Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Ваши письма


"Везде в СНГ, - пишет господин Соколовский из Киева, - бездомных собак уничтожают самым варврским способом, в Киеве, по официальным данным, около сорока тысяч в год, но их не становится меньше, потому что единственный действенный метод - цивилизованный, то есть, не убийство, а стерилизация. Убийством собак занимаются за деньги особые общества "Животные в городе" и промысловики-одиночки. Они используют шкуры для меховых изделий, а кто-то и мясо - для продажи. Было бы совсем по-другому, если бы решение этой проблемы стало одним из условий приёма стран СНГ во влиятельные европейские организации".

Спасибо за письмо, Аркадий Семёнович, оно лишний раз напомнило, что наилучшие способы решения любых проблем - цивилизованные, то есть, человечные и грамотные.

В связи с одним письмом, прозвучавшим в предыдущей передаче, пишет Владимир Морарь: "Мне тоже приходилось слышать возмущённые рассказы людей, которые предлагали своим знакомым или соседям подработать, а те предпочитали рыться в мусорных ящиках. Недавно в своей передаче вы читали письмо о таких людях и рассуждали о них. Правда, возмущения в адрес этих людей в вашем голосе я не услыхал".

Я рад, господин Морарь. Мне было бы неприятно, если бы кто-то заподозрил меня в недобром чувстве к ним. Я просто сказал, что такие люди есть везде, в бедных странах их больше, чем в богатых.

"Большинство людей, - продолжает господин Морарь, - которые роются в мусорных ящиках, на мой взгляд, больны, они просто не способны к физическому труду, предлагают же им всегда работу физическую. Естественно, они не говорят, что не могут её исполнять, а называют какую-нибудь другую причину. Есть и такая причина, я думаю, какая была у мальчика, который всем работам предпочитал выводить слона в цирке. Вспоминаю я и слова Льва Толстого: "Взять человека, напоить пьяным, обобрать, да еще связать его и бросить в помойную яму, а потом, указывая на его положение, говорить, что он ничего не может сам и вот до чего дойдет предоставленный самому себе - и, пользуясь этим, продолжать держать его в рабстве". Правда, Христос сказал: нищих будете иметь всегда. Интересно, Анатолий Иванович, отличается ли бывший советский человек, роющийся в мусорных ящиках, от человека, занимающегося этим в развитых странах? Владимир Морарь".

Отличие, пожалуй, одно: среди бывших советских больше людей, которых к мусорному ящику толкнула действительно крайняя нужда. В богатых странах таких, в общем, нет, бродяжничают, побираются, роются в мусоре любители этого образа жизни. Среди них много весёлых, беспечных, беззаботных - без царя в голове, как это говорится. Вместе со своим народом Лев Толстой считал, что бедность порождается алчностью богатых, он каялся, что принадлежит к ним, он был кающийся дворянин, величайший из кающихся дворян, и в этом смысле ему, конечно, было виднее, но во всех странах, где бедность отступила, это произошло не потому, что богатые раздали своё добро бедным и кинулись им служить, яко верные рабы. Причины были не такие возвышенные. Свобода, предприимчивость, наука...

