Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

События в Панкиси: мифы или реальность? Спор за землю на Кавказе. Наводнение на Юге России: какой вред нанесен источникам минеральных вод?


Олег Кусов: Москва и Тбилиси в очередной раз продемонстрировали, что обе страны имеют большой список взаимных претензий. Некоторые российские политики и генералы на этот раз заговорили о вооруженном вмешательстве в Грузию. Однако в целом их намерениям начать военную операцию в Панкисском ущелье не поверили ни в Москве, ни в Тбилиси. Российская армия и без того увязла на Северном Кавказе в Чечне, и повторять новые ошибки по другую сторону хребта, по всей видимости, у нее нет ни средств, ни желания. Грузия, в свою очередь, надеется в случае дальнейшего обострения обстановки на международную поддержку. Словом, политики обеих стран продолжают свои сложные игры с периодическими выпадами друг против друга, в то время как чеченская война в результате этих игр уже грозит перевалить за водораздельный хребет - в Панкисское ущелье.

Юрий Вачнадзе: Журналистское клише - "мифы и реальность" - как нельзя лучше подходит к описанию событий в Панкисском ущелье и вокруг него. Факты последней недели очередное тому подтверждение.

С экранов российских телекомпаний некий, как было сказано, грузинский чабан Леван Телидзе поведал о том, что он предупреждал пограничников своей страны о готовящемся переходе чеченских боевиков из Панкисского ущелья в Чечню. По его словам, никакой реакции на это не последовало, чеченцы беспрепятственно перешли границу. В отличие от грузинской, российская сторона на экранные откровения Телидзе отреагировала оперативно. Указом президента Путина чабан экстренно был награжден российским орденом Мужества. В тбилисских журналистских кругах это вызвало живой интерес, особенно в контексте боевых действий между федералами и чеченцами в Итум-Калинском районе Чечни, вблизи от российско-грузинской границы. Вопросов возникло много.

Сама фамилия Телидзе походит на искаженную, может быть, Чалидзе? Грузия не использует слово "чабан", есть - "пастух". Наконец, доподлинно неизвестно, где сейчас находится новоявленный герой. В перерыве заседания грузинского правительства в Тбилиси эти вопросы журналисты задавали руководителю департамента пограничной службы Валерию Чхеидзе и руководителю службы внешней разведки Автандилу Иоселиани. Чхеидзе утверждал, что к его ведомству никакой Телидзе не обращался, а Иоселиани сказал, что, по оперативным сведениям, такая личность в Панкиси просто-напросто не существует. Правда, позднее Валерий Чхеидзе заявил, что пастух незаконно пересек грузино-российскую границу, и грузинская сторона будет требовать выдачи нарушителя.

По сведениям руководителя департамента пограничной службы, пастух Леван Телидзе поссорился с жителями своего села Гиреви и уехал куда-то на лошади. Лошадь нашли недалеко от границы, а Телидзе считался без вести пропавшим, пока его не наградил Путин. По странному совпадению, российская авиация нанесла удары именно по окрестностям села Гиреви. К сказанному Валерием Чхеидзе, остается добавить, что в Тбилиси циркулируют слухи о том, что пресловутый чабан находится в Ханкале под присмотром российских спецслужб.

Одним лишь Телидзе появление в Панкиси сомнительных личностей не ограничилось. В минувшую пятницу органами госбезопасности Грузии в ущелье были задержаны сотрудники Краснодарского УВД: капитаны Михаил Тычков, Сергей Угрюмов и представитель пресс-центра того же УВД Владимир Блинов, их сопровождал чеченский беженец Махмуд Зурабов. По словам задержанных, они приехали во Владикавказ, перебрались в Цхинвали, оттуда на маршрутном такси пересекли всю Грузию и достигли блокпоста у панскисского селения Дуиси. Там российские милиционеры были арестованы за незаконное пересечение границы. Их показали по всем тбилисским телеканалам. Задержанные признали свою вину. Между прочим, один из них - Владимир Блинов, говорил на чистейшем грузинском языке. По его утверждению, до 66-го года фамилия его была Сичинава, он, дескать, перешел на материнскую фамилию, чтобы облегчить себе поступление в российский вуз. В свою очередь мать Михаила Тычков - Бунашвили - грузинка, живет с двумя дочерьми.

