Ссылки для упрощенного доступа

"По следам Эскулапа"


Передачу ведет из Нью-Йорка Евгений Муслин. Опасность так называемого "бешенства коров" для людей, смех, чувство юмора и сердечные болезни, а также последние медицинские новости - вот темы передачи.

Евгений Муслин:

Так называемое "бешенство коров", вызвавшее несколько лет тому назад подлинный кризис в животноводстве многих европейских стран, и в первую очередь - Великобритании, и немалый испуг среди потребителей говядины, оставалось в течение всего этого времени достаточно загадочным заболеванием. На главный вопрос: опасно ли бешенство коров для людей, четкого ответа, по существу, не было, имелись только предположения и различные мнения. И вот совсем недавно в Великобритании был обнародован отчет специальной высокоавторитетной комиссии, которая работала над этой проблемой в течение трех лет и пришла ко вполне определенным выводам. Мы попросили профессора Голубева прокомментировать этот важный документ.

Даниил Голубев:

Позвольте сначала напомнить некоторые фактические данные. С 1986-го года в Великобритании резко участились случаи смертельных заболеваний крупного рогатого скота, при которых под влиянием неких болезнетворных факторов происходит дегенерация клеток мозга - так называемая губчатая энцефалопатия. Это заболевание получило название "бешенство коров" и привело к забою в одной только Великобритании 4 миллионов годов крупного рогатого скота. Аналогичное заболевание у людей, то есть, губчатая энцефалопатия, носит название "болезнь Крейцфелд-Якоба".

Возбудителями "бешенства коров" и болезни Крейцфелд-Якоба у людей являются так называемые прионы. Эти микроструктуры резко отличаются по своим свойствам от всех других микроорганизмов - вирусов, бактерий, простейших, грибков, поскольку представляют собой "голые" белковые молекулы без всякой примеси нуклеиновых кислот. Американскому ученому Стэнли Пруссайнеру два года тому назад была присуждена Нобелевская премия за их открытие.

"Нормальные" (неболезнетворные) прионы содержатся в тканях здоровых людей и млекопитающих и под влиянием неизвестных пока факторов могут преобразовываться (трансформироваться) в патогенные частицы, устойчивые к кипячению, радиации, химическим дезинфектантам. Эти частицы, накапливаясь в тканях мозга человека или животных (коров, коз, оленей) вызывают там необратимые дегенеративные изменения, которые называют губчатыми энецефалопатиями, и которые приводят организм к неминуемой гибели.

Сейчас молекулярная природа такой зловещей трансформации изучена. Она сводится к следующему. Белковая молекула "нормального приона" имеет форму петли, она как бы сложена ("скручена") но когда - в силу тех или иных причин - молекула "раскручивается", прионы становятся смертельно опасными, поскольку при соприкосновении с другими "нормальными" прионами эти прионы индуцируют аналогичные изменения их формы и тем самым трансформируют их в патогенные. Идет своеобразная молекулярная цепная реакция таких изменений, ничем внешне не отличающаяся от инфекционного процесса и сопровождающаяся дегенерацией нервных клеток головного мозга.

Евгений Муслин:

Могут ли прионы животных, больных "бешенством коров", вызывать у людей болезнь Крейцфелд-Якоба?

Даниил Голубев:

Через 4 года после начала эпидемии, ученые Бристольского университета выдвинули гипотезу, согласно которой с мясом больных животных болезнетворные прионы могут передаваться людям и вызывать у них человеческий вариант губчатой энцефалопатии, то есть, болезнь Крейцфелд-Якоба , являющуюся, как известно, "медленной инфекцией", и всегда заканчивающеюся фатально. Однако, правительственные органы Великобритании длительное время отрицали наличие такой связи. Министр сельского хозяйства даже публично кормил свою четырехлетнюю дочь гамбургерами из британской говядины, утверждая, что они абсолютно безопасны. Однако, под влиянием статистических данных о заболевших болезнью Крейцфелд-Якоба в марте 1996-го года официальные лица в министерстве здравоохранения Великобритании признали возможную связь этого заболевания с неким новым штаммом возбудителя "бешенства коров", который поражал молодых людей, употребляющих в пищу говяжье мясо, содержащее в себе ненормальные (трансформированные) прионы.

Евгений Муслин:

А как часто встречалась болезнь Крейцфелд-Якоба до начала эпидемии "бешенства коров"?

