Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Грузия глазами Художника - Георгий Шенгелая

  • Тенгиз Гудава

С грузинским кинорежиссером Георгием Шенгелая беседовал Юрий Вачнадзе. Ведущий программы - Тенгиз Гудава.

Тенгиз Гудава:

В каждом народе есть, наверное, фамилии, семьи, династии, которые словно в капсуле отражают в себе специфику всей нации. К таким известным фамилиям в Грузии принадлежит семья Шенгелая, один из представителей которой - кинорежиссер Георгий Шенгелая - сегодня гость нашей программы. Сын почти легендарной в Грузии актрисы Нато Вачнадзе и известного кинорежиссера Николая Шенгелая, младший брат кинорежиссера Эльдара Шенгелая, который является активным членом шеварднадзевской партии "Союз Граждан Грузии" и вице-спикером грузинского парламента, Георгий Шенгелая в начале марта основал новую политическую партию - "Партия грузинской лозы - вместе с Россией".

Начал беседу с Георгием Шенгелая наш корреспондент Юрий Вачнадзе с традиционного для этого цикла вопроса: "Каким видится художнику сегодняшняя Грузия?" Говорит Георгий Шенгелая:

Георгий Шенгелая:

Мы все имели долго систему очень ясную, примитивную и простую, которая называлась "социализм". В этой системе... Я не имею в виду период сталинский, когда просто абсолютно всякое искусство было заказано сверху, потом был какой-то период, к которому я отношу себя - "шестидесятников" - в кино, в литературе, то есть, это, когда уже после 1953-го года был Хрущев, и так далее, и было какое-то потепление, можно было что-то делать, можно было дурить друг друга. Какие-то контакты наладились между Западом и СССР. СССР пытался тайно, не оформляя это в какую-то доктрину, все-таки чем-то нравиться Западу. И под это дело возникло то искусство, в котором я тоже участвовал - в кино это Тарковский, Иоселиани, Параджанов -делали какие-то фильмы. Это откровенно делали для Запада - откровенно. Это была уступка нам, чтобы они сказали, что в Советском Союзе есть какая-то минимальная духовность. Сейчас что происходит - в частности, в Грузии, что происходит - это ни в какие рамки не укладывается, понимаете. Первое - это разрушение полностью экономики. Потому что даже социалистическая экономика - она была экономикой. Она была экономикой, был обмен между Севером и Югом. Мы поставляли сельхозпродукцию, Россия поставляла промышленную продукцию, вообще, люди не умирали с голоду. А так бездарно, как разрушили СССР Горбачев и Шеварднадзе и ихние друзья - я считаю, что более бездарного не было ничего сделано вообще в истории. Как показал Китай, можно было и социализм превращать в какие-то другие системы совершенно спокойнее и более эволюционным путем... 70 лет - это немалое время - были налажены экономические связи. Потом эти князьки местные, которые стали как бы руководителями независимых государств - Шеварднадзе, Кучма, Алиев, Назарбаев - они просто все натянули на себя одеяло и наплевали на свой народ - абсолютно. И сейчас положение - если вы спрашиваете меня: "Как сейчас в Грузии себя чувствует художник"? Да никак себя не чувствует художник! Художник не ангажирован никем. Здесь даже нет коммерческого ангажемента. Здесь даже меня человек не нанимает, чтобы я сделал развлекательную картину - я не говорю об искусстве, я не говорю о каком-то большом заказе, понимаете... Здесь полная, совершенно полная нищета - и физическая, и духовная. Конфуций говорил, что "бедное государство - это дурное государство, богатое государство - это хорошее государство", - не определяя, каким способом оно стало богатым. Вот мы сейчас в самой худшей точке - международные институты, валютные фонды что-то пытались делать - они не поняли, что есть понятие ландшафта, есть понятие истории, есть понятие этноса, есть понятие психологии, и отсюда складывается менталитет народа... Как бы мы ни пытались одеть самые красивые галстуки, часы и костюмы - у нас нет тех традиций, которые есть у Европы и у Америки. Там была совершенно другая цивилизация какая-то - римская, греческая, это все наслаивается... Здесь - так сразу построить здесь государство типа европейского или американского - это невозможно, и получился обратный эффект. Обратный эффект - я не говорю уже о конкретных выкладках, что наше маленькое государство сплошь сидит на импорте, ничего не производит, люди не работают. Это вообще нарушение прав человека. Это нарушение главного биологического права человека - что он должен выйти из дома, поработать, что-то заработать, и тогда у него семья, тогда у него есть что-то. Вот этого все нет...