Арестованные российские граждане, которые по постановлению суда проведут три месяца в предварительном заключении, утверждали, что приехали в Панкиси с целью купить по дешевке джип. И хотя денег у них при себе не оказалось, у грузинских правоохранительных органов есть основательные подозрения, что речь идет вовсе не о покупке автомашины, а о торговле оружием. Между тем, некоторые представители российских силовых структур уже заявили, что документы арестованных поддельные, и они на самом деле не являются сотрудниками МВД. Так или иначе, российские то ли милиционеры, то ли дети лейтенанта Шмидта, так называемый грузинский чабан, который вроде бы существует, и в то же время его нет, фигуры полумифические. Недаром министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзани определил показания задержанных граждан России шпионским термином "легенда". Он же с изрядной долей иронии заметил: "Не только мы создаем российской стороне проблемы, но и она нам". Очередным подтверждением этих слов послужило задержание грузинскими пограничниками под утро в субботу при попытке перехода из Чечни в Грузию семерых вооруженных чеченцев.

Олег Кусов: Владимир Путин отметил своевременные действия российских военных, пограничников, сотрудников спецслужб, в результате которых была уничтожена, как говорится в официальном сообщении, крупная банда террористов, пытавшихся прорваться в Россию из Грузии.

Беспрецедентное решение в отношении грузинского чабана Телидзе принял глава российского государства. По версии Кремля, грузинский чабан ощутимо помог российскому подразделению, сообщив о переходе через границу группы вооруженных чеченцев. Но на историю с грузинским чабаном есть и другой взгляд.

По сведениям "Новой газеты", Леван Телидзе, это реальное лицо, но на границу, на самом деле, он прибежал жаловаться, на первый встречный военный блокпост, после того, как чеченцы съели половину его стада, как это было и раньше - в долг. В итоге дипломатическая война между Москвой и Тбилиси свелась к просьбе о выдаче задержанной на днях на государственной границе группы вооруженных чеченцев. Генеральный прокурор России Владимир Устинов срочно вылетел в Тбилиси, но получил отказ. Москва придала этому почти рядовому событию большое значение.

Дело в том, что границу между Россией и Грузией вооруженные чеченцы переходят довольно часто. По мнению наблюдателей, российские политики таким образом пытались найти выход из почти тупиковой ситуации. Вместо обещанных, но нереальных превентивных ударов по территории Грузии, они показали, что готовы довольствоваться наказанием нескольких нарушителей границы. Таким образом, решение проблемы Панкиси и Чечни вновь не сдвинулись с мертвой точки. Инцидент на российско-грузинской границе стал лишь поводом для новых обвинений нынешней политики Грузии со стороны России. Так считает обозреватель журнала "Новое время" Вадим Дубнов.

Вадим Дубнов: Дождались повода, потому что на самом деле такие вылазки происходили регулярно. Может быть, это вообще была рядовая вылазка. Но это не первый скандал на самом деле. Сразу скажу, что я не верю в то, что возможны какие-то серьезные боевые действия между Грузией и Россией, война против чеченцев на территории Грузии. Не верят в это даже те, кто говорит. По моим ощущениям, происходит довольно странная история, история пиаровского свойства. В Москве уже отлично понимают и не очень по этому поводу печалятся, что из Грузии придется уходить, надо уходить. Россия достаточно минимизирует свое присутствие в СНГ, разумеется, этот процесс затрагивает и Грузию. Но Грузия - это для российского обывателя тема особо больная, тем более американцы, НАТО. Поэтому, я думаю, это такого рода арьергардные бои происходят. Не просто мы уходим из Грузии, а мы опять проигрываем. Россия слаба, к сожалению, мы все это не можем выдерживать, нас выдавливают. И дальше все остальные удары по собственному самолюбию, которые российский обыватель понимает гораздо проще, если это давит ему на гордость, странным образом, довольно мазохистским образом. В Панкиси это проблема абсолютно грузинская, мы ее усугубили. Те, кто не любит Шеварднадзе, они могут потирать руки. Если все это происходит в рамках арьергардного боя, в Кремле те, кто понимает, что происходит, они соглашаются и на эти спорадические бомбежки, здесь все средства хороши. Они, собственно говоря, дали волю тем, кто понимает гораздо меньше. Генералам, некоторым политикам, фамилии которых мы все знаем, им дали волю, они отрабатывают эту программу. Все эти ребята на самом деле выполняют функцию арьергардного заслона - спасать репутацию власти перед обывателем, не более того.

Олег Кусов: Земля для жителей Кавказа во все времена имела первостепенное значение. Малоземелье в горах и плодородные равнинные пашни часто служили причинами столкновения между людьми. Нередко в борьбе за плодородные земли люди объединялись по этническому признаку. Так и зарождались в прошлом многие так называемые межнациональные конфликты на Кавказе. В наши дни происходит новый передел земельной собственности в стране. Недавно принятый закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может только активизировать этот процесс. Эксперты опасаются, что массовая распродажа сельхозугодий на Северном Кавказе не обойдется без конфликтов. Их опасения подтвердили недавние события в казачьей станице Лысогорская Георгиевского района Ставропольского края.

Интересы казачества в этом регионе переплетаются с интересами многочисленных этнических диаспор, которые формируются здесь на протяжении последних десятилетий. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Ставропольском крае Лада Леденева.

Лада Леденева: 1-го августа этого года около шестисот жителей села Лысогорского Георгиевского района Ставропольского края перекрыли автодорогу сообщением Буденновск-Пятигорск. Люди собрались на стихийный митинг протеста, вызванный несправедливым, по их мнению, распределением земельных наделов органами местной власти. Рассказывает заместитель атамана Пятигорской общины Терского казачьего войска по земельным вопросам Павел Шелкоплясов.

Павел Шелкоплясов: У них практически отобрали землю, скупили паи. Это был колхоз "Лысогорский", более трехсот человек, отобрали у более тысячи человек, и люди остались ни с чем. Те, которые имеют деньги или подставные, кто через кого скупают эту благодатную землю, они пытаются таким образом приватизировать, закрепить за собой землю.

Лада Леденева: С давних времен на Северном Кавказе самой большой ценностью считалась кормилица-земля. Издавна за более плодородные земли здесь воевали целые народы, не раз проливалась кровь. До революции в местах поселения терских казаков земельные наделы за их общинами были закреплены царским указом.

Павел Шелкоплясов: Когда русская армия пришла на Кавказ, она завоевывала территории. Чтобы закрепить эти земли были созданы так называемые казачьи поселения, самая эффективная была структура, которая занималась и хозяйствованием и охраной. Что такое земельный фонд? Допустим, станица Горячевская, она владела 25 тысячами гектаров земли, озером Тамбукан и так далее. Казаки входили в эту общину, их наделяли землей, был так называемый пожизненный пай, он владел им. Но он не был его собственником, это была собственность станичного общества. Он работал, пахал, платил десятину на общину, этой десятины хватало, чтобы мосты через Терек проводить, площадь выложить брусчаткой, церковь строить, детишек в Санкт-Петербурге обучать.

Лада Леденева: В соответствии с новым земельным кодексом, практически любой гражданин России вправе приватизировать определенный участок земли. Однако на деле все оказывается не так-то просто. Выкупить земельный надел сможет лишь человек состоятельный, простому сельскому работяге или же пенсионеру это не по карману.

Павел Шелкоплясов: Сегодняшний земельный кодекс, люди еще до конца не поняли его, не прочли, не все владеют ситуацией. Телевидение до конца не носит, если носит, то одностороннюю информацию. Земля, будем говорить, она уже тайно скупается теми, которые имеют деньги и ищут, куда их вложить. Любыми путями они будут скупать. И практически постепенно земля перейдет в собственность этих людей, а останутся люди на этой земле крепостными. В зависимости от назначения угодья: сельскохозяйственного или строительного, там разная цена есть - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за квадратный метр. Простому человеку, будем говорить, получающему пенсию или получающему в колхозе полторы-две тысячи, никогда в жизни не выкупить. Я считаю, что большое упущение, здесь дан срок до 2004-го года определиться, и дано два вида: или в собственность выкупить, или взять в аренду землю. В собственность вряд ли кто ее купит, кроме богатых, те же люди останутся без ничего, а аренда она очень будет дорогая, и практически, будем говорить, будут работать. Мне кажется, что надо дополнить для колхозов, совхозов, состоявшихся форм земледелия, с полями, с комбайнами, с коллективными хозяйствами, оставить право выкупа, аренда с выкупом. То есть часть урожая они отдают в постоянный выкуп. Они знают, что через 5-10 лет это станет их собственностью.

Лада Леденева: По мнению наблюдателей, произошедшее на днях в Лысогорской лишь первое звено в цепочке событий, ожидаемых в ближайшем будущем на Ставрополье в связи с подписанием президентом России Владимиром Путиным нового земельного кодекса. Говорит пресс-атташе Терского казачьего войска Александр Кузнецов.

Александр Кузнецов: Почему-то считается, что мы должны выкупать свою землю, землю, на которой лежат кости наших предков. Никто не говорит, что ее отнять, ее должны возделывать те, кто будет здесь заниматься. Она как бы должна служить наделом для казака. Что я завтра передам своему сыну, своему внуку? Дело в том, что земля-кормилица, и многие сейчас это поняли, и старики, и молодежь, и все прочие.

Павел Шелкоплясов: Уже определяются крупные магнаты, они скупают землю, они создают сельскохозяйственные фирмы, которые перекачивают в собственность. Открывают макаронные, хлебопекарни. Зерно уходит на экспорт, в Турцию в основном идет, в Иран в больших количествах. Дело в том, что люди поднимаются, уже начинается протестный электорат, это говорит о том, что люди начинают понимать, как с ними поступает государство, и что они должны бороться за свои права.