Даниил Голубев:

Достаточно редко. В среднем, на миллион людей регистрируется одно заболевание в год. Тем не менее, ежегодно в США, например, от болезни Крейцфелд-Якоба погибает до 300 человек, в основном, старше 50 лет. Когда же в Великобритании началась эпидемия "бешенства коров", то за сравнительно короткое время от губчатых энцефалопатий погибли 56 англичан, 2 француза и один ирландец, все - молодые люди в возрасте от 13 до 43 лет. И, тем не менее, прямая связь между заболеваниями коров и людей не считалась твердо установленной. Окончательное заключение должна была дать комиссия экспертов под председательством лорда Филлипса, работавшая над этой проблемой, как вы и говорили, в течение 3 лет... Сейчас отчет этой комиссии, содержащей 4000 страниц, обнародован...

Евгений Муслин:

И каков же его главный вывод?

Даниил Голубев:

Комиссия под председательством лорда Филлипса пришла к твердому заключению, что, по меньшей мере, 77 человек умерли, заразившись губчатой энцефалопатией при употреблении в пищу зараженного прионами говяжьего мяса. Кроме того, по крайней мере, еще 7 человек также заразились таким же образом болезнью Крейцфелд-Якоба и в настоящее время поражены прогрессирующим слабоумием и другими тяжкими проявлениями дегенерации головного мозга.

Комиссия резко осудила политику секретности, которая окружала все эти трагические события и персонально бывшего министра сельского хозяйства Великобритании Джона Грумера, публично отрицавшего возможность заражения людей через говяжье мясо. Правительство страны признало правомерность выводов комиссии, а министр здравоохранения Алан Милбурн принес официальные извинения родственникам людей, погибших от зараженного мяса, и сообщил, что все они получат многомиллионные компенсации, а все больные - бесплатное интенсивное лечение. Большую компенсацию получат также фермеры, понесшие потери в связи с забоем скота.

Надо сказать, что все эти выводы, хотя и поставили "точку над i" в вопросе о причинно-следственной связи между "бешенством коров" и болезнью Крейцфелд-Якоба, никак не удовлетворили родственников погибших. Роджер Томкинс - отец 24-х летней Клары, погибшей от болезни Крейцфелд-Якоба в апреле 1998-го года, говорит о том, что никакие извинения и денежные компенсации не могут изменить мнения о том, что интересы общества были преданы властями, которые бездоказательно отрицали опасность употребления в пищу зараженного мяса.

Евгений Муслин:

Можно ли считать, что, несмотря на все эти бесспорно трагические события, эпопея с "бешенством коров" полностью завершена?

Даниил Голубев:

Боюсь, что это не так. По мнению доктора Роберта Вилла - директора Британского национального центра изучения болезни Крейцфелд-Якоба в Эдинбурге, от нового штамма, в конце концов, в будущем могут погибнуть в будущем тысячи англичан. И это, не считая неидентифицированных медленных инфекций с очень длительным инкубационным периодом - количество возможных жертв даже трудно представить. О серьезности положения говорят результаты специальных исследований с целью обнаружения прионов в различных образцах нормальных человеческих тканей - мозга, миндалин, аппендикса, селезенки и лимфатических узлов. Нужно усовершенствовать методы ранней диагностики для обнаружения трансформации нормальных прионов в патогенные с тем, чтобы начинать раннее превентивное лечение людей, которые могут заболеть болезнью Крейцфелд-Якоба.

Другой важной проблемой является ветеринарный контроль. Безусловно то, что коровы, быки, телята, овцы, козы и другие млекопитающие, у которых обнаружены в тканях "раскрученные" формы притонов, а также животные с признаками заболевания губчатыми энцефалопатиями, подлежат немедленному уничтожению. И работу эту надо проводить постоянно, а не эпизодически.

Необходимо назвать и другие европейские страны, помимо Великобритании, также озабоченные проблемой губчатых энцефалопатий. Во Франции зарегистрирован (пока!) только один случай заболевания и смерти от болезни Крейцфелд-Якоба, но агония молодой женщины, пораженной этим недугом, была показана одним из телеканалов по телевизору, что вызвало всеобщий шок. Зарегистрировано около 250 случаев заболеваний скота, причем 90 из них с начала нынешнего года. Медицинские и ветеринарные специалисты считают, что причиной заболевания скота губчатыми энцефалопатиями является так называемая "животная мука", которую делают из костей и внутренностей убитых животных. И теперь ее использование запрещено специальным декретом президента Франции Ширака. Все эти обстоятельства крайне отрицательно сказываются на сельском хозяйстве, которое ждет неминуемый кризис из-за уменьшения спроса на говядину и в самой Франции, и во многих других странах. В частности, о запрете на ввоз говяжьего мяса из Франции уже объявили Венгрия, Польша и Россия.