О каком искусстве можно говорить?! Вот я, например, режиссер. Сейчас у меня никакой идеи нет сделать современное... Об этом даже фильм нельзя делать -современный. Тут нет никакой типичной расстановки сил, из которой возникает драматургия, понимаете. Вот об этом невозможно ничего сделать. Мне говорят: "Вот, сделайте фильм, какая у вас коррупция". Что это за тема?! Какие-то нувориши из деревни приехали... Сверху распределяется собственность. Ненормально! Нормальный капитализм - это когда мой дед срубил лес, поставил сруб, мой отец там сделал мыльный завод, а я сегодня выпускаю мыльный порошок. За этим следует правовое поле в государстве, когда собственность не оспаривается. А здесь - почему такая страшная коррупция? Потому что эту обобществленную собственность, которая была при социализме, распределяет на частные лица сейчас чиновник. Конечно, он берет взятку и все прочее. И ведь типичная ситуация - Шеварднадзе вся семья - взяточники, Алиева вся семья взяточники, этого - вся семья - взяточники... Ситуация типичная, это не зависит от конкретной личности.

Юрий Вачнадзе:

Хорошо, а вот сейчас что делает так называемая интеллигенция? ( Почему я говорю "так называемая"? Потому что известно, что интеллигенция всегда находится в оппозиции любому правительству. И вдруг выяснилось, что среди наших интеллигентов на 99 процентов все конформисты - никуда от этого не денешься - это факт). Вот, как вы это расцениваете, нет ли тут некоего продолжения традиций коммунистических, поскольку во власти сейчас очень много бывших красных, перекрасившихся, во всяком случае, они сейчас у власти и кичатся, мало того, повсюду разглагольствуют о своих "демократических настроениях". Вот что в этом случае делает грузинская интеллигенция?

Георгий Шенгелая:

Я вам так скажу: тут такой очень странный процесс произошел, когда рухнул Советский Союз. На одном примере я могу все это объяснить: была такая Межрегиональная группа - помните - Сахаров, Заславский, Афанасьев, Попов. Я, например, как обыватель, смотрящий в телевизор, я представлял так - что вот, это - будущее правительство России. Когда дело дошло до выборов, Советский Союз сделал то, что советские люди вообще потеряли понятия избирателей. Понимаете, и семантически - то, что они говорили, ихняя фразеология - для этого простого народа она была совершенно непонятна. Поэтому выбрали бывших своих руководителей - Черномырдина, вот такие будки они выбирали... Тот же Горбачев - тракторист, тот же Ельцин - строитель, тот же Шеварднадзе - ветеринар, тот же Назарбаев, Алиев... После этого вот эта интеллигенция - вот этот Афанасьев и все эти люди - я в них верил, здесь тоже какие-то были - она в апатию ушла, полную. Сейчас, когда я начал что-то конструировать - ну, я немножко другого склада человек, я когда обратился к своим коллегам - никто не хочет со мной сотрудничать. Не имея ничего сейчас за спиной, они говорят, что интеллигенция вообще не должна участвовать в политике. Я говорю: "Слушай, ваши соседи умирают с голоду - у вас есть какие-то человеческие поползновения"? Да, но мы не хотим. Вот поэтому они терпят этих нуворишей на шее - это позорная вещь. Все, значит: "Почему режиссер Шенгелая организовал политическую партию и выдвигает доктрину"?... - что надо экономические отношения восстанавливать с Россией. Именно с Россией, потому что это традиционные отношения...

Юрий Вачнадзе:

Извините, я вас перебью, раз вы уж заговорили о партии, может быть, вы сначала подробно расскажете, что это за партия, какая задумка?

Георгий Шенгелая:

