Ссылки для упрощенного доступа

Где на Руси жить дешевле?


Елена Рыковцева: Гость нашей сегодняшней программы - редактор отдела расследований еженедельника "Собеседник" Елена Скворцова. Одно из последних расследований, которое провел этот журнал, связано с уровнем цен в Москве и в других городах России. Оно будет опубликовано в "Собеседнике" завтра. Елена, по традиции программы "Читаем газеты", ваш собственный вопрос нашей аудитории?

Елена Скворцова: Сколько, как вы думаете, не хватает денег в вашей зарплате, чтобы нормально жить на те цены, которые вас окружают?

Елена Рыковцева: Спасибо, Елена, и мы начинаем наш разговор. По данным многих исследований, Москва - один из самых дорогих городов мира. В последний раз я обнаружила его уже на второй строчке, вслед за Токио. Это странно, потому что, когда москвичи приезжают в другие города России, не говоря уже о западных, вроде Вены или Стокгольма, они обнаруживают, что продукты в магазинах или обеды в ресторанах в Москве обходятся дешевле. На чем вообще основаны исследования уровня цен в различных городах мира? Какова методика такого рода подсчетов?

Елена Скворцова: Методика берется разная, и вот то, что вы упомянули, - это одно из последних исследований, проведенное британской компанией "Мерсер". Совсем недавно, месяца три назад, Москва была на 49-ом месте, и это было другое исследование другой компании. В данном случае "Мерсер" взяла данные зарубежных компаний, которые отправляют своих сотрудников жить и работать в Москве. Естественно, потребности у иностранных граждан значительно выше, чем у россиян, они предпочитают селиться в гостиницах, в которых российские жители никогда обычно не селятся, я имею в виду средний класс и чуть ниже оплачиваемых людей. Естественно, те рестораны, которые посещают иностранные граждане, и те цены, которые там существуют, отличаются от тех, которые привыкли видеть и посещать опять же среднестатистические россияне. И исходя из этих данных, собственно, "Мерсер" и выяснила, что Москва на втором месте после Токио в мире и на первом месте в Европе по дороговизне проживающих. У них было 200 параметров.

Елена Рыковцева: То есть, насколько я понимаю, эта компания, скорее, выявила уровень запросов иностранцев, которые посещают Москву.

Елена Скворцова: И услуг, которые Москва им может предоставить, оказавшись лидером вот такого рейтинга. Это было 200 пунктов, по которым они смотрели эти цены, и вот по этим пунктам Москва набрала почти 200 баллов.

Елена Рыковцева: А та методика, где Москва оказалась на 49-ом месте, она что подразумевала?

Елена Скворцова: Другие запросы, других граждан и другие параметры. Вот наши, например, российские статистики, которые тоже делают подобные исследования, - есть несколько фирм, которые их проводят, - они берут другие параметры, берут среднестатистического россиянина и средние моменты проживания.

Что сделали мы в "Собеседнике"? Мы сделали, в принципе, то же самое, что и "Мерсер", только мы сделали это опять-таки с обычными людьми, которых большинство. Мы позвонили своим знакомым в разные города, знакомым своих знакомых. Мы постарались взять как можно более широкую географию и спросили у людей, сколько что стоит: квартплата в среднем за однокомнатную квартиру, где прописан один человек, транспорт муниципальный, транспорт типа маршрутного такси, просто такси, колбаса вареная, колбаса копченая тоже средней стоимости, телефон, ресторан опять же и гостиница, если приехать туда.

Елена Рыковцева: Опровергают ли результаты вашего исследования тот устойчивый тезис, что Москва - это самый дорогой город в России, а в провинции жизнь дешевле?

Елена Скворцова: Да. В провинции жизнь, как выяснилось, не дешевле, это во-первых. Хотя, возможно, с точки зрения москвичей она и кажется дешевле, поскольку в Москве больше средняя зарплата, даже официальная, - ее цифры составляют где-то порядка 10 тысяч рублей. А в провинции, как правило, она колеблется от 1800 до 3000 рублей, за исключением северных регионов и Сибири, где она порядка 7-8 тысяч. Еще раз повторяю, это усредненные очень параметры.

