Ссылки для упрощенного доступа

Открытый чемпионат Австралии по теннису. Проблемы российского футбола


Олег Винокуров: В понедельник стартует Открытый чемпионат Австралии по теннису и первый в году турнир Большого шлема. В нем вновь сыграет Мартина Навратилова, дебютировавшая на кортах Мельбурна - страшно сказать! - в 1975 году. А год назад там же, в Австралии, выдающаяся теннисистка завершила комплектование феноменальной коллекции наград: выиграв в паре с индийцем Леандером Паесом чемпионат Австралии в смешанном разряде, Навратилова стала победительницей всех турниров Большого шлема во всех трех разрядах. Но, как вы сейчас узнаете, даже после такого достижения Мартина не сочла нужным подвести черту. Вот что рассказала она о своих планах и о своем состоянии накануне нового, 32-го в ее жизни сезона.

Мартина Навратилова: Я взяла паузу в ноябре-декабре и теперь могу снова продолжать. Мне удалось хорошо отдохнуть: недели две я вообще просидела дома, полностью отключившись от тенниса, и, по-моему, отлично восстановилась. Физически я чувствую себя прекрасно, как в те времена, когда мне было едва за 30. И я по-прежнему хочу побеждать. Да, я выиграла множество турниров, но жажда победы не иссякла - иначе зачем бы я продолжала это дело?

В нынешнем сезоне я в первую очередь нацелена на Олимпиаду - турнир, в котором пока мне побеждать не доводилось. Мы пытаемся создать олимпийскую команду с Лисой Рэймонд. Еще давно, в сентябре мы договорились составить пару, и теперь будем целенаправленно готовиться к афинскому турниру. Но это не значит, что предшествующие турниры я расцениваю как второстепенные. И тем более я не могу позволить себе такого отношения к чемпионату Австралии, ведь год назад я добилась здесь большого успеха.

Поначалу я не думала о том, что должна выиграть турнир в смешанном разряде. Но после того, как мы с Леандером выиграли два первых матча, я вдруг сообразила, что до той поры нам не удавалось одержать две победы подряд. "О, - сказала я себе, - это успех, у нас есть шанс". Ну а когда мы прошли в полуфинал, мысль о том, что этот титул - единственный, которого мне недостает, уже прочно застряла в голове. И играть стало значительно труднее.

Но все-таки мы выиграли, и я радовалась ничуть не меньше, чем первой своей победе в Большом шлеме. Вообще эти чувства никогда не притупляются. Какой бы ни был турнир, в каком бы разряде я ни играла, - победа в Большом шлеме становится огромным достижением и запоминающимся на всю жизнь праздником. Я и теперь думаю о победе. Именно поэтому давно приняла решение приехать в Австралию за две недели до начала чемпионата, чтобы полностью акклиматизироваться и подготовиться как следует.

Честно говоря, в Америке чемпионату Австралии не придают особого значения. Во-первых, у США есть собственный турнир Большого шлема, а во-вторых, самым престижным считается Уимблдон, поэтому те два турнира, что идут перед ним - австралийский и французский, - расцениваются как второстепенные. Но это только публика так считает. Для нас же, теннисистов, чемпионат Австралии ничуть не ниже любого другого. И все мы стремимся к победе.

Надо сказать, что в Австралии мне всегда было очень приятно играть. Здесь прекрасная публика, разбирающаяся в спорте, причем не только в своем собственном спорте, в тех видах, которые особенно сильно развиты в стране, но и в мировом спорте в целом. Зрители прекрасно чувствуют игру, и ты это постоянно ощущаешь. Это приятное ощущение, помогающее играть. Приятно выступать перед болельщиками, которые тебя ценят. Они знают, почему они тебя ценят, и дают тебе почувствовать это. В общем, это здорово.