Евгений Муслин:

А есть ли случаи заболеваний губчатой энцефалопатией людей на почве употребления в пищу зараженного мяса в США?

Даниил Голубев:

По данным доктора Лауренса Шонбергера из Центра по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, в США за последнее время зарегистрировано всего несколько случаев болезни Крейцфельд-Якоба у молодых людей, и все они относятся к категории спорадических, никак не связанных с какой-либо эпидемической или эпизоотологической ситуацией.

Лилия Шукаева:

Американские медики-исследователи показали, что выражение "смех - лучшее лекарство" действительно имеет под собой вескую медицинскую основу, поддающуюся строгой экспериментальной проверке. В частности, хорошее чувство юмора явно защищает от сердечных болезней. Так, врачи из Мэрилендского университета обнаружили, что у людей, неспособных улыбнуться в неприятной стрессовой ситуации, гораздо чаще возникают сердечно-сосудистые проблемы. Как утверждает руководитель исследования доктор Майкл Миллер, для поддержания здоровья необходима не только физическая активность, разумная и умеренная диета, но и ежедневная доза смеха. Эту дозу можно получить от юмористических телепередач, смешных журнальных карикатур или нескольких остроумных анекдотов.

Исследователи тщательно опросили 150 человек, которые перенесли сердечные приступы или операции на сердце. И их отношение к мелким неприятностями сравнили с отношением 150 здоровых человек того же возраста. Оказалось, что сердечники гораздо чаще проявляли гнев или раздражение в ситуациях, когда представители здоровой группы легко преодолевали ее со смехом и юмором. Кстати, сердечники гораздо реже смеялись и в положительной обстановке.

Явные статистические различия между двумя группами испытуемых пока трудно объяснить каким-то определенным кардиологическим механизмом. Однако, доктор Миллер предполагает, что смех ослабляет психический стресс, способствующий повреждению эндотелия - защитного барьера, выстилающего стенки кровеносных сосудов. Такие повреждения вызывают серию воспалительных реакций, ведущих к отложению в коронарных артериях жировых и холестериновых бляшек. А это, в свою очередь, кончается сердечными приступами.

Выступая на конференции Американской кардиологической ассоциации в Новом Орлеане, доктор Миллер сказал, что в медицинские рекомендации больным, видимо, пора ввести смех. Наряду с физическими упражнениями и маложирной диетой, для снижения риска сердечных болезней нужно прописывать юмористическое чтение, смешные телепередачи и шутки, помогающие пациентами не принимать себя слишком всерьез.

Официальный представитель Британской кардиологической ассоциации согласился с рекомендациями своих американских коллег и заявил, что депрессия, чувство тревоги и социальная изоляция, как правило, задерживают выздоровление пациентов после сердечных приступов. Так что, смех и положительное отношение к жизни вполне могут сыграть роль компенсирующих факторов, способствующих ослаблению стрессов и улучшающих перспективы сердечников на быстрейшее выздоровление.

Кроме того, беспокойные и находящиеся под стрессом люди больше склонны к курению, к физической пассивности, к жирной пище и к повышенному потреблению алкоголя для облегчения своего состояния. А все перечисленные факторы, к несчастью, еще более повышают риск сердечных болезней. Так что, все мы должны учиться больше смеяться. Смех полезен для сердца, и он явно улучшает наше самочувствие.

Мысль о том, что болезни сердца могут иметь инфекционное происхождение, приходила врачам в голову давно. Последний раз ее широко обсуждали, когда выяснилось, что бактерия Helicobacter pylon способна вызывать язву желудка. Не бактерии ли являются причиной воспаления коронарных артерий, что, в свою очередь, ведет к инфарктам?

Три года назад за проверку этой гипотезы взялись английские врачи. В течение определенного периода они давали своим пациентам-сердечникам антибиотик азитромицин, с успехом подавлявший перед тем бактерию Сhlamidia pneumoniae, которая вызывает бронхит и воспаление легких. Вслед за англичанами исследование провели аргентинские врачи, которые воспользовались не менее эффективным антибиотиком - рокситромицином.

