперь находятся под водой. Естественно, потом я стал более внимательно следить и за печатными выступлениями, и за телевидением. И когда я увидел те самые улицы, по которым я ходил, и которые я снимал совсем недавно, наполненные водой, меня обуяло чувство невероятного волнения, потому что там оставались не только камни, которые мне нравились и бесценные памятники культуры, а потому, что там оставались люди, которые были моими друзьями, знакомыми и которые, как я знал, живут совсем недалеко от тех мест, на которые нахлынула эта катастрофа. Я звонил несколько раз и помню, что к своему облегчению я узнал, что почти никто лично не пострадал. А что имущество, которому был нанесен ущерб, может быть либо восполнено, либо восстановлено. Выступление Шона Коннери показывали в Австралии по телевидению. Оно также вызвало определенные реакции. По-моему, были даже какие-то специальные телефонные линии, по которым люди могли звонить и жертвовать какие-то деньги в фонд восстановления и помощи Праге. Но, безусловно, сам факт того, что за этой компанией стоял не какой-то безличный диктор телевизионный, а такая выдающаяся личность, безусловно, придало этой компании очень большое эмоциональное и человеческое значение.

Нелли Павласкова: Прошлогодним летом, когда улеглись волнения с наводнением и вода схлынула, Шон Коннери сумел еще сходить на футбольный матч пражского клуба "Виктория Жижков" и "Глазго Рейнджерс" и пережить поражение своих шотландских земляков. Коннери пошел также на торжественную премьеру новой версии фильма Милоша Формана "Амадей". Там он совсем не по-звездному пробирался сквозь толпу приглашенных и пил со всеми шампанское. Встреча с Форманом не прошла впустую. Форман предложил Коннери одну из двух главных ролей в новом проекте - фильме "Гаснущие свечи" по одноименному бестселлеру венгерского писателя Мараи. На другую роль в этой картине был приглашен известный австралийский актер Карл-Мария Брандауер. Форман должен был начать съемки фильма в Чехии в начале октября этого года, как вдруг, накануне приезда Коннери, печать принесла сообщение, что он внезапно отказался от этой роли и все съемки перенесены на будущий год, пока режиссер не найдет ему замену. Но это так, к слову. Покидая в прошлом году Прагу, Коннери встретился с президентом Вацлавом Гавелом и сказал ему: "Я еще приеду". И вот он сдержал слово. Он не только приехал, но и тщательно подготовил премьеру фильма "Лига экстраординарных джентльменов". Каждый желающий мог купить билет на премьеру, на предшествовавший ей коктейль и на последующий раут за 1500 крон. Это около 50 долларов. Вырученные деньги, 1 750 000 крон, Коннери вручил городскому фонду помощи пострадавшим от наводнения и фонду Вацлава и Дагмар Гавел. Коннери не только приехал сам, но и привез других звезд игравших в фильме - Пету Уилсон, известную и популярную в Чехии по роли Никиты в одноименном американском сериале, Шона Уэста и Тони Карана. И вот наступил вечер премьеры. Несколько тысяч человек, собравшихся в центре Праги перед кинотеатром, дождались своего кумира. Шон Коннери с супругой вышел из лимузина и попал в окружение телекамер. Коннери обратился к пражанам.

Шон Коннери: Я не был здесь год и мой чешский немного заржавел, так что прошу меня простить. Когда я был здесь в прошлом году, это была катастрофа для всей Чешской республики. Мое самое светлое воспоминание о том, как люди боролись и справлялись с наводнением. О том, как они наполняли мешки песком, как помогали все - старые, молодые, студенты из разных стран. Все хотели предотвратить катастрофу. Я все время вспоминаю именно эту атмосферу. Такое же, впрочем, было и в Германии. Люди тоже там были отважны. И очень рад, что смог снова вернуться. В прошлом году мне посчастливилось встретиться с президентом Вацлавом Гавелом. Мы тогда пообещали друг другу, что если наш фильм будет удачным, то я привезу его в Прагу. И мы пожали друг другу руку. А обещание, скрепленное рукопожатием, надо выполнять. И вот я привез этот фильм для премьерного благотворительного показа с тем, чтоб эти деньги передали пострадавшим от наводнения. А теперь я приглашаю зрителей посмотреть наш новый фильм "Лига экстраординарных джентльменов". Это очень забавный фильм. В Америке он уже собрал 60 миллионов долларов. И я надеюсь, что и вам он понравится.

Нелли Павласкова: Когда начался фильм, Коннери поехал в ресторан поужинать с супругами Гавел. После окончания фильма, шедшего в трех залах, автобусы отвезли гостей в Страховский монастырь, что стоит чуть повыше Града - президентского дворца. Столы были накрыты прямо во дворе монастыря. Там же была выстроена паркетная танцевальная площадка. С горы открывался необыкновенный вид на ночную Прагу. Весь обслуживающий персонаж раута был одет в костюмы венецианского карнавала потому, что этот карнавал - центральная сцена фильма. Среди них бесшумно сновали хозяева в черных рясах - монахи Страховского монастыря ордена Премонстрата. "Я здесь уже много лет, но ничего подобного не вспоминаю", - сказал один из Премонстратов и добавил: "Если бы на минутку проснулись братья, усопшие 300 лет тому назад, то и глазам бы своим не поверили". Коннери явился на раут около полуночи. Незаметно, как и подобает секретному агенту королевы Великобритании. Вместе с супругами Гавел он осмотрел монастырские залы, библиотеку, картинную галерею и выставку фотографий, запечатлевших наводнение. Потом экс-президент Чехии и его жена расцеловались на прощание с четой Коннери и каждая пара отбыла в своем лимузине. Публика расслабилась, начались танцы и песни, и голливудская ночь закончилась к утру.

Но а каков же сам фильм "Лига экстраординарных джентльменов"? Это самый настоящий развлекательный, постановочный, дорогой фильм, с драками, стрельбой, прекрасными декорациями Венеции, с историческими костюмами, компьютерными трюками и замечательными актерами. И лучше всех - Шон Коннери. Он играет роль стареющего британского охотника, живущего в Африке, патриота и закаленного в боях бойца Алена Гватермена. Интересно, что "Лига джентльменов" состоит из литературных героев: капитана Немо, художника Дориана Грея, бессмертной невесты Дракулы, благородной вампирше Мины Херкер, американского секретного агента Тома Сойера и раздвоенного господина Джекила, он же чудовище Хайд.

Фильм начинается со сцены катастрофы. В Лондон в мае 1899 года врывается невиданное стальное чудовище, наподобие танка, и крушит все на своем пути. Его главная цель - разрушить британский национальный банк. Из танка выскакивают зловещие бесчинствующие фигуры в формах гитлеровского Вермахта. Это Германия напала на викторианскую Англию и пытается развязать мировую войну совершенно новыми средствами. Таинственный сэр Эм собирает необыкновенных людей на защиту отечества и обуздание агрессора по имени Фантом. Злоумышленник собирается взорвать Венецию, где проходит традиционный карнавал и конгресс в защиту мира. Забываются колониальные распри между индусским капитаном Немо и благородным стражем интересов империи Гватерменом, и герои на Наутилусе плывут навстречу опасности. Есть среди них и предатель, и фальшивый игрок имеет место, и неразделенная любовь к вампирше, и финал с победой над извергом, и прощальные слова умирающего британца Гватермена-Коннери, обращенные в день начала 20 века к его молодому другу американскому агенту Тому Сойеру: "Этот век уходит со мной. Новый век принадлежит тебе, Америка".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG