Ссылки для упрощенного доступа

Многонациональный народ России и Думы


Лев Ройтман:

Накануне этой передачи наш корреспондент Марина Катыс обратилась к нескольким москвичам с таким вопросом: как вы думаете, могут ли у национальных объединений России быть свои интересы на на выборах в Думу? Вот один из ответов:

"Очень интересный и неожиданный вопрос. С моей точки зрения, Россия - это и есть клубок национальных объединений России. Интересы у национальных объединений России, как единого целого, это интересы России. Лидеры России, они так или иначе представляют интересы национальных объединений России, все. И попытка переопределить, найти в этом клубке свое место на фоне национальных объединений России, она перспективна".

Мнение москвича. А теперь представлю участников передачи: Роман Спектор, председатель Конгресса национальных объединений России; Владимир Зорин, председатель думского Комитета по делам национальностей; и Ефим Островский, специалист по избирательным технологиям.

Национальные объединения России и предстоящие выборы в Государственную Думу. Владимир Юрьевич Зорин, как председатель специализированного парламентского комитета - Комитета по делам национальностей, как вы считаете, как нынешние партии, предвыборные блоки, объединения учитывают и учитывают ли в достаточной степени то, что народ России - это народ многонациональный, и эта простая истина прямо записана в статье третьей Конституции России?

Владимир Зорин:

Спасибо за вопрос, он действительно очень интересный, сама тема очень интересная. Вот Ефим подтвердит, наверное, что сейчас приближаются выборы, я читал много литературы по предвыборным технологиям и делам и везде рассказано, какой надо иметь цвет галстука, как садиться, держать руки, какие очки, но все советуют обходить национальную тематику, все имиджмейкеры, если вы не хотите набрать себе голоса против. Тем не менее, игнорировать эту тему невозможно. Я приведу очень характерный пример: я представляю "Наш дом Россия", фракция в Государственной Думе, это известно, наверное, что комитет наш вела фракция "Наш дом Россия", "Яблоко" обычно не интересовалось межнациональными отношениями и даже с трудом направило своего представителя в Комитет. Но сейчас идет разговор об участии в этом движении или в этой партии Вячеслава Александровича Михайлова, одного из ведущих специалистов по межнациональным отношениям. Если взять блок "Отечество - Вся Россия", то там достаточно специалистов и в том числе Абдулатипов, который тоже был одно время министром и вице-премьером. Так что ведущие политические силы, которые серьезно думают о победе на выборах, они учитывают влияние фактора национально-культурных объединений. Если же взять по программным документам на прошлых выборах, а мы внимательно анализировали в Комитете эту тему, то наиболее большое внимание этим проблемам уделяли КПРФ, НДР и Жириновский, ЛДПР. Но немножко разные там подходы, разные были точки зрения, известно, что ЛДПР является нашим оппонентом в Государственной Думе, но вот эти три движения очень активно как бы эксплуатировали тему межнациональных отношений. Сейчас после событий в Дагестане, особенно это, конечно, не относится к межнациональной тематике, но очень заставляет задумываться, что опасно очень играть с этой темой, как бы все ведущие политические силы в межнациональных отношениях приближаются к центру, отсекая радикализм, экстремизм, но учитывают. Я думаю, что национальные объединения, о которых в соответствии с законом о национально-культурных автономиях, принятом в 96-м году, уже в стране около 200, из них 6 федеральных, 60 региональных, более 100 местных, они заинтересованы в том, чтобы их интересы защищались, и поэтому каждый решает эту проблему по-своему. Но кто выдвигает своих депутатов и выступая самостоятельной предвыборной силой, а кто делегируя эти функции известным политикам и как бы дает им наказы. Например, во фракции "Наш дом Россия" среди 12-ти федерального списка представлен руководитель блока Меджис Рафиков.

Лев Ройтман:

Спасибо, Владимир Юрьевич. И естественно обратиться с вопросом к Роману Спектору: вы председатель Конгресса национальных объединений России, в чем видят свою задачу ваше группирование, ваше объединение накануне парламентских выборах в России?

Роман Спектор:

Это не первые парламентские выборы в истории существования нашей организации, и весь опыт предыдущих лет показал, что полагаться на так называемых специалистов, которые разбираются в этой области, или на имиджмейкеров совершенно бесполезно, потому что они, как хорошо сейчас сказал Владимир Юрьевич, имеют хорошо установившееся мнение, что разыгрывать национальную карту бессмысленно или даже опасно. Конгресс, в отличии от просто национального объединения, является общественным движением, которое объединяет разные и в этническом, и в конфессиональном отношении организации, что и говорит о том, что он выходит за пределы одной какой-то национальной группы или одного какого-то национального интереса, представляя в полном смысле этого слова интересы России в целом, поскольку члены этих организаций живут повсюду. В этом отношении задача номер один заключалась в том, чтобы на выборах 99-го года провести своих представителей и своих депутатов в Государственную Думу. Можно сказать, что многие политические силы и парламентские фракции действительно обращают внимание на наш Конгресс, но до сих пор позиция о включении наших делегатов в состав предвыборных списков, как принято говорить сегодня, продолжает оставаться предметом договоренностей. Поскольку Конгресс имеет своим потенциалом значительную часть электората Российской Федерации, мы не проявляем никакого беспокойства и уверены, что сумеем найти то предвыборное объединение, которое обеспечит решение нашей задачи и проведем своих депутатов в Государственную Думу.