Письмо из Риги: "Давно я собирался написать вам правду о жизни в моей любимой Латвии в ответ на то враньё, какое пишут вам те, что путают права человека с правом получить гражданство без всяких обязнностей. Моя жена Нина есть русская. Она приехала в Ригу, когда ей было 35 лет, сейчас ей 75, а мне 73. Вместе мы живём уже 37 лет. Мы с нею работали на одном заводе, это Рижский радиозавод. Мой начальник цеха был здоровый мужик около двух метров, он пил медицинский спирт с любовницами и мастерами, пил канистрами, а работяги пили тоже канистрами, но технический спирт-"галошу", что продавали им по 2 рубля за поллитра. Естественно, все воровали у государства. Начальство воровало транзисторные приёмники целыми автофургонами. На 200 основных рабочих было 150 вспомогательных, из них 20 уборщиц, которые работали в двух-трёх местах по два часа и получали вдвое больше, чем люди с высшим образованием. Теперь "гегемон" поставлен на своё место, - продолжает этот слушатель, - но это не значит, что рабочие мало зарабытвают. У дворничихи нашего дома муж - бывший пьяница. Раньше он валялся вечно пьяный в подъезде, потом закодировался и теперь ездит на работу в Вентспилс, где за работу крановщика в порту имеет 500 латов, то есть, 806 долларов. Так его, русского, угнетают в Латвии националисты. Моя жена уже 20 лет не рабатает и получает пенсию 54 лата, а я - в три раза больше, потому что успел 7 лет поработать в свободной Латвии. Несмотря на то, что мы вместе уже 37 лет, взгляды на жизнь у нас разные. Моя жена - ортодоксальный коммунист, как Зюганов в России, а я - убеждённый демократ, который радуется, что империя рухнула. На бытовом уровне русские всегда прямо говорили нам, что они нас завоевали. Помню, как они говорили при Горбачёве: "Мы Прибалтику не отдадим". Они искренне верят, что жили при коммунизме, не хотят помнить ни про огромные очереди, ни про сказочно дорогой ширпотреб. При зарплате в 150 рублей мне приходилось два года копить на телевизор. Сейчас я на пенсии, и мне надо копить два месяца. Кто-то писал вам из Белоруссии с гордостью и благодарностью своему президенту, что может купить на свою пенсию 80 буханок хлеба. Печально за глупых людей. Вот что значит страна, где человек живёт, как в бочке с дыркой, через которую его кормят, и он рад. Я на свою пенсию могу купить 855 буханок. Средняя пенсия у нас 62 лата, это 310 буханок, и люди, получающие такую пенсию, латыши и русские, в один голос кричат, что они живут страшно плохо. Есть у меня сын от первого брака. Он имеет свою архитектурную фирму, у него семь работников, ему заказывают работу люди, которые желают реконструировать свои дома и квартиры, привести их в современный вид. Он получает хороший доход, купил старый двухэтажный дом, реконструировал его и живёт в нём благополучно и счастливо с женой, тремя дочками, тещей и тестем. Так у нас живут те, кто что-то умеет, чьи услуги востребованы. Но сотни тысяч слесарей и других фабрично-заводских рабочих, конечно, не могут найти работу по специальности, потому что все крупные заводы обанкротились, и мой бывший завод - тоже, да и как он мог не обанкротиться? Зачем делать хлам, который никому не нужен? У меня в углу комнаты стоят два советских телвизора уже 10 лет, надо бы выбросить их на свалку, да жене жалко. А пользуемся двумя японскими, у каждого свой. Одному за 8 лет поменяли одну микросхему. Советский - за десять лет ремонтировался 8 раз. Айнис Юрьевич".

Айнис Юрьевич вложил в своё письмо несколько снимков. На одном из них - президент Латвии Вайра-Вике Фрейнберг, он её очень почитает: "Очень умная женщина, знает шесть языков, но главное - что она ведёт нас на Запад, а не в Византию. Большевикам это, конечно, не по душе". На других снимках - виды Риги и кактусы из Рижского ботанического сада. Письмо и снимки (цветные) изготовлены на компьютере - накопил и на компьютер. Вижу, вы человек непьющий, Айнис, явно непьющий! Интересно, что больше всего не нравится вашей супруге-коммунистке? То, что она уже не может чувствовать себя завоевательницей? Тоже говорила: "Латвию не отдадим" со стародавней уверенностью, что выпущенная из рук добыча обязательно кому-нибудь достанется? Вы пишете, что слушали радио "Свобода" и при советской власти. Значит, и тогда вы с женою были по разные стороны баррикады? Видимо, она всё-таки не только коммунистка, есть в ней что-то более важное, интересное, что обеспечило вашему второму браку такую долговечность.

Письмо из Литвы: "В общем, народ-то ведь вам правду пишет, что власть думает только о своём кармане. Я прекрасно понимаю, что народ её и выбирал, в этом и состояло моё разочарование. Оказывается, и при свободных выборах прийти к власти может кто угодно, лишь бы пел то, что нравится обывателям".

Ещё из Литвы: "Иногда вы читаете письма всяких "Андрюсов" об ужасной жизни в моей стране под руководством некомпетентных и корыстных "демократов". Думаю, они стесняются своих слов, потому боятся называться настоящими именами. По-ихнему, бедная Литва пропадает без опеки "старшего брата". Это люди, не приспособившиеся к нормальной жизни, они умеют только брать, не споосбны что-то предпринять сами. А тем временем оглянитесь! Хорошеют города, развивается торговля, полно новостроек, люди хорошо одеты, ездят на иномарках, много всяких развлечений. Мы - часть Европы, с европейской культурой и религией, скоро мы будем в Евросоюзе и НАТО. Слава Богу! А нытикам, которые вам пишут, хочу посоветовать перебраться в Белоруссию, к батюшке Луке, там они найдут рай, по которому соскучились. А Литве - идти своей дорогой. Приглашаю вас в гости. Живу близко от курорта Паланги. Вам надо убедиться в правоте моих слов. Ниёла Римкиене".

