Ссылки для упрощенного доступа

Наука и техника наших дней


Научная конференция в Филадельфии, посвященная проблемам бессмертия, новая техника для борьбы с преступностью, а также последние научные новости - вот темы нашей сегодняшней передачи.

Лилия Шукаева:

Недавно в Филадельфии состоялась конференция, в тематике которой как в капле воды отразились достижения биологии последнего десятилетия. Речь шла о возможностях продления жизни человека на многие годы, о долголетии, и даже о бессмертии. Биологи и врачи описывали различные подходы к проблеме долголетия, а специалисты по этике и теологи рассуждали о том, будет ли благом прожить еще лет 70 или 80.

Без громких фраз, сухо и деловито ученые доказывали, что такое продление - сравнительно близкая реальность. Неизбежная победа над распространенными болезнями и раскрытие механизмов старения, хотим мы этого или нет, приведут человечество к долголетию.

"Мы не хотим этого, ибо это противно человеческой природе. - сказал Дэниел Каллаган, специалист по медицинской этике из центра Гастингса в Гаррисоне, в штате Нью-Йорк. - Мы не можем запретить эти исследования, но не ждите от нас одобрения".

Каллагана поддержал Леон Касс из Чикагского университета, тоже специалист по этике. "Предел человеческой жизни - благо для каждого индивида, независимо от того, сознает он это или нет", - сказал он.

Все теологи-христиане выступили против долгожительства, не говоря уж о бессмертии. "Отсрочить смерть - значит отсрочить свидание с Богом", - говорили они. Представители иудаизма с ними не согласились. Раввин Нейл Гилман из Еврейского технологического центра заявил, что надо делать все возможное, чтобы продлить жизнь. "Я готов нарушить субботу и Йом Кипур, даже если они придутся на один день, ради сохранения жизни.", - сказал он.

Заявление раввина Гилмана внесло в чинное общество известное оживление. Каллаган решил не оставаться в долгу и обратил внимание присутствующих на то, что собрались они не где-нибудь, а в археологическом музее Пенсильванского университета, среди экспонатов, связанных с египетским культом бессмертия.

"Мы не можем не обсуждать проблему продления жизни после открытия некоторых клеточных механизмов и удачных генетических манипуляций с лабораторными животными, - сказал Майкл Роуз из Калифорнийского университета в Ирвине. - Если мы контролируем гены, то мы можем контролировать и то, что им подчиняется, в том числе и смертность". Роуз знал, что он говорил: недавно, манипулируя генами, он значительно растянул жизнь дрозофил. Вслед за ним выступил Роберт Ланца из фирмы "Advanced Cell Technology" и рассказал, как неспециализированные эмбриональные клетки можно превратить в клетки сердца и с их помощью восстанавливать его работоспособность.

"Все это прекрасно, но не говорите о бессмертии, ибо соблазн бессмертия - это соблазн язычества". - стояли на своем теологи, в данном случае преподобный Ричард Нойхаус из Института религии и общественной жизни.

Знатоки этики выступили с теологами единым фронтом. Доктор Касс ошеломил собравшихся, в том числе и Нойхауса, заявив, что язычник язычнику рознь. Есть такие язычники, которые могут служить примером любому христианину. Вот, например, Одиссей. Он отверг притязания нимфы Каллипсо, обещавшей ему бессмертие, и, выполняя свой человеческий долг, предпочел снова пуститься в путешествие, лишь бы вернуться к своей постаревшей Пенелопе и умереть на родной Итаке.

Невзирая на этот совершенно неотразимый пример, один специалист по этике, а именно: Рональд Коул-Тернер из Питтсбургской семинарии робко заметил, что может быть в продлении человеческой жизни есть свой смысл, так как это будет способствовать утверждению гуманности.

"Полная ахинея"! - воскликнул Каллаган, и теологи с этиками разъехались по домам, оставив ученых под сенью египетских богов, олицетворявших идею, которую дружная критика так и не поколебала.

Евгений Муслин:

Вопреки распространенному мнению, хаос, царящий в комнате подростка, может при определенных условиях превратиться в порядок. Такие случаи бывали, причем и на более высоких уровнях. Возьмем, к примеру, Вселенную. В самом начале это был невообразимый хаос - беспорядочная смесь раскаленных частиц. Но с временем все утряслось и выражаясь научно, структурировалось. Появились звезды, галактики, скопления галактик и поэт уже мог сказать, что видит на небе не своевольную игру стихий, а "хоры стройные светил".