Самые дорогие города России - это Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. В Южно-Сахалинске однокомнатная квартира, как нам рассказали наши коллеги-журналисты, обходится порядка 1,5 тысяч рублей, то есть это квартплата за квартиру, которую люди ежемесячно платят. И в Петропавловске-Камчатском квартплата где-то порядка 1100 рублей. Дороже они платят за телефон, дороже они платят за электричество.

Средняя цифра, которая фигурирует по Москве, квартплаты за однокомнатную квартиру, - естественно, трудно здесь судить, есть льготы, есть разные виды собственности жилья, а мы, еще раз повторяю, берем очень средние цифры, - среднестатистически усредненная и официальная - 550. Вот такой разброд цен. Притом что, еще раз повторяю, зарплата в Москве средняя - 10 тысяч, а в Петропавловске-Камчатском, как нам сказали, - 5-7 тысяч. И в общем, из этой суммы платить такую цены за квартиру, наверное, очень существенно.

Елена Рыковцева: Елена, вы написали в своем материале, что самый неприятный вывод, который вы сделали в ходе своего исследования, тот, что цены практически никак не зависят от доходов населения. Это, собственно, то, о чем вы начали говорить.

Елена Скворцова: Да, это действительно так. Все официальные комментарии, которые мы получили на эту тему, заключались в том, что да, есть правительственные программы, которые могли бы компенсировать расходы, да, они не работают, да, на них нужны деньги, денег у правительства нет, у местных бюджетов денег тоже нет.

Самый дешевый город, по нашим исследованиям, получился город Елец Липецкой области, где буханку хлеба можно купить за разную цену, естественно, как и везде, но самая дешевая - это 4 рубля 60 копеек. Почему? Потому что власти города доплачивают, у них есть региональная программа компенсации вот этих вот расходов. У них муниципальный транспорт бесплатный, и вообще у них цены ниже.

Аналогичный город в Ярославской области, Переславль-Залесский, с такой же зарплатой средней - от 1800 до 3000 - ничего подобного не имеет. Я еще раз повторяю, что беру небогатых людей. Есть и те, которые могут зарабатывать и 20 тысяч, но их единицы.

Ну, у них поесть можно, по нашим меркам, очень прилично и очень дешево - за 120-150 рублей и поужинать за 250 уже с вином. Но, учитывая уровень зарплат, вы понимаете, что рестораны там, конечно, посещают не те люди, которые имеют эти зарплаты, а те несколько человек, у которых они значительно выше.

Елена Рыковцева: С нами на связи слушатель. Пожалуйста, вы в эфире. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я каждый раз с недоумением слушаю -откуда берутся цифры средней зарплаты - 10 тысяч, 15 тысяч и так далее?!. Ну, вот я доцент, вроде средний класс.

Елена Рыковцева: И вы живете в Москве?

Слушатель: Я живу в Москве, я доцент МАИ. У меня зарплата 2700 рублей. Хотя я не плачу за транспорт, хотя половину платы составляют у меня квартирные и коммунальные платежи, но 2700 - это не те деньги, на которые можно ходить в театр, покупать книги и чувствовать себя более-менее свободно.

Елена Рыковцева: Конечно. Елена, кстати, это хороший вопрос, потому что, действительно, я тоже слышу все время о том, что зарплата наших преподавателей, сотрудников вузов едва-едва достигает 100 долларов. А ведь те, кто работает в образовании, в медицине, и в других социальных - к сожалению, очень низкооплачиваемых, - сферах, составляют очень большой процент трудоспособного населения Москвы. Откуда берется эта цифра средняя - 10 тысяч рублей?

Елена Скворцова: Ну, это действительно так. У меня мама преподает в школе более 30 лет, и у нее зарплата 3,5 тысячи рублей со всеми надбавками, стажем и все такое прочее. К сожалению, мы это прекрасно осознаем, но есть зарплаты порядка 10, 15, 18 тысяч, и есть зарплаты порядка 2,5-3,5 тысяч.

Елена Рыковцева: То есть высокие зарплаты настолько высоки, что...