Олег Кусов: Спор за землю на Кавказе имеет глубокие исторические корни. Разный подход к землепользованию в числе многих других факторов лежал в основе противостояния чеченских горцев и русских в 19-м веке. Вольные чеченцы не хотели мириться с действующим тогда в России крепостным правом.

Любовь Чижова: Частная собственность на землю появилась в Чечне, как полагают исследователи, еще до 15-го века, гораздо раньше, чем в России. Именно поэтому, считают ученые, чеченцы не стремились объединяться с Россией. Свободолюбивый народ пугала страна, где существовало крепостное право. К тому же право владеть землей всегда считалось одним из признаков личной свободы, и чеченцы им очень дорожили. К концу 18-го - началу 19-го века оформились основные виды собственности на землю, которая была двух видов: индивидуальная и общинная. Индивидуальная собственность отдельных семей включала в себя пахотные, покосные, частично пастбищные земли. К общинным относились пустующие и неудобные для пользования земли. Для Чечни того времени было характерно наследственное землевладение. Как правило, наделы распределялись поровну между сыновьями. Юридическим основанием на право землевладения, кроме наследования, были покупка и дарение. Однако в период русской колонизации Кавказа существовал еще один верный способ приобрести землю в собственность. Как правило, ее получали кабардинцы и кумыки, помогавшие русским войскам подавлять сопротивление чеченцев. Они удостаивались офицерских и генеральских чинов и получали крупные земельные наделы в Чечне. К примеру, в 1860-х годах князьям Бековичам-Черкасским было пожаловано шесть тысяч десятин земли, столько же Таймазовым, чуть меньше Алхазовым и Эльдаровым. Уже после окончания Кавказской войны была создана сословно-поземельная комиссия, которая должна была упорядочить землепользование у населения Чечни. Нормы земли на один двор определялась для "надтеречных" чеченцев в 33 десятины, для ингушей Назрановского участка в 18 десятин. Как писал наместник русского царя на Кавказе князь Барятинский в своей прокламации чеченцам: "Вам отведутся земли на каждый аул соразмерно числу жителей. И каждому аулу будет дан акт и план на вечное владение землей". Как показало время, это обещание было выполнено лишь частично. Горцев начали наделять землей не по числу жителей в каждом ауле, а по числу дворов. После завершения Кавказской войны в 60-х годах 19-го столетия в сфере землевладения Чечни обозначилась еще одна важная проблема: чеченцы, чьи земли были отняты в пользу российской казны во время военной кампании, начали претендовать на возвращение этих земельных участков. Как правило, это были представители знати. Однако немногим из них удалось вернуть свою землю обратно. Хотя в документах тех лет один из царских чиновников писал, что "уничтожение вековых прав чеченцев на частные владения своими наследственными участками может подорвать доверие горцев к действиям правительства и к самому началу собственности".

Олег Кусов: Многие эксперты сходятся во мнении, что процесс передачи земли в частную собственность на Кавказе без учета этого опыта чреват немалыми осложнениями.

Недавнее наводнение на Северном Кавказе повлекло за собой ощутимый материальный ущерб, подсчитать который даже спустя месяц после трагедии невозможно. Пострадали и уникальные минеральные источники в районе Пятигорья. Нарушилась работа санаторной системы в курортных городах Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск.

Лада Леденева: Недавнее наводнение на юге России причинило огромный ущерб всему региону. Только в Ставропольском крае погибли порядка 60-ти человек, были разрушены тысячи домов, вышли из строя практически все системы жизнеобеспечения. Повреждения получили железные и автомобильные дороги, мосты, водозаборы, линии электропередачи. Стихия серьезно навредила экологии региона. Практически все природные ниши понесли значительный ущерб, погибли редкие виды растений, животных, птиц и насекомых. Изменился и естественный природный состав воды в горных реках, сюда попали ливневые и канализационные стоки. Вода размыла скотомогильники с сибирской язвой и природные очаги самых различных инфекций. Как оказалось, мнения по поводу того, навредило ли наводнение курортам, насколько пострадали целебные природные ресурсы, разделились. Местной власти уже на третий день после наводнения заявили, что лечебный потенциал курорта не пострадал. Это и понятно: многочисленные публикации в прессе всех уровней, телевизионные кадры из мест затопления не оставили равнодушными никого из жителей самых удаленных уголков России. Курортный сезон оказался под угрозой. Говорит администратор пятигорского санатория "Машук" Юрий Телятов.

Юрий Телятов: Люди смотрят телевидение и пребывают в жуткой растерянности и страхе. Этот телефон после наводнения краснел от звонков еще больше. Со всей страны люди звонили, узнавали, как нас тут не смыло, можно ли к нам ехать, да такие ужасы, да не проехать. Тут есть еще один санаторий "Машук", профилакторий детский, путали номера через справочную, звонили, как там наши бедные дети, не затопило их и так далее. Сама курортная зона, санаторий, они находятся высоко, нет санаториев в поймах рек, все они на возвышенности. Вот это повлияло на продажу путевок именно через частные фирмы, через туристические фирмы.