Примеры с комнатой подростка и Вселенной упоминаются в статье, которую опубликовали в февральском выпуске журнала "Nature" Альберт-Ласло Барабаси, адъюнкт-профессор физики Университета Нотр-Дам ( Индиана) и его коллеги из Венгрии и Румынии. Но этих примеров ученые касаются лишь бегло, главное же их внимание уделено анализу аплодисментов - хаотических и упорядоченных.

Представьте себе, говорят они, концертный зал сразу после выступления любимого певца или музыканта, или зал оперного театра, когда отзвучали последние такты музыки и все артисты выходят на сцену раскланиваться. Напряженная тишина в зале взрывается шквалом аплодисментов, в котором физик с воображением уловит некоторые черты "Биг Бэнга" - "Большого Взрыва". Самое интересное, что в США эти аплодисменты обычно остаются до самого конца хаотичными, беспорядочными, в то время, как в некоторых других странах, особенно в Восточной Европе и в России, они чаще всего синхронизируются и превращаются как бы в ритмично набегающие всплески.

Внезапное возникновение ритма и порядка из первоначального хаоса хлопков - одна из тайн восточноевропейской культуры, и авторам статьи в "Nature" кажется, что эту тайну они разгадали. Тайна, хотя она и коренится в культуре, безупречно вписывается в математическую модель так называемых спаренных осцилляторов.

Ученые наблюдали аплодисменты как в концертных залах, так и у себя в лабораториях, и открыли, что их можно грубо разделить на два типа: первые, быстрые, рождающиеся сразу же после представления или музыкального номера, а иногда даже за несколько мгновений до его окончания, когда зрители не в силах сдержать своих чувств, а вторые, медленные, когда частота хлопков, отчасти сознательно, снижается наполовину по сравнению с аплодисментами первого типа.

Если мы имеем дело с аплодисментами первого типа, быстрыми и упорядоченными, то здесь каждый индивид ведет себя сообразно своему темпераменту, настроению и привычкам. Диапазон ритмов огромен, говорят ученые. Если же перед нами аплодисменты второго типа, вариации ритмов почти равны нулю. Царит единый ритм.

Исследователи применили к своему объекту математическую модель синхронизации, разработанную японским физиком Йошики Курамото. Модель показала, что когда разброс ритмов так широк, как это бывает при быстрых аплодисментах, никакая синхронизация невозможна. Но как только темп аплодисментов замедляется и диапазон ритмов снижается, появляются математические условия для синхронизации. "Более того, - говорит Барабаси - при таких условиях синхронизация становится неизбежной, и весь зал аплодирует как один человек".

"Может быть, это один из уникальных примеров синхронизации в природе. - замечает по этому поводу Стивен Строгац, профессор прикладной математики в Корнельском университете, хорошо знающий работы Барабаси и его коллег. - Но вообще синхронизация в природе - далеко не редкость. Перовое, что мне приходит в голову, это синхронизация многих тысяч клеток - пейсмекеров в нашем сердце, каждая из которых порождает электрический заряд. Еще пример, давно известный врачам: если несколько женщин живут вместе, их менструальные циклы мало-помалу синхронизируются".

Синхронизации вот уже полвека изучает математика, и профессор Строгац считает соответствующий ее раздел самым увлекательным. Этот феномен присущ не только человеку, и не только живой природе, но и самым разнообразным явлениям в мире. В Юго-Восточной Азии, например, водятся летающие светлячки особой породы. Когда мириады их садятся на ветви или листья мангрового дерева, они очень быстро синхронизируют свои вспышки и дерево превращается в пульсирующий маяк, который виден за несколько миль.

Впервые, однако, ученые встретились с синхронизацией не среди живых существ, а среди рукотворных предметов - часов. Христиан Гюйгенс, великий голландский математик. Физик и астроном, живший в 17-м веке, заметил, что колебания маятников в нескольких маятниковых часах, висевших на одной стене, постепенно синхронизировались. Гюйгенс, который незадолго перед этим эти часы изобрел, объяснил загадочное поведение их маятников передачей взаимных вибраций по стене.

В отличие от летающих светлячков и маятниковых часов, ритмические аплодисменты, говорит Барабаси, связаны не только с физикой, но и с культурной традицией. Посетители концертов и театров в Восточной Европе знают, как играть в синхронизацию и замедляют свои овации, получая от этого удовольствие. В Америке это происходит редко, так как американцы не ощущают в этом игры. Им это в голову не приходит.