Лев Ройтман:

Спасибо, Роман Спектор. И теперь Ефим Викторович Островский, я представил вас - вы специалист по избирательным технологиям, что вы, именно как эксперт, как профессионал, могли бы в этой связи быть может подсказать, быть может отговорить участников нашей передачи от тех или иных приемов при подготовке к выборам в Думу?

Ефим Островский:

Вряд ли можно сказать, что любой подход к национальной тематике вредит силе, участвующей в выборах. Ведь национальные объединения это компактный электорат, компактная совокупность людей, у которых есть общие проблемы, и самое главное в этой ситуации говорить с людьми на языке его проблем. Я вовсе не имею в виду, что с каждым национальным меньшинством надо говорить на его национальном языке, дело не в этом, когда я говорю о языке, я говорю скорее о том сочетании проблем, с которыми реально сталкиваются эти люди, к которым обращается то или иное избирательное объединение. А как правило, такие проблемы в обобщенном виде может знать организация, объединяющая в себе разные национальные меньшинства, только такая организация может увидеть их общие проблемы. Поэтому я порадовался, когда узнал, что Роман Спектор участвует в нашем разговоре, мне кажется, это очень точный ход авторов передачи. Дело в том, что если вы попытаетесь говорить с каждым национальным меньшинством именно о его конкретных проблемах, вам не хватит просто времени кампании. У каждого из участников избирательной кампании материальный ресурс предельно ограничен, и в этой связи говорить на обобщенном уровне сразу со всеми представителями одного типа проблем гораздо точнее, вернее, удобнее, в каком-то смысле даже правильнее. Я не знаю, кто имеется в виду из коллег, кто рекомендует обходить национальную тематику, но если я попытаюсь понять их позицию, наверное, речь идет о том, что если вы выбираете в конфликте двух национальных меньшинств позицию одного их них, то вы, конечно, тут же получаете другое меньшинство, полностью выступающее на стороне вашего оппонента. Если же вы говорите о проблеме национальных меньшинств в целом, обобщая их, то вы добиваетесь достаточно когерентного, как говорят физики-лазарщики, однородного сообщения, обращенного сразу ко всем этим малым группам, а соединенные вместе, они формируют в некоторых случаях даже и большинство.

Лев Ройтман:

Спасибо, Ефим Островский. Владимир Юрьевич Зорин, с вашей точки зрения, каков должен быть упор в национальной тематике для тех политических сил в России, которые борются за представительство в парламенте, в Думе?

Владимир Зорин:

Во-первых, здесь есть серьезная проблема, которая состоит в национальном составе нашего государства. Мы считаем сегодня, есть разные точки зрения, мы договорились и считаем 176 наций, народностей и этнических групп. Во-первых, нет единой модели решения этих национальных проблем. У нас одна модель - это национально-территориальная, это, например, Татарстан, Башкортостан, в общей сложности 31 субъект федерации имеет такую национальную окраску, а остальные являются, не подчеркнуты их национальности, это как бы территориальные федерации. Мы приняли закон о национально-культурной автономии для наций, народностей и этнических групп, которые не имеют государственности на территории Российской Федерации или живут не в рамках своей государственности. Известно, что большинство татар, например, живут за пределами Татарстана. У нас есть коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока, есть репрессированные народы, у нас есть русские, которые составляют 83% населения на сегодня, а следовательно, от избирателей столько же, и народы, которые северные малочисленные, которые насчитывают 129 человек. Конечно ни в какой предвыборной кампании учесть все эти модели решения национальных вопросов и интересы всех наций, народностей и этнических групп очень сложно. И наверное, сегодня здесь выиграет тот, кто либо показал на деле, что он может сочетать эти интересы или увязывать эти интересы или кто предложит очень симпатичную или удобную для всех модель. Я вот здесь хотел немножко возразить Ефиму, не в порядке дискуссии, а в порядке конкретного факта: вот у нас 10 лет в стране разрабатывался закон о гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Известно, что в основном они у нас живут на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, есть на Кавказе, это примерно речь идет около 200 тысяч человек на всю страну. Вот принят этот закон, сразу же Государственная Дума и Комитет попали под критику, что вместо того, чтобы решать проблемы насущные, серьезные, Северного Кавказа и так далее, Государственная Дума обратилась, и Комитет наш в частности, обратилась к проблемам таких малочисленных народов и тем более, с которыми возникают трудности в освоении наших природных богатств, экономика и так сложная. А сами эти народы, которые получили этот закон, они тоже говорят, что закон не отвечает их ожиданиям, они хотели большего, что там некоторые вещи прописаны рамочно, некоторые вещи несовершенны. Вот в этом отношении специалисты по предвыборным технологиям, они, видимо, знают эти настроения и учитывают, как искать общие формулы, которыми можно было бы отговориться или обсудить эту тему. А людям и конкретным нашим народам нужны конкретные дела, начиная от русского народа и кончая, вот я говорил, таким народом, где 129 человек живет. Или конкретно вопрос Карачаево-Черкесии, да, действительно, этот опыт показал, что национальная карта, если она разыгрывается в предвыборной борьбе, это очень сильная карта, она ломает все основные технологические, если хотите, подходы, политические оценки и приоритеты, да, действительно. Поэтому мы сейчас, наш Комитет, наше движение, мы выступаем с инициативой, чтобы все-таки ведущие политические партии и движения страны, участвующие в выборах, договорились не разыгрывать национальную карту, особенно в интересах амбициозных политиков, а предлагать конструктивные методы и пути решения проблем, которые стоят перед нами.