Олег Кусов: Специалисты считают, что вред, нанесенный минеральным источникам в Пятигорье, может проявиться уже в недалеком будущем.

Лада Леденева: В городах-курортах расположены месторождения минеральной воды различного химического и газового состава общим дебетом 14,5 кубометров в сутки. Среди них знаменитые Славяновский и Смирновский источники, кисловодские нарзаны и минеральные воды Ессентуки 4 и 17. В Пятигорске сульфидные и радоновые, Нагутские воды, Боржоми, Арзни и другие. К числу ценнейших месторождений углекислых минеральных вод следует отнести Кумское и Нагутское, разведка и эксплуатация которых привела к бесперебойному снабжению ценной углекислой водой кисловодского курорта. По мнению специалистов, наводнение не могло не навредить состоянию минеральных источников и качеству самой воды. Ведь горные недра, где происходит формование минеральной воды, преимущественно состоят из известняка. Здесь много трещин, горные породы пронизаны многочисленными пустотами и легко водопроницаемы для атмосферных осадков. И теперь не только продукты гниения с многочисленных свалок, борьба с которыми продолжается в городах-курортах уже не один год, но и сточные воды, грязь и вещества, образовавшиеся в результате разложения утонувших животных, попали в русла подземных рек. Говорит ученый-биолог Евгений Рогожин.

Евгений Рогожин: У нас же здесь много разломов почвенных, куда эта поверхностная вода фильтруется, она тогда насыщается солями, давление создает и уходит наверх. Но ведь эта вода может быть заражена. Потом, не забудьте, что минеральная вода она какую-то часть своего состава получает за счет биогенных элементов, то есть размываемых тех же самых корней растений, погибших животных, то есть какой-то органикой она насыщается. Органика участвует в формировании минерального состава. У нас на Кавминводах добрая толика источников, которыми раньше пользовались, их надо закрывать из-за бактериального заражения. То ли это стоки разного рода сельсхозпредприятий, то ли еще что-то, канализационные системы и прочее. А теперь, если еще добавить в зоны, где этого не было.

Нина Черлиневская: По Подкумку уйму понастроили дач, а они все с туалетами, все обрабатывались эти дачи и огороды пестицидами, и все это при разливе смыло, все это в воде сейчас, вся эта химия в воде ядовитая, которая убивает все живое, и в то же время травит человека. Все это идет в Георгиевск, в первую очередь питьевая вода.

Олег Кусов: Состоянию минеральных вод в Ставропольском крае угрожает, как оказалось, и неграмотная хозяйственная деятельность людей.

Лада Леденева: Немалую опасность несет в себе отсутствие контроля за целебными радоновыми источниками.

Владимир Августинский: Происходит утечка радиоактивной воды, и она сбрасывается, течет в Гремучку. Например, "Тарханы", санаторий, они явно рискуют, они живут на вулкане. Потому что там как раз недалеко радиазона, откуда поступает радоновая вода. Если там арматура пришла в негодность, радон выходит в воздух, заражает воздух, а вода, там соли радия остаются в ней. Если люди пьют или она соприкасается с кем-то, это очень вредно. Соли радия, урана.

Лада Леденева: Под большим сомнением на сегодняшний день находится качество целебной грязи знаменитого на весь мир Тамбуканского озера. Грязи Тамбукана используют в лечении ряда заболеваний не только практически все санатории Кавказских Минеральных Вод, грязь поставляют в Ростовскую область и Подмосковье. Сегодня (по причине вмешательства человека в естественные природные процессы) озеро находится на грани гибели. Еще недавно ему грозило высыхание, резко уменьшилась площадь водного зеркала, а концентрация солей возросла настолько, что, даже стоя по команде "смирно", в озере стало практически невозможно утонуть. Ученые забили тревогу, подвели пресную воду из близлежащей речки Итока, после чего Тамбукан стал постепенно выздоравливать. Затем, чтобы уменьшить концентрацию солей, специалисты пробурили в дне озера две скважины, откуда стала поступать пресная вода. Когда же площадь озера увеличилась на несколько десятков гектаров, глубина выросла с двух-трех до семи-девяти метров, а озеро разлилось настолько, что берег его оказался практически у самой дороги, скважины забетонировали. Как оказалось, неудачно, пресная вода по-прежнему поступает в Тамбукан. Говорит ученый-биолог Евгений Рогожин.