Но даже и в Восточной Европе аудитория аплодирует ритмично 10-15 секунд. Синхронизация пропадает, сменяется хаосом. Потом возникает снова, снова пропадает. Такие циклы могут повторяться несколько раз. Ритм нарушается от того, утверждают авторы статьи, что синхронизированные медленные аплодисменты не так громки, как хаотичные, "эффект триумфа" сочетается с некоторой монотонностью, энтузиастов это не устраивает, и они начинают инстинктивно хлопать быстрее и громче, разрушая синхронизацию.

В одном только случае синхронизация может продолжаться долго - если в аудитории не найдется энтузиастов. Барабаси, который родился и вырос в Румынии и приехал в США в 1991-м году, рассказывает, что именно так и обстояло дело при тоталитарных режимах в Восточной Европе. Внимая речам тогдашних лидеров, все долго и ритмично хлопали, и лишь в редчайших случаях объявлялись энтузиасты, вносившие хаос в установленный порядок.

Александр Сиротин:

В голливудских детективах вроде серий о похождениях Джеймса Бонда на вооружении агента 007 было немало электронных приборов, с помощью которых он боролся с врагами и спасал свою жизнь. Хотя кино, как правило, копирует жизнь, иногда, наоборот, жизнь копирует кино. Так, например, американская полиция сейчас значительно расширяет свой электронный арсенал, берет на вооружение действительно фантастическую по своим возможностям аппаратуру. Речь идет, например, о ручном детекторе, способном на расстоянии определять, вооружен ли подозреваемый в преступлении. Патрульные полицейские автомобили оборудуются портативными минилабораториями для анализа ДНК человека, чтобы за несколько минут по одному волоску идентифицировать личность, установить, тот ли человек арестован, и не ошиблась ли полиция. В международных аэропортах США и даже на улицах правоохранительные органы намерены установить видеокамеры, сканирующие тысяч лиц, которые будут искать сходство с введенными в компьютерную память фотографии разыскиваемых террористов и прочих опасных преступников.

Подобные электронные приспособления по борьбе с преступностью помогут радикально усовершенствовать привычную практику ареста и доказательства вины преступников.

Кстати, такие сканирующие видеокамеры уже установлены и испытываются в одном из районов Лондона.

"Электронно-техническая революция пришла, наконец, и в правоохранительные органы", - сказал Томас Репетто, президент американской общественной организации "Гражданская комиссия по проблемам преступности". В последнее время широкую огласку получили случаи, когда полицейские по ошибке открывали огонь по подозреваемому, думая, что он вооружен. Они принимали за пистолет то кошелек, то расческу... Портативный детектор может сократить количество подобных ошибок. Если подозреваемый прячет пистолет или нож, то сигнал, направленный детектором, достигает оружия, отражается, приходит обратно в детектор, и подает звуковой или световой сигнал тревоги Испытания показали, что устройство срабатывает на расстоянии 12 футов. Некоторые политики призвали федеральное правительство выделить дополнительные средства на создание более мощных, точных и компактных детекторов оружия с тем. чтобы их можно было установить в школах, торговых центрах, больницах, в фойе многоквартирных жилых домов и просто на улицах. Это, можно надеяться, снизит количество ошибочных задержаний, обысков, преследований и убийств.

Нью-йоркская полиция (самая многочисленная в США), часто берет на себя испытания новой электронной техники, которая используется в борьбе с преступностью. Так, например, в Нью-Йорке была опробована компьютерная картографическая система "Компстат", отслеживающая криминальную активность по различным районам, а теперь, после испытаний в Нью-Йорке, эта система внедряется по всей стране.

Полицейский комиссар Нью-Йорка Говард Сэфир сказал в интервью, что у Полицейского управления города нет отбоя от разных компаний и посредников, предлагающих купить или опробовать новые, как они выражаются "электронные игрушки". Несколько недель назад, по словам Сэфира, представители калифорнийской компании "Джейкор" продемонстрировали оригинальное оружие "Пеппер Болл", которое с помощью сжатого воздуха стреляет маленькими снарядами, наполненными парализующим распылителем. К концу этого года в государственных лабораториях США будет испытан новый тип металлодетектора, который должен быть установлен в школах. Такие детекторы обеспечат массовое просвечивание школьников пытающихся пронести в школу оружие. Компания "Джейкор" разрабатывает также малогабаритные ручные детекторы. "Такие детекторы поступят на вооружение уже в ближайшее время", - утверждает Джереми Травис - директор Национального НИИ Юстиции при Министерстве Юстиции США. Федеральное правительство ассигновало более 300 тысяч долларов на эту разработку.