Лев Ройтман:

Владимир Юрьевич, спасибо. Роман Спектор, конкретно, если вы готовы сейчас ответить на этот вопрос, с вашей точки зрения, как председателя Конгресса национальных объединений России, какие политические силы в сегодняшнем активном политическом предвыборном спектре России наиболее активно и наиболее представительно защищают тех национальных объединений, которые входят в ваш Конгресс?

Роман Спектор:

Такими силами могут быть только те, которые сделают две вещи. Вещь номер один: это признание государственного долга в адрес национальных меньшинств или диаспорных народов. И второе - когда они будут агитировать не декларациями, а конкретными законопроектами. Фактически Владимир Юрьевич это уже и подчеркнул, а я хочу сказать, что опыт Карачаево-Черкессии, который показал, что политические вкусы формируются на этнической основе, сегодня будут заразительны для других и гораздо более представительных регионов Российской Федерации. Если политическая сила хочет заполучить себе голоса избирателей, которые сегодня организованы в конгресс или в аналогичные объединения, они должны сделать эти два шага: признать, что национальная политика никуда не годилась до сегодняшнего дня включительно; и второе, что есть в арсенале этих политических движений те законопроекты, которые согласованы с представителями меньшинств и разных национальных групп, которые они будут проводить в своей ежедневной работе в Государственной Думе.

Лев Ройтман:

Спасибо, Роман Спектор. И Ефим Викторович Островский, я понимаю, я несколько эксплуатирую вашу профессиональную направленность, и тем не менее, чтобы вы порекомендовали как специалист по избирательным технологиям тем политикам и политическим силам, которые сейчас борются за представительство в Думе, в национальном вопросе, что им следует учитывать?

Ефим Островский:

Я, наверное, попробую повториться, потому что услышал в словах Владимира Юрьевича слово возражения, но мне показалось, что он другими словами ту же проблему, которую я попытался описать. Смотрите: если мы начинаем решать проблемы отдельно северных народов, то мы сразу получаем противостояние - северные народы на одной стороне, народы Кавказа - на другой. Если вы даете что-то северным народом, вы отбираете, во всяком случае так люди могут чувствовать, у народов Северного Кавказа. нужно решать проблемы рамочно для всех национальных меньшинств, пытаясь найти что-то общее в их проблемах, именно это общее и решаемо на законодательном уровне. Наверное, во-вторых, надо иметь в виду, что часто интересы лиц, представляющих интересы одного какого-то народа, и собственно масс национальных меньшинств могут оказаться различны или различным образом понимаемыми. Например, мы понимаем, что северные народы проживают в регионах газодобычи, и вполне возможно, что элита этих газовых регионов была недовольна этими принятыми законами, однако, может быть, у собственно рядовых избирателей этого типа отношение к законам другое. Это гипотеза, это не утверждение, я не очень хорошо знаю эту тему. И наконец, я хочу напомнить радиослушателям: в ряде национальных республик России меньшинством являются русские. И в этом случае, если мы говорим не об отдельных национальных меньшинствах, а о проблеме национальных меньшинств как глобальной проблеме, то, мне кажется, она имеет гораздо больше перспектив для того, чтобы быть воспринятой разными национальными электоратами и не дробить, не секционировать их, а напротив объединять в единый голосующий массив.

Лев Ройтман:

Спасибо, Ефим Островский.

XS
SM
MD
LG