Евгений Рогожин: Сегодня уже никто не говорит о том, что это озеро можно спасать, не спасать. Все думают о том, что как эту грязь спасти, потому что она теряет свои свойства. Совсем недавно тут были чтения памяти академика Обухова, официальный доклад администрации Кавминвод, в котором говорится, что грязь расчисляется, а это, естественно, потеря лечебных свойств. Второе, сегодня, когда берут грязь, если раньше желоб опускали, чтобы грязь зачерпнуть, густой запах сероводорода шел, сегодня идет запах меркаптана. Газ, когда включается, меркаптан добавляют, чтобы можно было почувствовать утечку газа, запах кислой капусты. Вот это вещество образуется, что свидетельствует о том, что в этой грязи, в ее толще идут мощнейшие процессы гниения, а это потеря лечебных свойств. Еще немножко, если не поздно, и про озеро вообще можно будет забыть.

Олег Кусов: В Дагестане проживает не столь многочисленный, но интересный народ - цахуры. Об истории этого древнего народа и его сегодняшнем дне рассказывает наш корреспондент в этой республике Тимур Салимов.

Тимур Салимов: "Народ здесь живет дикий и необузданный, налоги никогда никому не платил, не платит и платить не будет", - писал один из русских путешественников, побывавший в 17-м веке в верховьях реки Самур.

И слова эти относились к одному из самых малочисленных народов Кавказа - цахурам. Цахуры, живут в высокогорном Рутульском районе Дагестана и Загатальском, Белоканском и Кахском районах Азербайджана. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы дагестанской группы языков. На сегодня численность этого народа составляет чуть более 20-ти тысяч человек, причем около 70% всех цахуров живет на территории Азербайджана. История цахуров уходит своими корнями в глубокую древность, во времена кавказской Албании. Первые письменные упоминания о народах, населяющих эти места сделал историк Феофан Метеленский, описывавший поход Помпея на Албанию. Под названием цахайки упоминает этот народ древние армянские и грузинские источники. Правда, о дикости и необузданности в них речи нет. И это неудивительно, памятники зодчества говорят о достаточно высокой культуре и развитии народа. В селении Кум, например, сохранились остатки христианского храма 6-го века. А в селении Лякит - развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса 7-го века. Однако христианство, столь рано принесенное в эти края грузинскими и армянскими миссионерами, так и не успело здесь окончательно утвердиться. Уже в 8-м веке в эти высокогорные районы пришел ислам. По легенде, всего трое арабских проповедников смогли обратить цахуров в веру пророка Мухаммеда. Именно селение Цахур стало вторым после Дербента оплотом ислама в Дагестане. По сообщению арабского путешественника и географа 13-го века Закари Аль Казвени, Цахур был большим городом в 12 тысяч дворов. Еще в 11-м веке визирь государства Сельджуков Низам Аль Мульк основал здесь медресе, выпускники которого прославились во всем мусульманском мире. Здесь была записана летопись происходящих в мире событий. По некоторым данным, труд этот весил около 80-ти килограммов. Сейчас от него остались лишь несколько фрагментов, все остальное сгинуло в пламени многолетних войн. Недаром название селения Цахур переводится с цахурского языка как горящее селение, его неоднократно сжигали дотла пришлые завоеватели. Вплоть до середины 19-го века через земли цахуров поочередно проходили арабы, грузины, монголы, турки, иранцы, вновь турки, пока здесь окончательно не утвердилась власть белого царя - Российской империи. Цахуры во главе своего султана Даниэлбека Елисуйского, Елисуй - это река и селение в Азербайджане, одна из резиденций султана, приняли российское подданство. Султану был пожалован княжеский титул и звание генерал-майора. Однако 4-го июня 1844-го года этому был положен конец. В этот день в центральной мечети, положив руку на открытый Коран, Даниэлбек Елисуйский дал клятву о переходе на сторону имама Шамиля. "До сих пор я заблуждался, забывал Бога, не исполнял шариат, и, наконец, познав истину, пренебрегаю всеми почестями и славою и посвящаюсь служению единому Богу", - так заявил он собравшимся. Десятитысячная армия султана стала мощной поддержкой для Шамиля на Закавказском направлении. В ответ на это русские отряды сожгли Елисуй, при обороне которого погибло 500 горцев. В июне 1852-го года все селения цахуров в Дагестане были сожжены и разрушены. Еще через семь лет после ссоры с Шамилем Даниэлбек сдался князю Барятинскому. К тому времени, некогда процветавший под его властью край, опустел, более половины его жителей погибло. Во время революции 17-го года и последовавшей за ней Гражданской войны цахуры Дагестана в большинстве своем поддержали советскую власть. Она отплатила им массовыми репрессиями, направленными против мусульманских ученых, которыми всегда славилась эта земля. Именно в годы советской власти закатилась звезда Цахура, как оплота ислама на Кавказе.