В предыдущей передаче я прочитал письмо, которое слушатели назвали поразительным, неправдоподобным. Русский, живёт в Германии, работает экспортным управляющим на одном из крупнейших немецких предприятий, то есть, человек из мира международной торговли, к тому же, он целый год, по его словам, изучал, как устроено Еворопейское сообщество: И вот пишет, что не понимает, зачем Европейскому Союзу Прибалтика, Польша, Чехия, которые, мол, будут только объедать или уже объедают Греманию и другие богатые страны. Ему обидно не только оттого, что он немецкий налогоплательщик, но и оттого, что народное хозяйство той же Прибалтики создано, по его мнению, Россией, а он российский гражданин, любит свою родину и уверен, что если бы, мол, она знала себе цену, то должна была бы силой и ловкостью - силовой ловкостью (но - в рамках закона:) - не пустить в Европейский Союз своих неблагодарных бывших "друзей", а войти сама, чтобы самой пожить за счет европейцев. Действительно, поразительное письмо. Не зря я скрыл автора и не сказал ничего по делу, кроме того, что такой патриотизм называется патриотизмом пивной, где люди часто не раговаривают, а "базарят", по меткому русскому слову. Это, конечно, верно, но вы, упрекает меня один слушатель, так и не ответили на вопрос этого человека: зачем Европейский Союз принимает их, Прибалтику, Польшу, Чехию, Венгрию и других, хотя они будут для него определённым бременем? Так вот, в письме Ниёлы Римкиены я нашёл слова, в которых есть этот ответ. "Мы - часть Европы". Европейский Союз постановил их принять и в конце концов примет по той простой и великой причине, что Европа давно взяла курс на объединение, а они - часть Европы. Раз объединение Европы, занчит объединение Европы, всей Европы, а не её части, никого не оставить на обочине.

В другом письме говорится, что этому патриоту России следовало бы объяснить, что было бы, если бы Россия стала действовать, как он советует ей из своего немецкого далёка. "Скажите ему хоть в частном письме, если не хотите тратить на него эфирное время, что это означало бы холодную войну, - пишет господин Севрюков из Смоленска. - Россия отрезала бы себя от Европы, возможно, навсегда. Это означало бы огромные военные расходы, как вы не раз совершенно справедливо говорили по другим поводам. Это означало бы покончить с зачатками демократии, установить режим, который представлял бы собою смесь Белорусского Батьки с Отцом всех туркмен (недавно он стал называться Великим Отцом всех туркмен). Это привело бы к такому обнищанию населения, что нынешний белорусс и туркмен показались бы жителю России богачами".

Письмо из Чебоксар: "У меня довольно удобный социальный статус - нищий. Он позволяет мне не бояться сказать любому всё, что я о нём думаю, ведь карьерой я не озабочен. А на хлеб с маслом или, в худшем случае, с молоком я уж как-нибудь заработаю. Зарабатываю я репетиторством. В нашем городе всегда было два пивных завода, но вот года полтора назад в двадцати километрах появился третий, "Булгар-хмель". Знаете, какому остракизму подвергают его пивные царьки? Например, руководство пивзавода "Букет Чувашии" распорядилось не принимать бутылки с этикеткой конкурента, и теперь бедноте приходится сдирать эти этикетки. Скажете - пример чепуховый. А я скажу - он демонстрирует всю мелочную злобу, столь присущую местному - чувашскому - племени, и мне, честное слово, стыдно, что в моих жилах течёт кровь в том числе и этого племени. Правда, из положительных черт аборигенов могу выделить трудолюбие и неприхотливость".

Претензии у этого слушателя не только к чувашам. Очень не нравится ему то, что человечество становится всё более цветным. "Я понимаю, что ксенофобия противоречит учению Христа и тем самым наносит ущерб душе прежде всего, но: Но! Существует ведь ещё огромная эстетическая проблема, связанная с постепенным отмиранием белой расы. Не будет на свете людей с рецессивными признаками, что волнует меня как мужчину, которому 35 лет, - голубо- и синеглазых блондинок, а будут продолжать плодиться мулаты и мулатки. Это же огромный удар по эстетическому разнообразию!"

Манерничает человек... Один выделяет себя из толпы серьгой в ухе, другой - какким-нибудь особым мнением, теорией, философией, самодельной религией. Иной так увлекается, что играет не только перед окружающими, но и перед собою. Он неподдельно, помню, страдал, - человек, который однажды написал на радио "Свобода", как ему стыдно, что он то ли на четверть, то ли на восьмую - еврей. Я посоветовал ему сосредоточиться на своей нееврейской части - гордиться ею, может быть, и полегчает... А о конкуренции чувашских пивоваров узнать из этого письма было приятно. Если бы я жил в Чебоксарах, то сказал бы: так держать, господа! Ваша конкуренция - этот как раз то, что мне надо. И то, что "Букет Чувашии" не желает принимать бутылки из-под "Булгар-хмеля" - его право, его дело, это добрый знак, это значит, что хозяин "Букета Чувашии" - настоящий хозяин, я его не знаю, могу и ошибиться, но по этому примеру судя - настоящий! С него мне, вообще-то, причитается за рекламу, а заодно и с "Булгар-хмеля", его ведь я тоже называю. Помню, прилетел первый раз в Америку. Две кукурузные фирмы. Одна "Пионер" - другая "Семена Гарста". Соседки и конкурентки, страшные конкурентки! В "Пионере" мне сразу же нахлобучили на голову кепку с фирменной кокардой: три зелёных листика. Переезжаем в хозяйство "Гарста". Первый же встречный тычет пальцем в эту кокарду с таким видом, будто это что-то неприличное. Кончилось тем, что хозяйка какой-то лавки спорола эту кокарду и пришила на её место свою, отечественную, так сказать. В конкуренции мелочей нет!