Олег Винокуров: Вторая часть нашей программы практически полностью посвящена футболу. И даже в юбилей мы не обойдемся без разговора о проблемах. Но прежде предоставим слово одному из героев прошедшего сезона - полузащитнику туринского "Ювентуса" и сборной Чехии Павлу Недведу. Любители футбола, конечно же, знают, что по итогам 2003 года журналисты признали его лучшим футболистом Европы и лучшим футболистом Чехии, а читатели авторитетного журнала "Уорлд Соккер" - лучшим футболистом мира.

От себя заметим, что столь широкое признание Павел Недвед бесспорно заслужил прекрасной игрой за клуб и сборную. Хотя для него самого, как вы сейчас услышите, это признание стало во многом неожиданным.

Павел Недвед: Я был очень удивлен, потому что, честно говоря, не ожидал такого. Я просто не считаю себя лучшим игроком. Мне просто повезло в том, что в каждом матче - и за "Ювентус", и за сборную - я играю рядом с прекрасными футболистами. Именно поэтому мои команды добиваются больших достижений, и я вместе с ними.

Предыдущим чехом, получившим Золотой мяч, был Йозеф Масопуст. Это великий игрок, и я мечтаю быть похожим на него. Президент страны, поздравляя меня, сказал, что я обладаю большим талантом. Но, по-моему, важнее таланта умение работать. К счастью, у меня оно точно есть. Я очень много тружусь, и это может подтвердить мой тренер в "Ювентусе" Марчелло Липпи. Он еще давно говорил мне, что я достоин Золотого мяча. Я не поверил ему, но не так давно он вновь повторил, что Золотой мяч должен быть моим. И действительно оказался прав. Но все равно мне трудно в это поверить.

Когда я слышу такие имена, как Анри, Мальдини, Шевченко, Зидан, я смущаюсь, потому что не считаю себя равным этим игрокам по таланту или мастерству. Я скорее рабочая лошадка. Но, так или иначе, приятно попасть в одну компанию с такими прекрасными футболистами. А уж то, что мое имя теперь в одном ряду с такими великими именами, как Мишель Платини или Франц Беккенбауэр, меня вообще пугает.

Я не люблю попадать на первые полосы газет или в телепередачи. Дело в том, что я очень застенчив. Из-за этого у меня иногда возникают проблемы в шумном обществе или большой компании. Для меня идеальная обстановка - тишина и покой родного дома. Правда, жизнь профессионального спортсмена далеко не всегда позволяет тебе жить так, как ты этого хочешь. Но я не жалуюсь. Я счастлив тем, что играю в футбол, и доволен своими успехами. Впрочем, надеюсь, что впереди у меня еще немало достижений. Как я уже сказал, я мечтаю приблизиться к Йозефу Масопусту. Его и сейчас все в Чехии считают легендой. Не знаю, смогу ли когда-нибудь приблизиться к нему, но все равно даже один тот факт, что мое имя упоминается рядом с его именем, заставляет меня гордиться.

Дмитрий Морозов: Ну а теперь пришло время для разговора о проблемах футбола, прежде всего российского. Бывший защитник "Динамо", "Спартака" и сборной страны Александр Бубнов завершает цикл своих размышлений о нынешнем положении дел. Сегодня речь пойдет о необходимости создания системы организации футбола и руководства им.

Александр Бубнов: Чтобы создать такую систему, нужно соответствующий устав, регламент, законодательство футбольное создать. Потому что выборы подтвердили, что та выборная система, которую Колосков сотворил, как раз направлена на келейность, на круговую поруку, на процветание коррупции. Потому что она так устроена, что там футбольные люди не принимают участия в выборах. На самом деле, в РФС должен быть отдел, который должен заниматься развитием регионального футбола, всеми теми, которые голосуют на выборах.

Эти 99 человек что представляли? Они представляют региональные организации футбола. Причем есть региональные, а еще делают объединения этих региональных федераций - федерации футбола Урала, Сибири, еще надстройку какую-то, дополнительный голос. И так можно изобретать сколько хочешь. И почему одни клубы - "Ротор", "Шинник" имели право голосовать (причем за Колоскова голосовали), а больше никаких других президентов не было? Это же смешно просто.