Исходя из этой ситуации всеобщей нужды... Кстати, я сам не нуждаюсь. Как режиссер я ничего не зарабатываю, но я уже 7 лет занимаюсь виноделием. Я делаю вино, в Кахетии разливаю и продаю, кстати, в России. Почему в России? Потому что если я его вынесу на внутренний рынок, то такой уровень жизни, что я за каждую бутылку выиграю один цент. А когда я везу его в Россию, то там настолько все-таки уровень жизни выше, чем в Грузии, что я выигрываю два доллара - потратив 4 доллара на бутылку, я получаю 6. В год я везу 20 тысяч бутылок - одна машина. Мне говорят: "Давай больше, у тебя хорошее вино", - я не иду дальше. Вот в этом моя позиция как режиссера - мне этого хватает, чтобы сохранить семью... И продаю только в ресторанах. Но это все-таки самый настоящий бизнес. Теперь, когда вот сейчас в последнее время, совсем в последнее время Шеварднадзе в силу грандиозных своих политических ошибок совсем испортил отношения с Россией... Я не имею в виду, какой он ориентации. Можно быть западной ориентации и не делать таких шагов, когда вы нарушаете международное право, когда 90 человек переходят вашу границу, и они у вас растворяются - этого никто вам не простит, ни одно государство не простит. Вот отсюда и визовый режим. Вот отсюда я сам со своим вином, мои соседи, которые "дальнобойщики" - они возят минимальное количество яблок, помидоров, цитрусов в Россию - им тоже закрыли шлагбаум. Теперь настал момент, когда надо уже политически давить на это правительство. Вот я создал партию - у меня никаких интеллигентов нет - не хочу называть фамилии, все отказывались. Даже тот, который в вашей передаче был последней. Хотя русские журналисты - это шутка - когда я послал пресс-релиз, журналисты мне сказали: "Георгий Николаевич, вы организовали партию"? "Да". "Это что партия режиссеров"? Я пошутил, что "Да, это партия режиссеров". Они сказали: "А Габриадзе будет"? Я сказал, что будет. "А Стуруа будет"? "Будет". "Вот это партия, вы точно снимите Шеварднадзе..." (Смех)

Тенгиз Гудава:

Георгий Шенгелая снял фильмы: "Алавердоба", "Маци Хвития", "Пиросмани", "Мелодии Верийского квартала", "Путешествие молодого композитора", "Смерть Орфея". Несколько месяцев назад на экран вышел снятый им первый грузинский эротический фильм "Любовь в винограднике". Георгий Шенгелая сыграл главные роли в популярных фильмах "Наш двор", "Отарова вдова", "Что видел больше не увидишь". Он народный артист Грузии, лауреат премии имени Руставели. В 1974-м году на международном кинофестивале в Чикаго получил главный приз "Золотого Хьюго" за фильм "Пиросмани". В 1984-м году на Берлинском кинофестивале получил приз "Серебряный медведь" за лучшую кинорежиссуру фильма "Путешествие молодого композитора"...

С Георгием Шенгелая беседует наш тбилисский корреспондент Юрий Вачнадзе...

Юрий Вачнадзе:

Давайте точно: название вашей партии и расшифровку, потому что само название партии на первый взгляд звучит парадоксально?

Георгий Шенгелая:

Я вам скажу, что я сначала придумал так. Я не хотел Аграрная партия - она ничего не говорит в нашей действительности, или экономических каких-то реформ - ничего не говорит. Но я все-таки решил - какие-то метафоры у меня мелькают иногда - программа моя сельскохозяйственная... Для Грузии основной промышленный продукт - сельское хозяйство. При советской власти 70 процентов бюджета ГССР было сельхозпродукция. Это были большие деньги, между прочим. Большие деньги. Я был приятно удивлен, когда я узнал недавно, что в Азербайджане то же самое было, хотя я наивно думал, что "нет - они нефтью живут". Оказывается, нет - 30 процентов всего была нефть, а 70 была сельхозпродукция. Почему? Тоже южная страна и тоже есть северный сосед. Это само собой складывающиеся ситуации. Вот, я подумал и назвал: "Грузинская партия лозы". Во-первых, это красиво, во-вторых, это точно выражает, что лоза - основной продукт Грузии - вино, и самый дорогой, кстати говоря. Но почему "- вместе с Россией"? Потому что рынок - это Россия...Нас окружают южные страны - Иран, Турция, Болгария... Европа совершенно не может понять, что такое грузинское вино, хотя я считаю, что наше вино лучше, чем французское... Все эти политики заорали, что это - такое, а я взял и одел себе значок Руставели, и сказал: "Вы посмотрите, за что я этот значок получил - за "Алавердоба", за "Пиросмани", за "Композитора", и кто из нас... Кто из нас больший католик - вы или Папа Римский"?.. Это покажет время. Это дело моей жизни сейчас. Это мой большой фильм - то что я сейчас делаю.

Юрий Вачнадзе:

Батоно Георгий, вы говорили об экономической стороне - это понятно. Но не бывает такого в природе - чисто экономической партии - что стоит за этим, какая политика?

Георгий Шенгелая:

Я совершенно не за то, чтобы грузины не могли сами управлять своим государством. Я не за то, чтобы нами опять управляла Россия. Никакого восстановления СССР - никто этого уже не хочет, даже Россия этого не хочет. Это прерогатива этих, коммунистов... Никакой обобществленной собственности - это прошедший этап. Только частная собственность, и так далее. Но вот в экономике, скажите, сколько уже лет это правительство Шеварднадзе, и вы когда-нибудь читали какую-нибудь экономическую программу кроме того, что мы - "ТРАСЕКА", или что труба здесь пройдет - это - деньги, может, какие-то, но это не рабочие места, не руки, не ноги, не развитие человека. Я сказал в одной газете, что грузинский народ стал жертвой биографии Шеварднадзе. Он делает свою биографию, начиная с Берлинской стены, он никак не защищает национальные интересы своего народа. Никак! Потому что защита национальных интересов своего народа - это, в первую очередь, чтобы люди были здоровы, не умирали, чтобы не увеличивалась смертность, и не падала рождаемость.