Сегодня Цахур - это небольшое селение, жители которого занимаются в основном животноводством. Несмотря на свою малочисленность, цахуры считаются одним из 14-ти так называемых титульных народов Дагестана и имеют своего представителя в Государственном совете республики. Легенда гласит, что Цахур был сожжен два раза. После того, как он будет сожжен в третий раз, он восстанет из пепла и вновь засияет во всем своем утерянном когда-то великолепии.

Олег Кусов: Этническое многообразие Северного Кавказа удивляет. За многие века совместного существования кавказские горцы выстраивали непростую систему взаимоотношений. Сегодня в Дагестане относительная этническая стабильность, которая, на взгляд многих наблюдателей, обусловлена внимательным отношением местных политиков к своему прошлому.

Многочисленные проблемы Кавказского региона, отсутствие стабильности, провал экономических реформ, сложные межнациональные отношения, ежедневно и ежечасно дают о себе знать. На взгляд региональных политологов и общественных деятелей, причина многих неудач северокавказских территорий в отходе от демократического пути развития. На Северном Кавказе на протяжении последних лет выстраиваются авторитарные режимы, разумеется, при полной поддержке федерального центра. На эту тему размышляет президент Ассоциации этножурналистов при Союзе журналистов России Сулиета Кусова.

Сулиета Кусова: Безусловно, Москва имеет какой-то свой интерес к определенному лидеру на Северном Кавказе. Кто-то имеет образ миротворца, человека, сохранившего мир в республике, кто-то как заслон криминализированности в другой республике, кто-то уже патриарх в какой-то республике. Это сотрудничество существует. Другое дело, насколько это идет на пользу тем народам, жителям республик. Потому что те мифы, которые создают себе некоторые наши главы, они не соответствуют реальной действительности. И тот миф, что некто единый, единый лидер сможет сдержать мир в республике, так думаю, что это нереально. Если в народе накопилась критическая масса, ни один человек его не удержит. Конечно, есть какая-то корректировка со стороны власти. Но если власть не будет иметь в народе подпитки союзнической, вот этой особой психологии, ментальности, разума некоего всеобщего этнического, национального, вряд ли у него что-то получится.

И Владимиру Путину, и тем людям, которые занимаются сегодня работой с регионами, нужно все-таки подумать, что держать у себя в союзничестве республику, опираясь только на одного президента республики, это очень шатко и неразумно. Уходит поколение, которое сформировалось в советский период, а пришло новое поколение на Северном Кавказе, которое сформировалось в условиях экономической разрухи, в условиях криминализированности общества, в условиях, когда идет война, когда боевики, пропажа людей. Какими идеалами это поколение сформировано? Сегодня оно не имеет работы, не имеет средств к существованию, это значит - искра, которую очень легко раздуть в пламя. Ситуация на Северном Кавказе осложняется еще и тем, что бездействует и молчит национальная интеллектуальная элита. Я знаю, как много одаренных, тонких, умных людей сегодня в республиках Северного Кавказа. Почему эта атмосфера задавленности, апатии общественной? Вы знаете, у нас такая ситуация, как в советский период. В стране объявлена демократия, а в республиках Северного Кавказа все на кухне говорят. И вот влачат это свое жалкое существование, идя на работу. Понимают, что если сегодня они что-то изрекут, что не понравится монарху, то завтра они не будут работать на этой работе, а за их спинами дети. Когда-то история оценит это и отнесет на совесть тех правителей, которые избрали некую какую-то форму восточной деспотии у себя в республиках.

Олег Кусов: Так считает президент Ассоциации этножурналистики при Союзе журналистов России Сулиета Кусова. Она относит себя к тем общественным силам в регионе, которые убеждены, что проблема возрождения Кавказа может быть решена только самими жителями этого региона, при активном участии их духовной элиты.

11-го сентября сего года в годовщину трагедии в Нью-Йорке группа энтузиастов из Москвы и Тбилиси готовится установить скульптуру Богоматери на второй по высоте вершине Большого Кавказа Казбеке. Идея столь необычного проекта принадлежит московскому скульптору Григорию Потоцкому. Установить свою работу он доверил группе грузинских альпинистов. Скульптурный образ Богоматери, по замыслу Потоцкого, должен возвыситься над территориями многочисленных межэтнических конфликтов.

Никита Татарский: В галерее Григория Потоцкого эта скульптура сразу привлекла мое внимание: женщина в человеческий рост раскинула руки, у нее на груди младенец. Издалека женщина напоминает распятие. Это Богоматерь. Григорий Потоцкий решил установить скульптуру на горе Казбек 11-го сентября 2002-го года.