Так вот, от всех этих 99-ти, которые голосовали, по большому счету, должен быть всего один представитель на этих выборах. Они должны собраться на свой региональный съезд, которым заведует один какой-то отдел в РФС, который занимается развитием футбола в регионах, провести конференцию, выдвинуть одного делегата на выборы президента Российского футбольного союза, и всё. А они практически решили судьбу российского футбола еще на 5 лет.

Больше того, Колосков не скрывал, что он ездил... Это то же самое, чем он занимался в ФИФА (в чем его уличили), когда он обрабатывал на постсоветском пространстве, чтобы за Блаттера голосовали, и еще кого-то там обрабатывал по своим связям, по своим знакомствам. А здесь он, не скрывая, в самый ответственный момент поехал в регионы. Для чего в регионы он поехал? Договаривался. И мы еще не знаем, на чем эта договоренность была основана. Где есть гарантии, что это не было основано на коррупции, с учетом того, что футбол коррумпирован? Это же допустить очень легко. И такое единогласие сумасшедшее! И это бывает в нормальном футболе при таких проблемах, которые существуют?

Говорят: почему футбольные люди не выдвинулись? Во-первых, ты не можешь прийти и сам сказать: "Я выдвигаюсь!". Тебя должны выдвинуть вот эти регионы или какие-то подструктуры у них там. Но они под Колосковым, они в тебе не заинтересованы, как они тебя выдвинут? Детская лига выдвинула Бородина - ну и что дальше? Даже если тебя выдвигает один регион, ты все равно идешь как самоубийца, потому что другие-то все за Колоскова.

Если бы каждый регион выдвигал свою кандидатуру и те со своими программами пришли, у нас бы было 99 человек со своими программами, дискуссия бы началась, сидела бы конференция, съезд и смотрели, у кого какие программы. Тогда это были бы демократические выборы, настоящие. И тогда бы оценила общественность, широкая общественность освещала бы это все и присутствовала при этом. И тренеры, и президенты бы присутствовали, выбирали. А так какой смысл? Я же не самоубийца, зная, что я обречен, чтобы я пришел, и меня там они высмеяли. Ну, высмеять они меня не смогут, потому что я выдвину такую программу, что они дураками будут выглядеть со своими программами. Но это в лучшем случае - я общественности только покажу и всё. Но у меня даже этого шанса нет, потому что я сам не могу пойти, меня кто-то должен выдвинуть. А с учетом того, что они всё подмяли, такого никогда не будет. Единственное, я только свою программу могу изложить в прессе, и все.

За других говорить не могу, я говорю за себя. Я считаю, что, например, на таких выборах должен обязательно один представитель Союза спортивных журналистов быть, и вообще, средства массовой информации должны иметь право голоса, решающего. Вот под этим я подразумеваю широкую общественность. У вас же нет этого права, никакого. Вы даже можете из своей среды выдвинуть - таких случаев было много. В прессе как раз есть люди сознательные, которые могут не бояться, потому что они независимы. И самое главное, с ними тяжело бороться, потому что за ними стоят средства массовой информации - это очень сильное оружие. Перетурин в этом плане выглядел очень достойно. А Колосков тем самым подтвердил свою суть, потому что вместо того, чтобы такого человека оставить и дать ему полномочия, он его убрал. То есть тем самым он расписался, что он коррупционер полнейший, он боится.

Я об этом уже давно говорил. Государство не может заниматься профессиональным футболом. Государство может только взять под себя детский футбол, базу, фундамент, на чем строится футбол российский. И одна из программ - это, может быть, введение футбола как урока ежедневного в школах. Это популяризация футбола, потом это здоровье нации. Но там надо целый комплекс вопросов решать, и опять же это государство должно решать. Во-первых, тогда нужны учителя по футболу специальные, для этого нужно в вузах подготавливать. Это может только государство решить, больше это никто не может сделать.