Юрий Вачнадзе:

В средствах массовой информации промелькнула несколько раз мысль о том, что крупный грузинский режиссер Георгий Шенгелая вошел, дескать, в конфронтацию со своим братом, крупным грузинским режиссером Эльдаром Шенгелая, который мало того, что является членом правящего "Союза граждан Грузии", является и вице-спикером грузинского парламента - вслед за вашим заявлением о формировании новой партии он сказал, что был и остается "гражданином", - в смысле член "Союза граждан". Мне хотелось бы из ваших уст услышать объяснение всему этому?

Георгий Шенгелая:

Ну, во-первых, мы разного возраста, у нас разные компании, как говорится, разный уровень образования, и так далее. Я хочу привести пример: мой отец - Николай Шенгелая, в свое время тоже был очень политизированным - в начале века. Их было 4 брата. Николай Шенгелая был федералистом, его старший брат Александр был монархистом, следующий брат был кадетом, а младший был социалистом. Ничего в этом удивительного нет, абсолютно. Другое дело, что я последователен, я никогда не был в "Союзе граждан". У меня сейчас нет такой моральной ситуации, что, вот, я их бросил и побежал в другую сторону. Я возник сейчас, возник, мог возникнуть раньше, кстати, если бы не было моего брата. Я вот очень долго и мучительно переживал, что старший брат, как у Конфуция и у японцев - что надо уважать старшего брата... Но они завели в тупик страну. Мой брат прямо в этом не участвует, я вам прямо скажу. Такая расстановка у Шеварднадзе, что есть какие-то хорошие люди, которые ему нужны как фасад, это точно так. Эльдар сам не экономист, не хозяйственник. Я экономист, я хозяйственник, я строитель, вот музей мамы - Нато Вачнадзе - я его построил, мои братья палец о палец не ударили...

Юрий Вачнадзе:

Итак, насколько я понимаю, батоно Георгий, это еще один, может быть, из самых интересных будущих фильмов, новый, интересный, полнометражный фильм, который создает режиссер Георгий Шенгелая, и, наверное, здесь могут быть всякие мелодии, подобно тем замечательным мелодиям, которые были в "Мелодиях Иверийского квартала"...

Георгий Шенгелая:

Я в связи с этим вспомнил такую маленькую вещь: что когда здесь начиналась борьба с Гамсахурдиа, приехали какие-то иностранные журналисты к Мерабу Мамардашвили, спросили: "Что за спектр, на кого вы надеетесь, кто может что-то здесь в этой оппозиции"? Он сказал: "К сожалению, очень слабые все это политические партии, единственная надежда у меня на режиссеров, которые в этом деле не участвуют..." Это очень конструктивная мысль была, это определенная профессия, и он сказал, что вот, Эльдар, Георгий, Лана, вот, может, они что-то сделают против Гамсахурдиа. Когда вот я - с Отаром Иоселиани, кстати, вместе мы поступили во ВГИК, нашим педагогом был Довженко. И первый урок был, он нам говорил: "Что нужно режиссеру, главное"? Мы как дети кричали: "Талант, эрудиция..." Он сказал: "Нет, организация". Вот сейчас я использую ту часть своей режиссерской профессии, которая называется организация... И знаете что, это объективно сейчас происходит в мире, такие волны бывают. Какая-то длинная ярмарка нуворишей, потом появляются какие-то пассионарные личности. Гумилев говорил даже, что когда этнос приходит в полную деградацию, появляется какая-то пассионарная личность, которая может на несколько лет, или даже на несколько столетий повернуть этот этнос к лучшему. Но то, что нас сейчас окружают сплошные "субпассионары" - это он применял такой термин - то есть, антиподы пассионаров - это факт. Это тоже меня двигает, потому что куда я заткну свои знания, свой опыт? Это естественное приложение сейчас. Вот судьба мне сказала, что надо вот сюда приложить сейчас, именно к этому делу...

Тенгиз Гудава:

Сказал Георгий Шенгелая - кинорежиссер, киноартист, бизнесмен-винодел. 13 марта в Минюст Грузии поданы необходимые документы для регистрации созданной им политической партии - "Партии грузинской лозы - вместе с Россией".

XS
SM
MD
LG