Ссылки для упрощенного доступа

Беспроводные технологии в быту


Беседа Александра Костинского с Евгением Козловским

Александр Костинский: Мы привыкли и считаем нормой, когда электронные устройства связаны проводами. А если хочется соединить в сеть все домашние приборы? Тогда квартиру покроет медная паутина. Поэтому в офисах вдоль стен идут длинные короба, куда прячут многочисленные кабели.

Но уже сто лет, благодаря освоению электромагнитных волн, люди могут передавать информацию без проводов.

Символом и мотором беспроводных технологий сегодня стал сотовый телефон, а в последние два года Blue Tooth и Wi-Fi, которые эффективно на расстоянии связывают воедино все возможные цифровые устройства.

Удивительно, насколько свободнее становятся люди без проводов. Насколько раскованнее они себя чувствуют и какие новые возможности открываются, расскажет компьютерный журналист и писатель Евгений Козловский.

Евгений Козловский: Сами по себе беспроводные технологии это не новость, во всяком случае, не совсем свежесть, а новость заключается в попытке принять один, второй, третий стандарт беспроводной технологии, которая бы автоматически встраивалась в любой или почти любой компьютер, мобильный телефон, карманный, настольный компьютер, ноутбук и чтобы все эти устройства друг друга "видели", понимали причем легко. При этом наступает другое время и другая жизнь.

Александр Костинский: Все беспроводные технологии основываются на электромагнитных волнах разного диапазона. Поэтому, когда мы держим пульт дистанционного управления телевизора, который переключает каналы, то это тоже беспроводные технологии, с которыми знаком почти каждый человек.

Евгений Козловский: Это инфракрасный свет (сокращенно - ИК), который тоже электромагнитные колебания, но которые человек уже не видит.

Александр Костинский: Есть и более удобные для связи бытовых устройств электромагнитные волны. Чем ИК неудобны? Инфракрасное излучение нельзя видеть из-за угла, ИК нужно довольно точно направлять на окошечко приема, поэтому другие диапазоны более приемлемы, например радиоволны.

Евгений Козловский: Причем, коль мы уже стали говорить про стандартизацию, то я хочу добавить еще одну важную вещь. Мало того, чтобы связь была стандартизована, она должна быть еще и не дорога. Когда разрабатывали одну из беспроводных технологий Blue Tooth, условием было в числе прочего именно определенная цена модуля. Было назначено, что цена главного модуля не более 25 долларов, цена приемного модуля не больше 5 долларов. При этих ценах технология становится реальностью.

Александр Костинский: То есть, технология жестко привязана к коммерческому распространению. Если это замечательное технологическое достижение - прекрасно, но массовым оно может стать только при определенной цене.

Евгений Козловский: Дело в том, что радио стало освоенным техническим достижением сто лет назад. Значит, речь идет о том, как бы это достижение сделать стандартным, удобным, недорогим, повсеместным и первым на эту роль, как ни странно выступил ИК-диапазон. Лет пять-семь назад все ноутбуки стали снабжаться инфракрасным портом. Все более ли менее продвинутые сотовые телефоны имеют инфракрасный порт.

Александр Костинский: И поэтому между телефоном и ноутбуком не нужны провода, они могут общаться, если их положить рядом.

Евгений Козловский: Да, да. Тоже самое относилось к большинству карманных компьютеров. Вы входили в комнату, направляли свой ноутбук на компьютер товарища в пределах видимости и обменивались данными, желательно на расстоянии двух-трех метров или ближе. Больше того, существуют принтеры с ИК-портом. У меня дома есть такая коробочка, к которой с одной стороны подключается принтер, а с другой глазок ИК-порта. Зачем это нужно? Я пришел с ноутбуком, навел его на это окошечко и благодаря нему напечатал, пришла жена со своим ноутбуком, навела, и тоже через него напечатала - провод не нужен.

Александр Костинский: Но все-таки неудобства ИК-порта в том, что устройства должны быть в зоне прямой видимости и расположены под определенным углом.

Евгений Козловский: Да, их все время нужно держать в определенном положении. Это крайне неудобно, но вместе с тем, когда ИК-технология только появилась, то была прорывом. Но она не сразу утанцевалась, а утанцевалась она ко второму Windows 98. До того ИК-порты видели друг друга, но нормально передать данные было почти невозможно, связь никак не настраивалась. Удобная передача по инфракрасному порту была практически введена в 99 году. И, конечно, по сравнению с проводами, которыми приходилось присоединяться, это был потрясающий прогресс. Радиоинтерфейсы появились позже. Они реально вошли в жизнь года два назад, во всяком случае - Blue Tooth. Wi-Fi-радиоинтерфейс появился еще позже, наверное, в прошлом году. Но сейчас все ноутбуки бизнес-класса снабжены Wi-Fi (Blue Tooth не все, а Wi-Fi - все), потому что считается, что Wi-Fi - очень удобный протокол для создания беспроводных сетей в учреждениях размером 100-300 метров.