И второе, государство может осуществлять контрольную функцию. А контрольная функция как раз заключается в борьбе с коррупцией, практически с системой Колоскова. Чтобы коррупции не было, вводить в законодательное поле, в правовое - вот функции государства в чем заключаются. Но во второй функции Колосков не заинтересован. А профессиональным футболом государство не должно заниматься. Потому что профессиональный футбол - здесь совершенно другие структуры участвуют и совершенно другие принципы. И государство в этом процессе может только заниматься контрольными функциями, собиранием налогов, чтобы не было криминала, коррупции, и пресекать это. Вот функция государства.

Дмитрий Морозов: В прошлом выпуске "Прессинга" историк и социолог, участник Олимпийских конгрессов, доцент Юрий Теппер начал серию экскурсов в историю античного олимпийского движения. Сегодня он продолжает развивать эту тему.

Юрий Теппер: Культурологический анализ античных игр начнем с обсуждения вроде бы второстепенного вопроса. Почему античные атлеты состязались обнаженными? Современник-остряк наверняка с удовольствием посудачит по поводу культурных начал мужского стриптиза. А если серьезно?

Выдающийся скульптор Поликлет специализировался на изготовлении статуй олимпийцев - победителей. В священной роще, неподалеку от олимпийского стадиона, располагались мастерские Фидия, Мирона, Скопоса, Лисипа и Праксителя - вся когорта гениев античной культуры! Разумеется, скульпторам требовалась натура. Но творцы не просто интересовались чудесами телесности. Недаром Пифагор приравнивал славу семерых кротонцев - четырехкратных олимпийских победителей в беге - к величию семерки мудрейших философов Греции!

Ох, непросто строить аналитику античных игр! Хотя известные факты лежат в точных рамках, долгая история Олимпийских игр мало достоверна. Первая запись в олимпийских протоколах датируется 776 годом до нашей эры. Это упоминание о победе элидского повара Койреба в беге на одну стадию (около двухсот метров). Точно известен конец истории. Римский христианский император Феодосий эдиктом 392 года нашей эры запретил проведение языческих игрищ.

Достаточен для анализа этот хронологически достоверный период? Олимпийская история начиналась гораздо раньше... Одна из легенд гласит, что организатором Игр был элидский правитель Ифит. Размышляя о том, как прекратить вражду со Спартой, царь обратился к вещуну-оракулу. Тот посоветовал: "Возобнови забытые олимпийские игры".

Обратим внимание: "Возобнови!.." Выходит, игры проходили и раньше. Воспетые Гомером боги и герои сражались задолго до этого. На эти, неведомые нам, поединки героев придется положить не менее тысячи лет.

Античные поэты воспевали спортивные качества богов и героев. Зевс в борьбе за власть победил страшного бога Кроноса. Аполлон слыл метким стрелком, умелым кулачным бойцом и метателем диска. А об атлетических подвигах вознесенного на Олимп Геракла знают все. Легенда гласит, что именно в честь Геракла критянин Климен учредил игры в Олимпии.

Атлеты не только тренировали свои тела по образцу богов. Они соперничали с их волей. Выходящий на стадион атлет знал, что исход борьбы вроде бы предрешен Адрастеей, богиней рока и судьбы. От решения Лахесис, дочери Зевса и Фемиды, зависел благоприятный исход жеребьевки для участия в забеге или в структуре поединков на выбывание. Все, казалось бы, предопределено, но герой бросал вызов судьбе. Он сражался до последнего, надеясь дерзостью подвига завоевать благосклонность Зевса. А кроме того, еще есть Тихе, богиня счастливого случая. Заметим, слово "герой" происходит от греческого "геро", означающего "в одиночку, сам". Долгий путь становления гордой человеческой самости начинался в священной роще Олимпии.