Исследования показали, что от 50 до 70 процентов взрослых были заражены хламидией, находящейся в их печени. Обитала бактерия и в жировых отложениях на внутренних стенках артерий, питавших сердце кислородом. Тем не менее, это еще не служило веским доказательством того, что хламидия могла быть причиной сердечной недостаточности и инфаркта миокарда. "Чтобы доказать это, нужны факты, полученные от множества исследований", - считает Томас Грейстон из университета штата Вашингтон, первым начавший изучение хламидии.

Однако, американские врачи сочли американские и аргентинские исследования обнадеживающими, и в одной из больниц Солт Лейк Сити, а также в университете штата Юта была организована еще одна серия экспериментов, которые возглавил доктор Джозеф Мулстейн. Подробности о них публикует в своем последнем выпуске журнал Американской ассоциации кардиологов "Сirculation" ("Кровообращение").

Команда доктора Мулстейна надеялась, что азитромицин будет творить чудеса среди сердечников, но результаты оказались более чем скромными. В исследованиях участвовали 302 пациента, в крови которых была обнаружена хламидия. Из них 150 принимали азитромицин и 152 - плацебо. Кому принимать лекарство, а кому - плацебо, решали жеребьевкой.

Участникам исследований давали по две таблетки в день того или другого в течение трех дней, а потом по две таблетки раз в неделю в течение трех месяцев. Судьба всех 302 пациентов оставалась в поле зрения врачей два года. Спустя полгода после опыта у 9 пациентов, принимавших антибиотик, и у 7, принимавших плацебо, случился либо инфаркт, либо инсульт, причем у некоторых со смертельным исходом. В следующие полтора года соотношение стало обратным: несчастье постигло 13 из тех, кто принимал антибиотик, и 18 из тех, кто принимал плацебо. Разница, как решили экспериментаторы, получилась статистически незначительная.

По мнению Мулстейна, возможны два варианта трактовки результатов. Либо хламидия не является причиной болезни коронарных артерий, либо является, но азитромицин действует не так эффективно, как ожидалось, и для доказательства роли хламидии требуется другой антибиотик. Какой - пока неизвестно. Во всяком случае, и Мулстейн, и Грейстон - авторы редакционной статьи, сопровождающей публикацию в журнале, считают, что проблема заслуживает дальнейшего изучения. Возможно, она прояснится в конце 2003-го года, когда будут завершены два рассчитанных на длительный период исследования.

Евгений Муслин:

И в заключение нашей передачи сообщение о том, как будущих американских врачей учат устанавливать теплые человеческие контакты с их пациентами.

В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критерием они руководствовались бы, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснять пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте.

Опрос был проведен не случайно. Уже давно американские врачи подвергаются критике за формальное выполнение своих обязанностей, за неумение или нежелание вступать в настоящий, дружеский контакт с пациентами. В конце концов, критика была признана правильной. Медицинские ассоциации и администрация больниц решили, что неформальному общению с пациентами, пониманию их нужд и сочувствию их страданиям, прежде всего, нужно учить студентов-медиков - практикующему врачу труднее изменить свой устоявшийся стиль работы, а молодежь будет восприимчивее к новым веяниям.

Каждое учебное заведение вырабатывает теперь свой подход к проблеме. Например, на медицинском факультете Йельского университета новички, облачившись в особые одежды, заучивают, а потом декламируют кодекс "Нормы человеческого поведения". Наиболее отличившихся в заботливом отношении к пациентам выпускников Медицинской школы Техасского университета награждают специальной тростью с золотым набалдашником.

В Медицинском колледже Южной Каролины проводятся семинары, на которых студенты вместе с преподавателями обсуждают, что такое доверие, сострадание, жалость, участливость, стыд, бескорыстие и другие нравственные категории. Подобные обсуждения проходят и в Медицинском колледже Университета штата Пенсильвания. В Гарварде студенты-первокурсники навещают пациентов на дому и в непринужденной обстановке беседуют с ними и их родственниками. Там же на занятиях по офтальмологии группа студентов решила однажды испытать на себе, что чувствуют больные с катарактой, и несколько часов студенты ходили в очках со стеклами, намазанными вазелином.

Руководители колледжей и больниц признают, что новшества носят еще во многом наивный характер, и пока неясно, какие плоды они принесут. Но, как говорит Сьюзан Блок - психиатр в Гарвардской медицинской школе: "С чего-то ведь все равно надо было начинать. Человечность, сострадание, сочувствие - без этого не может быть настоящего врача. Плохо, что этому приходится теперь учить, но лучше учить, чем оставить все без изменений".

XS
SM
MD
LG