Пишет Людмила Георгиевна Платонова: " Искренне ли хотят американцы и страны НАТО процветания нашей страны. Мне было бы достаточно, чтобы они хотя бы не желали ей зла, развала, распада. Ведь многие наши сограждане уверены, что американцы рады, что СССР распался, так как стал слабее и не составляет уже конкуренции США. Лично я, слушая ваши передачи, этого не сказала бы. И всё же интересно, можете ли вы критиковать правительство, президента и порядки Соединённых Штатов, если они того заслуживают с вашей точки зрения? Такой критики я тоже что-то не слышала. А что касается критики наших, российских, порядков, то, по моим наблюдениям, практически единодушны и вы, и коммунисты, и "Яблоко", и простой народ, и Солженицын (расхождения есть в той или иной степени по Чечне). Только вот какими способами это преодолеть? Вот Солженицын считает, что надо громко, дружно, как в зарубежных странах, выражать пртест против существующего бепредела (правда, речь у него идёт о ельцинских годах), он уже не верит, что и выборы могут что-то дать, пока не придут к власти порядочные люди, и рекомендует в ожидании этого каждому заниматься своим делом. В ваших передачах я советов на сей счёт не уловила, а интересно было бы все же услышать", - пишет госпожа Платонова.

Спасибо, Людмила Георгиевна, вы не могли сказать мне более приятной вещи. Нам всем здесь меньше всего хочется быть тем, что в России насмешливо называют "Домом советов". Русская служба радио "Свобода" вещает на Россию и, главным образом, естественно, - о российских делах. Если бы мы стали постоянно и подробно критиковать американские порядки, это вызвало бы недоумение у наших слушателей - не исключено, что у вас первой. Что касается печати, телевидения, радио в самой Америке, то они этим занимаются с утра до утра, о чём мы время от времени рассказываем. Сейчас, например, сильно критикуют политику Клинтона, хотя её критиковали и тогда, когда он был у власти. С непривычки бывает трудно уяснить вот что. По всякому вопросу в Америке есть самое малое две точки зрения, и высказываются они громко. По всякому вопросу! Слушаешь одну - кажется верной она, слушаешь другую - она... Тут помогает знание подоплёки: кто он такой, этот критик, какой он партии или научного направления, чего он хочет для себя, что у него за душой и за спиной. Я, например, что-то зная о подоплёке, не согласен с известными критиками российской политики Клинтона, а некоторые мои сослуживцы-американцы от этой критики в восторге: мало ему, говорят, выдавали и выдают. При этом они, правда, и Бушем не очень довольны. Вам, говорю, никто не угодит. Отвечают теми самыми словами, которые мир слышит с первого дня творения на всех языках: насчёт порядочных людей во власти - что в этом, мол, всё дело. Чтобы их было больше...

Пишет господин Макинлин из Белоруссии: "Уже ясно, куда мы, то есть, современный мир, можем прийти, если будем идти с ясным разумом. Перспективы сияют. Но, как говорит Джордж Сорос, если мы не сохраним возможность того, что называется открытым обществом, то мир погрузится во тьму навеки. То красную идею подкинут, то коричневую, то "политкорректность", когда врагу нельзя сказать, что он враг, то "мультикультурализм" какой-то безглуздый, то ещё какую-нибудь хренотень, которая в итоге привела нас к тому, что отсутствует эффективное управление миром. У меня возникает вопрос: где Лесник для этих джунглей? Где Лесник, мать вашу?! Кто-нибудь справиться с придурками, грозящимися всех нас пожечь с нашими храмами, книгами и прочими достижениями нашей цивилизации? Стравить их и хай рэжуць друг друга лет 30 или 300! Есть факты, которые просто вопят, что 90 процентов населения Земли ненавидят само понятие "народоправство", при одном слове "демократия" мысленно или наяву хватаются за дубины. Поэтому я так и ору. Всё висит на волоске, а Лесника, который бы пришёл и, опираясь на глубинные, инстинктивные, фундаментальные интересы всей нашей западной цивилизации, назвал вещи своими именами, навёл порядок, кому надо, так по уху дал, и под жопу, - нет! Нетути! Ужас! Ну, кто нас всех спасёт?!" - пишет Георгий Александрович Макинлин.

XS
SM
MD
LG