Скульптуры олимпийцев представляли тела, благословленные богами. Скульптурные торсы богов высекали, глядя на олимпийцев. Культура тела всегда определяется идеей. Обнаженные тела атлетов воплощали платоновскую идею "калокагатии", гармонию внутреннего равновесия, соразмерности упорядоченной жизни. Философ и культуролог Алексей Лосев посвятил калокагатии вдохновенные строки: "Единство и полное тождество, полная неразличимость, когда уже нет ни души, ни тела, а есть видимая душа и душевно живущее тело, - вот что такое калокагатия у Платона".

Нынешним олимпийским героям, увы, не суждено быть калокагатами. Тела рекордсменов строят технологи, фармакологи, имидж корректируют мастера пиара. Нынешнее светило - не античный "сам". Он - единичка во всемирной инфраструктуре спорта. Позавидуем, на заре Игр господствовала философия тела!

Дмитрий Морозов: В следующих выпусках нашей программы Юрий Теппер продолжит разговор об истории олимпийского движения.

Валерий Винокуров: С самого первого выпуска "Прессинга" телеобозрения для нашей программы готовит Аркадий Ратнер. В последнее время в его выступлениях начали появляться оптимистические нотки.

Аркадий Ратнер: Две недели подряд российские телезрители смогут наблюдать за игрой лучших теннисистов мира. И не скромная группа любителей тенниса - владельцев платных каналов, которые каждый год в январе смотрят Открытый чемпионат Австралии, а аудитория значительно большая. Поскольку передачи с первого в этом году турнира Большого шлема покажет канал "Спорт". К комплиментам, высказанным в адрес этого канала неделю назад, следует добавить новые. Видимо, действительно, у "Спорта" в новом году значительно лучшие финансовые условия. Ведь крупнейшие теннисные соревнования на телевизионном рынке относятся к числу дорогостоящих.

Так что сегодня при умелом программировании, квалифицированном комментарии, полноценной информации канал "Спорт" может увлечь российских зрителей замечательным, но совершенно телевидением забытым видом спорта, который, кстати, по количеству международных телетрансляций занимает второе место после футбола.

Если появление тенниса на канале "Спорт" - часть разумной программной политики, это делает каналу честь. Вначале на экраны были возвращены прекрасные репортажи о биатлоне, тоже российским телевидением давно забытом, затем - многие годы отсутствующие чемпионаты по конькам. Одним словом, постепенно канал становится похожим на настоящий спортивный канал, который совсем недавно давал практически одни только повторы.

Как сообщают в Интернете руководители канала, в его программах намечается в ближайшее время четко выстроенная "линейка" документальных фильмов о спорте, причем не только прошлых лет, хранящихся в архиве бывшего Гостелерадио, а и новых лент, в том числе приобретенных за рубежом. Но мне кажется, для начала было бы хорошо показать как раз старые, архивные фильмы, интересные и для тех, кому они напомнят собственную молодость, и для тех, кто хочет познакомиться с историей спорта, с выдающимися чемпионами прошлых лет. Это фильмы творческого объединения "Экран", которое славилось своими картинами не только в СССР, но и привозило почетные призы с многих международных конкурсов. Добавлю еще, что фильмы "Экрана" никогда не бывали чисто иллюстративными. Авторы стремились поднять в них проблему, и это при том, что ревностные цензоры буквально с ножницами стояли у монтажных столов, готовые вырезать любые кадры, хоть как-то их смущающие.

Должны, как сообщается в Интернете, появиться на канале "Спорт" еще две новые программы, одна посвящается автоспорту, другая - рыбной ловле. Любителей автогонок в стране миллионы. Рыболовов, думаю, значительно меньше. Но даже появление такой передачи, к спорту особого отношения не имеющей, все же лучше, чем продолжающееся - хотя и значительно реже - заполнение программных дыр повторами и случайными передачами.

XS
SM
MD
LG