Александр Костинский: Blue Tooth и Wi-Fi сильно отличаются радиусом действия. У Blue Tooth связь на 10-15 метров.

Евгений Козловский: Да, обычно, хотя сейчас есть усиленные модули Blue Tooth с действием до 100 метров. Дело в том, что сам протокол принципиально не ограничивает дальность, и если вы в передатчик накачиваете много энергии, что плохо для мобильного телефона, карманного компьютера, да и для ноутбука не очень хорошо, то в принципе вы можете получить Blue Tooth до ста метров. Wi-Fi дает минимум сто метров, но может и до 300 метров по протоколу 802.11g. Это первое различие между Blue Tooth и Wi-Fi. Второе различие - толщина канала.

Александр Костинский: То есть, сколько информации в единицу времени можно передать по этой технологии.

Евгений Козловский: Да, это скорость. У Blue Tooth два протокола, один 721 кбит в секунду в одну сторону и 57,6 кбит в другую.

Александр Костинский: Это не очень много. Если мы говорим о просмотре фильмов или перекачивании не очень маленьких файлов, то потребуется время.

Евгений Козловский: Да, маловато, кино смотреть не будете, а вот радио слушать с большим сжатием можно. Я это делаю. А в технологии Wi-Fi скорость передачи - 11 мегабит в секунду. Это больше, чем на порядок выше Blue Tooth, что никак не хуже, чем стандартная проводная Ethernet-сеть. 11 мегабит - вполне прилично, можно качать файлы, можно делать все что угодно.

Александр Костинский: Итак, мы пришли к тому, что в результате развития радио-технологий они пришли к каждому человеку, причем даже с жесткими ограничениями по ценам, ведь они сейчас встраиваются во все, даже недорогие телефоны.

Евгений Козловский: Вот с телефонами - проблема. Вроде бы 1,5-2 года назад стали появляться телефоны с Blue Tooth. Казалось бы, сейчас они должны стать нормой. Но не стали почему-то. Пошли новые модели, в которых обязательно стоят фотокамеры. Зачем и почему понять невозможно.

Александр Костинский: Почему не понятно? Люди хотят фотографировать.

Евгений Козловский: Я не знаю чего они хотят. Что они обмениваются этими фотографиями? Наверное. Но, скорее всего они не понимают преимуществ Blue Tooth и потому не очень хотят его иметь.

Александр Костинский: Они не понимают зачем им Blue Tooth, а зачем нужна фотография понимают.

Евгений Козловский: Найти сейчас телефон с Blue Tooth совсем нелегко.

Александр Костинский: Почему? Моделей 10-15 есть на рынке есть.

Евгений Козловский: Да, 10-15 моделей при том, что сейчас на рынке полторы-две тысячи моделей, а с Blue Tooth - 10-15. Из 100 новых моделей 80 с фотокамерой и одна с Blue Tooth.

Александр Костинский: А зачем обычному человеку Blue Tooth?

Евгений Козловский: Я сейчас расскажу. Конечно, не всякому нужен Blue Tooth, а человеку живущему с гаджетами высоких технологий. Гаджеты это забавные, но полезные устройства. Я уже, например, лет десять не могу себе представить свою жизнь без небольшого карманного компьютера, который умещается в кармане летней рубашки. Так вот, когда у меня на поясе в кобуре лежит Siemens с Blue Tooth и GPRS и вдруг (раз в два часа, как я назначил) начинает пищать мой Palm, я понимаю: "Посмотри, тебе пришло восемь новых электронных писем".

Александр Костинский: Вот это главное удобство радиотехнологий: телефон может лежать в кармане или даже в портфеле, потому что радиоволны проходят и сквозь портфель, если он не полностью металлический.

Евгений Козловский: Или даже в другой комнате у меня может лежать телефон, а я через него читаю электронную почту, отвечаю на письма, отсылаю их и забываю. Допустим, мне надо куда-то позвонить. Обычно, что нужно сделать, достать телефон, найти адресата - это никогда не бывает очень удобно. В моем наладонном компьютере записная книжка, которая гораздо удобнее.

Александр Костинский: Надо сказать, что небольшие наладонные компьютеры сейчас имеют такие же характеристики, как большие компьютеры пять лет назад.

Евгений Козловский: Конечно. 400 МГц процессор, половинка VGA экран 320 на 480 пикселей, игры, словари огромной емкости.