Как часто бывает с новой техникой, такие детекторы порождают у специалистов как надежды, так и скептицизм. Бывший глава нью-йоркской полиции Уильям Браттон заявил, что прототип уличного детектора сам слишком похож на пистолет и может лишь увеличить напряженность при уличных столкновениях. "Я бы даже двух центов не вложил в подобные вещи", - сказал Браттон.

Питер Кокли из компании "Джейкор" с благодарностью принял критикую. "Мы можем изменить внешний вид детектора, сделать его менее угрожающим", - сказал он.

Некоторые критики высказывают опасения другого рода. Они опасаются, например, что следящая и подглядывающая электронная аппаратура в руках полиции грозит вторжением в личную жизнь американцев и нарушением гарантируемых Конституцией гражданских прав. На это Джереми Травис из НИИ Юстиции отвечает: "Задача как раз и состоит в том, чтобы использовать достижения науки и техники в борьбе с преступностью, не допуская при этом злоупотреблений, которые могут привести к ущемлению наших социальных свобод".

Возьмем к примеру, систему "узнавания" лиц электронными приборами вроде тех, что были установлены в лондонском районе Ньюхэм. Этот район в течение многих лет отличался наиболее высоким уровнем преступности. Но этот уровень снизился на 30 процентов после того, как два года назад здесь были размещены 247 видеокамер, данные с которых поступали в центральный компьютер. В память компьютера ранее были введены фотопортреты 100 наиболее опасных преступников, орудовавших в Ньюхэме. Компьютер сравнивал лица, зафиксированные видеокамерами с лицами преступников, хранящимися в памяти. Если сходство было установлено, полиция узнавала, в какое место и в какое время находился преступник, и, если там же и примерно в то же время, было совершено преступление, то вероятность вины данного лица повышалась. О системе видеокамер общественность Ньюхэма была широко оповещена, и одно это заставило преступников быть осторожнее, что привело к снижению преступности. "Задача этой системы не столько способствовать поимке преступника, сколько предотвратить преступление", - говорит Боб Лак - представитель ньюхэмской полиции.

Система узнавания лиц была разработана компанией "Вижоникс", которая находится в городе Джерси-Сити, под Нью-Йорком. Президент компании Джозеф Атик сказал, что в Нью-Йорке эту систему разместят прежде всего в международных аэропортах, в частности, у сходов с эскалаторов, где камера будет фиксировать от 60 до 100 лиц в минуту, и тут же сопоставлять их с имеющимися в компьютере фотопортретами террористов.

Примечательна методика сопоставления. Сходство определяется по неизменным верхним параметрам лица, таким, например, как расстояние от носа до верхней губы. Компьютер не принимает во внимание прическу, парик, усы и бороду, даже выражение лица, так что обмануть его можно разве что только с помощью пластической операции.

Евгений Муслин:

Нм днях произошло событие значительно приблизившее возможность пересадки свиных органов человеку. Речь идет о клонировании свиней, впервые осуществленном теми же исследователями, которые клонировали первое млекопитающее - овцу Долли. Возможность клонирования генетически модифицированных свиней представляет большой интерес для трансплантологии. Сердце, свиньи, например, по своим размерам и по перекачивающей способности близко к человеческому. А генетическое модифицирование позволяет сделать свиные ткани неотторгаемыми иммунной системой человеческого организма. Главные опасения медиков связаны сейчас с гипотетической опасностью заражения людей свиными вирусами. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что если бы такая опасность действительно существовала, заражение бы давно произошло, поскольку свиньи контактируют с людьми уже тысячелетия.

Первые пересадки свиных сердец людям, у которых нет других шансов сохранить свою жизнь, как считают британские медики, могут начаться уже через полтора года. Прежние попытки пересадки сердец от животных, в основном, например, от обезьян, заканчивались неудачей, в основном, из-за отторжения чужеродных тканей.

Однако, подлинную революцию в медицину, видимо, принесет клонирование индивидуальных клеток, в частности, так называемых стволовых клеток, способных трансформироваться в любые специализированные клетки организма. Если вам понадобится новое сердце, печень или даже мозговая ткань, их можно будет получить клонированием из ваших собственных клеток с последующим выращиванием нужного органа в лаборатории.

XS
SM
MD
LG