Елена Скворцова: Они компенсируют, и средняя цифра получается в районе 10. Как в том же маленьком городке Переславле-Залесском, где среднестатистическая бюджетная зарплата - 1800, но половина города работает на одном заводе, который сейчас акционировался, а вторая половина города работает на другом заводе, который тоже сейчас акционировался. И вот некоторая часть людей, тоже немалочисленная, она работает в разных школах, детских садах, ЗАГСах, разных учреждениях и получает вот эти 1800-2000 рублей, а вот те люди получают 5000. И поэтому средняя зарплата по городу идет, как я сказала, где-то порядка 3000, даже выше, но мы в исследовании брали планку 1800-3000. Что касается Москвы, к сожалению, мы знаем, что такой разброд цен существует, и он существенен. И опять же именно поэтому вывод о том, что уровень цен не зависит от уровня зарплат, очень неприятен. Потому что все разговоры идут только о том, что завоз стоит дорого, тарифы на отправление грузов велики, тарифы монополий надо повышать, потому что иначе они не могут сами себя развивать дальше. И поэтому мы должны все это перекладывать на наши карманы, естественно, на карманы людей, у которых и побольше зарплата, и поменьше. Естественно, тех, у кого она поменьше, это может довести просто до нищеты.

Елена Рыковцева: Я напоминаю, что вы слушаете программу "Читаем газеты". У вас в гостях редактор отдела расследований еженедельника "Собеседник" Елена Скворцова. И она пытается продолжить свое расследование уже в нашем эфире. Елена, вы установили, что самой заметной оказалась разница в оплате коммунальных услуг в различных российских городах. Здесь какие закономерности?

Елена Скворцова: Во-первых, система ЖКХ, которую у нас безуспешно или успешно, во всяком случае, не очень внятно пытаются реформировать, опять-таки переложив на плечи людей большую часть платежей, она настолько удивительна сама по себе, что ты никогда не знаешь, сколько ты платишь. Часть льгот идет из федерального бюджета, то есть часть компенсаций идет из федерального бюджета. Но как мы выясняли в одном из прежних наших материалов, это делается не на основе какой-то статистики, а просто так, оптом, сколько у нас примерно льготников, примерно льготных регионов, - и вот оптом переводятся деньги. Это говорится, что переводятся, на самом деле там есть долги федерального бюджета перед местными, региональными бюджетами.

Что касается регионов, это отдельная история. Они могут потратить деньги на мазут, которые отпущены, на отопление, они могут потратить на какие-то празднества, еще куда-то могут их деть, могут недоплатить, могут недоремонтировать, могут эти льготы не пустить. И вот в разных городах, по-моему, в Воронеже не так давно пытались чуть ли не на 90 процентов заставить людей платить квартплату. Это все система ЖКХ.

В некоторых местах регионы действуют нормально, и они дают своим гражданам льготы. Например, в Челябинской области граждане платят, как мы выяснили, только 60 процентов от коммунальных услуг, и естественно, им это легче платить, чем жителям Екатеринбурга, которые платят 80 процентов, что, естественно, очень высоко. Я уж не говорю о бедных жителях Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска, которые так оторваны от России, у них все продукты завозятся с материка, поэтому они гораздо дороже, чем в Москве, в принципе, но они платят по 1500 и 1100 рублей за однокомнатную квартиру, где прописан один человек, что, на мой взгляд, просто невозможно при зарплате 5-7 тысяч.

Елена Рыковцева: Я хотела бы обратиться к другому вашему расследованию, которое также было опубликовано в еженедельнике "Собеседник". "Пятый пункт национальной экономики" - материал называется. Вы, насколько я поняла, пытались исследовать соотношение различных национальностей в различных областях экономики. Цифры-то я вижу, а вот к каким выводам вы пришли? Вы можете сначала познакомить наших слушателей с данными, а потом выводы.

Елена Скворцова: Не совсем наше было исследование, просто в прошлом году Ассоциация менеджеров России, издательский дом "Коммерсант" - они проводили опрос, в результате которого установили по 10 лидеров в 18 отраслях российской экономики. Поскольку очень много в тот момент как раз говорили о различных национальных особенностях и пристрастиях к различному роду деятельности, - люди восточные больше заняты в торговле, другие в банковской сфере и так далее - вот мы посмотрели, посчитали и выяснили, что из этих 180 лидеров 88 оказались русскими.

Такие отрасли, как легкая, лесная, деревообрабатывающая, пищевая, черная металлургия, - среди лидеров этих видов промышленности оказались русские, и тем самым несколько мы пошатнули общественное мнение, которое предполагает, что как раз русские не способны к серьезным достижениям в экономике.

Елена Рыковцева: Вот для этого жизнеутверждающего вывода и провели это исследование.

Елена Скворцова: Ну, в общем, да. Оно скорее забавное, чем имеющее какое-то прикладное значение.