Александр Костинский: И в наладоннике очень удобно вести большую записную книгу, где можно записать хоть двадцать телефонов одного человека. Конечно, наладонник гораздо удобнее даже самых продвинутых телефонов, если они не являются коммуникаторами, то есть налодонниками со встроенным телефоном.

Евгений Козловский: Когда я звоню, то вызываю фамилию на карманном компьютере фамилию человека, которому хочу позвонить и тычу в эту строку и телефон сам начинает набирать номер. Это очень удобно. Но потом я должен за телефоном полезть, достать и по нему говорить. Теперь не надо. У меня есть беспроводная гарнитура - "серьга", тоже на Blue Tooth.

Александр Костинский: Которая цепляется на ухо?

Евгений Козловский: Да, на ухо. Она легенькая, висит на ухе, создает эффектный вид полуробота из "Матрицы". Это очень удобно. Качество звука там лучше, чем у самого телефона. Я всегда любил телефонные гарнитуры, но когда они были на проводках, то все время цеплялись, путались, переламывались - конец света. А теперь у меня на ухе эта "серьга", достаю компьютер, тычу фамилию, он набирает. Я тут же разговариваю, не вынимая телефона из кобуры. Единственное, я должен нажать на кнопочку на этой серьге, для отбоя звонка, хотя он и сам отобьется, когда там положат трубку.

Дальше - SMS. Как не ухищряются люди в изготовлении приставных клавиатур, все равно не идет, не берут их. Приходится набирать текст вот этими телефонными кнопочками, а если два языка - русский и английский - настоящий сумасшедший дом.

Александр Костинский: На каждой клавише по восемь знаков и цифр. Неудобно.

Евгений Козловский: Молодежь превращает это в спорт, соревнуется, но все равно это очень неудобно. Я не знаю что это такое. Я вызываю программу на своем Palm, ко мне приходит SMS, я ее читаю, отвечаю, нажимаю и она ушла. То есть, у меня в телефоне может не быть ничего, ни одной записи в адресной книге. Я могу смело менять сотовые аппараты.

Александр Костинский: И все это благодаря беспроводному протоколу Blue Tooth.

Евгений Козловский: Да. Можно было бы общаться и через ИК-порт, но это очень неудобно. Вот такая история.

Александр Костинский: Чтобы пользоваться ИК-портом нужно или аппараты держать в руках, или положить рядом на стол, а если вы в метро, а если в транспорте?

Евгений Козловский: То же самое, когда я попадаю в больницу. Там у кровати нет телефонной розетки. Там выйти в Интернет, получить почту невозможно. У меня там ноутбук, который точно так же по Blue Tooth через телефон, который лежит в тумбочке, выходит в Интернет и я получаю почту. Больше того, GPRS, у нас не очень "толстый".

Александр Костинский: GPRS это такой протокол внутри сотовой связи по которому можно недорого передавать данные и дозваниваться до Интернета.

Евгений Козловский: Можно получать и передавать данные, не речь, а данные. Тем ни менее я могу из большого списка цифровых интернет-радиостанций, заточенных под Palm, выбрать те, которые подходят по толщине канала и слушать музыку из Йоханесбурга, Сан-Диего и т.д. Все это довольно не дорого через GPRS - десятки центов за мегабайт. Мегабайт еще нужно набрать.

Александр Костинский: А качество радио через Интернет и Blue Tooth приличное?

Евгений Козловский: По вечерам просто удовлетворительное. Днем все же много народу разговаривает, а GPRS идет на остатке канала. Иногда он рвется. Конечно GPRS у нас еще не очень, но это вопросы развития инфраструктуры.

Александр Костинский: Технология развивалась таким образом, что очень многие пользователи получили замечательные удобства. Эти удобства небольшие, но как видим, эти небольшие удобства стали определяющими стиль жизни людей.

Евгений Козловский: Они обеспечивают совсем другую жизнь. У нас запретили разговаривать за рулем по сотовому телефону без гарнитуры. Ну, а если мне позвонили? Я что должен поддерживать эти провода руками? Они все время у меня путаются, вырываются из гнезд и так далее. Я должен ставить в машину громкоговорящий комплект? А тут у меня серьга на ухе и все - я разговариваю тихим спокойным голосом - безумно удобно. Конечно, Blue Tooth-устройство можно использовать для синхронизации того же Palm с ноутбуком, для передачи файлов, устройства небольших домашних сетей. Все это нужно, но это еще не революция. В конце концов, сеть в квартире можно один раз протянуть проводами под плинтусом. Ощущение революции и смены жизни возникает тогда, когда Blue Tooth-модуль находится в мобильном телефоне. Тогда мобильный телефон становится шлюзом в мир электронной почты, Интернета, звука, музыки. Причем, неправда, что Blue Tooth-телефоны дороги. Есть модель Ericson, большой, тяжелый телефон, но в нем есть все и GPRS и Blue Tooth. Стоит он всего 60 долларов. Совсем мало. Он немодный, конечно.