Григорий Потоцкий: Я очень давно сделал Богоматерь, она стояла у меня в мастерской, и мне всегда хотелось ее установить в той точке, где начинались войны, которые грозили человечеству, как бы остановить эти войны. Поэтому вначале была идея установить ее в Словении на горе, где стоит русская церковь, ибо в Югославии начались две войны. И вот, думая над этим, я неожиданно понимаю, что сейчас многое изменилось, что самое опасное место - это все-таки Кавказ. И именно там она и должна стоять. Каждый человек, который будет находиться на равнине, на земле, он будет осознавать: она стоит там. Пусть бронзовая, но она есть. Они будут обращать свои молитвы и сердце к ней, чтобы она даровала им жизнь, спасение и здоровье. Они будут задумываться о том, стоит ли им лишний раз выстрелить, и стоит ли забирать чужую жизнь.

Никита Татарский: Богоматерь почитаема не только христианами, считает Григорий Потоцкий. По его словам, люди различных вероисповеданий и национальностей имеют общие ценности: мир, стремление к обычному человеческому счастью.

Григорий Потоцкий: Я знаю, что Дева Мария почитаема и мусульманами, я знаю, что Матерь мира почитаема буддистами, и Дева Мария в христианстве - один из главных символов. Я думаю, что символ женщины это то, что объединяет. Тем более что есть такая грузинская легенда, что если между двумя воюющими мужчинами встанет женщина и бросит белый платок, то обязательно люди должны помириться, должен наступить мир. Если мы, мужчины, не можем договориться, если мы, мужчины, не можем понять, что делать дальше, может быть, это и есть выход, чтобы между нами встала женщина и хотя бы остановила нас. Пусть это наивно, но у нас художников нет другого пути кроме как наивного, кроме как пути такого художественнического. И даст Бог, 11-го сентября это действительно произойдет. И на горе Казбек (на высоте 5033 метра) вознесется Богоматерь.

Никита Татарский: Россия и Грузия испытали на себе терроризм гораздо раньше западных стран, считает скульптор Потоцкий. Сегодня в интересах двух держав сохранить многолетние дружеские отношения.

Григорий Потоцкий: Мы, русские, что Россия, что Грузия, все сопредельные с нами страны бывшего соцлагеря, от этой идеологии терроризма уже страдаем более ста лет. Ведь в чем суть христианства? В том, что Христос отдает свою личную жизнь, чтобы другие были счастливы, чтобы искупить грехи людей. А в чем суть терроризма? Это забрать чужие жизни, уничтожить чужие жизни якобы во имя других людей, чтобы, забрав эти чужие жизни, чтобы другие люди были счастливы. Благими намерениями дорога вымощена в ад, такова библейская истина. И эта библейская истина необыкновенно точно доказана историей нашего государства, нашей России. Я бы хотел, чтобы весь мир в какой-то момент содрогнулся и понял, какую страшную ношу несла и несет Россия, какую страшную ношу несет наша родина. Ведь буквально чуть ли не каждый человек поражен вот этим вирусом терроризма, когда люди думают, что путем насилия можно построить мир, путем насилия можно построить рай. Это самая большая ложь.

Никита Татарский: У Потоцкого в его миротворческой акции есть единомышленники. Актриса Наталья Андрейченко недавно организовала пресс-конференцию, посвященную этому проекту. Идея установки скульптуры Божьей матери на Казбеке нашла отклик даже в Соединенных Штатах Америки. А грузинские альпинисты обещали свою помощь при подъеме скульптуры.

Григорий Потоцкий: Из Лос-Анджелеса приехала наша великая народная актриса Наталья Андрейченко. Она провела пресс-конференцию в поддержку этого проекта, она даже разговаривала с американским конгрессменом Дэном Роребахером об этой идее, обсуждала эту проблему. И он отнесся к ней очень благожелательно. Она сама многим журналистам рассказывала о том, как хорошо, чтобы это случилось. Она пыталась донести эту идею мира, мира, который нужен нам, мир, который у нас украден, украден незаметно. Который был отдан нами самими, который мы выкинули как идеологию. Кроме того, я встретился с грузинскими альпинистами. Это великие альпинисты, мужественные парни, которые покорили не одну вершину мира и которые, когда услышали об этой идее, она им очень понравилась. Они понимают, что дело не в идее фикс: вознести Богоматерь на вершину, им понравилось, что поставлен вопрос о мире между Грузией и Россией. Ведь страшно, две республики, которые необыкновенно любили друг друга, между которыми никогда не было никаких распрей, когда даже нет никаких плохих анекдотов о грузинах, когда грузинская культура любима в России, когда русская культура любима в Грузии, когда очень много родственных, дружеских связей, и вдруг - война. Когда в газетах под колонкой "война" подаются события из Грузии. Это же страшно. Даже если десять бин ладенов там сидят, есть для этого спецслужбы, которые эту проблему решат очень легко. Для этого не нужно, чтобы государства сталкивались между собой. Поэтому, я думаю, что очень много людей откликнется, постараются помочь и поддержать.

XS
SM
MD
LG