Елена Рыковцева: Лена, я заметила, что у вас в "Собеседнике" отдел расследований занимается не столько криминальными, сколько, скорее, бытовыми вещами, которые интересны рядовому потребителю. Например, вы проводили исследование тарифов на железнодорожный транспорт в одном из последних номеров.

Елена Скворцова: Да. Это скорее было не исследование, это скорее была попытка объяснить, что же происходит, и попытка задаться вопросом, хорошо это или плохо. В принципе, МПС утверждает, есть некое количество людей, которые почти перестали ездить, то есть снижался пассажиропоток все время, и вот только последние 2-3 месяца он начал вдруг увеличиваться (на 3 с чем-то процента он увеличился), и они очень довольны и считают, что это результат начала их реформ и гибкой тарифной политики.

Между тем, многие люди предпочитают летать на самолетах, потому что билет на самолет не намного дороже, чем на поезд. Оказалось, что совсем не меняются цены на плацкарты боковые и верхние, и в принципе, если у кого-то совсем нет денег, несмотря на летние повышенные тарифы, человек может себе позволить все-таки достаточно дешевый вид передвижения - вагоны поезда, которые сейчас стали, в общем-то, вполне приличного вида.

Что же касается реформы МПС, которая будет происходить, то, в общем, в будущем нас ожидают довольно своеобразные изменения. В основном на регионы ляжет и право собственности, и право решать, сколько транспорта и какого пускать по региону между городами, между областями, какие электрички, сколько электричек заказывать у МПС, и этим будут распоряжаться регионы, и, возможное, какие-то частные компании, которым доверят это управление. То есть нас ждут большие перемены, как я понимаю, в железнодорожном транспорте.

Елена Рыковцева: Если снова говорить о жанре, в котором вы работаете: Гостем прошлой нашей программы был Леонид Млечин, известный российский писатель, публицист, который заявил в своем материале в "Новой газете", что жанр расследования уже практически можно хоронить в России, потому что это не расследования - это журналистика сливов. То есть если вам никто не приносит компромат - у вас нет других возможностей этим заниматься, а если приносят, то честным журналистским расследованием это уже назвать нельзя.

Вот как вы в "Собеседнике" для себя определили этот жанр расследования, как вы занимаетесь этим?

Елена Скворцова: Ну, я думаю, что Млечин абсолютно прав, потому что действительно расследования, как мы понимаем, начитавшись детективов, - это, наверное, сейчас невозможный жанр в принципе. Либо возможный, но тогда надо работать со всеми и то, что тебе приносят, проверять из других источников, но это так редко случается. Я практически в последнее время не читала ни одного такого материала.

Что касается нас, мы как бы общероссийская национальная газета, но мы хотели бы, и по исследованиям "Гэллап-медиа" нас читает не только конкретно один подписчик, но и люди всей семьи, то есть, как правило, это семейные люди, наши подписчики. Как правило, им в районе 30-50 лет, это хорошая аудитория, и каждая находит для себя что-то интересное. Как правило, люди устали от громких разоблачений, и грязной политики, им интересно то, что происходит вокруг, что происходит с теми явлениями, с которыми они сталкиваются, почему эти явления возникают.

Елена Рыковцева: Это у вас принцип такой: не надо грязи, давайте займемся железнодорожными тарифами, давайте говорить о ценах? Это именно принцип отдела расследований еженедельника "Собеседник"?

Елена Скворцова: Да. Ну, иногда, конечно, мы занимаемся другими материалами, но в принципе это кредо. Нам хочется, чтобы наши читатели были удовлетворены и видели, что, в общем, те явления, с которыми они сталкиваются, вызывают интерес не только у них, а и у журналистов тоже, чтобы им было интересно прочитать, что мы думаем и что мы выяснили.

Елена Рыковцева: И в завершение нашей программы я прочитаю пейджерное сообщение. Владимир из Санкт-Петербурга знакомит нас с ценами на продовольствие в этом городе: "Килограмм свежей картошки - 30 рублей, килограмм бананов - 23.90" - и жалуется, что сеть магазинов "Пятерочка" отпускает товары на 40 процентов в среднем выше, чем на рынке. Но это я не очень хорошо поняла, потому что мне казалось, что сеть магазинов "Пятерочка" все-таки дешевле.

XS
SM
MD
LG