Александр Костинский: Средняя цена сотового телефона с Blue Tooth, GPRS сейчас около 150 долларов.

Евгений Козловский: Есть 150, есть дороже, есть еще дороже, но это уже другое дело - верхних пределов, как известно, нет. Можно сделать кнопки из бриллиантов, но начинаются Blue Tooth-телефоны с цены в 60 долларов. Я больше скажу. Вот мы с приятелем идем в магазин, надо купить какую-то штучку. Она лежит на прилавке и у нее такая-то цена. А не слишком ли большая? Я открываю наладонник, набираю www.price.ru .

Александр Костинский: Это сайт, где приведены цены многих электронных компьютерных устройств.

Евгений Козловский: Я смотрю - ого! - в другом магазине на 150 долларов дешевле. Спасибо, ребята, извините, мы купим через Интернет.

Александр Костинский: А так бы купили здесь и потеряли 150 долларов.

Евгений Козловский: А так бы купил. Вот я вижу нужный товар и куда я побегу за Интернетом?

Александр Костинский: А я могу рассказать про другой случай. Хотим пойти в театр или кино. То же самое. Набираешь поиск на наладонном компьютере и у тебя высвечивается расписание спектаклей. Кстати, надо сказать, что сейчас упали цены и на наладонные компьютеры. Если раньше это были дорогие игрушки. Они стоили по 600-800 долларов, то сейчас:

Евгений Козловский: Лучший, роскошный Palm стоит 400 долларов.

Александр Костинский: 300 долларов - очень хороший наладонник. Понятно, что это немалые деньги, но все-таки уже не заоблачные суммы. И вы получаете настоящий компьютер, который помещается у вас в кармане.

Евгений Козловский: И потом, пяти из десяти людей, которые собираются купить ноутбук, вполне хватило бы этого карманного компьютера.

Александр Костинский: Безусловно, что очень важно, главная беда ноутбуков, до сих пор не преодоленная - больше двух часов на аккумуляторе никакой нормальный ноутбук не работает.

Евгений Козловский: Или нужны специальные батареи.

Александр Костинский: Эти батареи весят столько же сколько сам ноутбук. А наладонники легко работают по 5-8 часов.

Евгений Козловский: Кроме того, все, что мы говорили про карманный компьютер, относится и к ноутбукам.

Александр Костинский: Мы сейчас наблюдаем, как технологии беспроводной передачи реально меняют основные модели поведения людей и решают старые проблемы мобильности. Если раньше, чтобы срочно попасть в Интернет вы должны были зайти в интернет-кафе.

Евгений Козловский: Его еще нужно было найти, чтобы там было свободное место, прилично заплатить, а теперь у меня все с собой в кармане летней рубашки.

Александр Костинский: Надо добавить, что все Blue Tooth-устройства могут напрямую обмениваться информацией между собой.

Евгений Козловский: Да, вы можете постоянно передавать информацию с одного устройства на другое. Я вам расскажу. В Palm есть такие две забавные штучки: Blue Chat и Blue Board. Blue Board позволяет вместе рисовать один и тот же рисунок хоть впятером. Один рисует глаз, другой рот.

Александр Костинский: А-а-а, общее поле для совместной работы.

Евгений Козловский: Очень хорошо играть в крестики-нолики на совещании, или даже находясь в разных кабинетах.

Александр Костинский: Этот сервис называется Blue Board?

Евгений Козловский: Да, Blue Board - рисуешь все что хочешь.

Александр Костинский: Вот для двоечников замечательное устройство. Взял написал условие, а другой человек тебе решил задачку.

Евгений Козловский: Да, задачки с решениями. Или Blue Chat. Как интернет-чат, но только без выхода в Интернет.

Александр Костинский: Получается, что эта технология приводит к массе удобств, она упрощает жизнь, особенно мобильным людям. Им в автомобиле, метро, в пути все время нужен обмен информацией.

К чему это приведет? Что может быть дальше?

Евгений Козловский: Дальше? Уже есть проекты - "умный дом", когда все внутри связано. Естественно без проводов. На уровне дома это будет Blue Tooth или следующая его генерация, может быть Wi-Fi, что-то еще. В идеале что должно быть? В идеале любое высокотехнологичное устройство должно, оказавшись в определенном месте, узнавать остальные устройства. Холодильник должен узнавать хозяина, узнавать СВЧ-печку, чтобы она ему дала запрос на сосиски, а он сказал ей сколько их есть или нет, а хозяину на экране сотового телефона или наладонника высветил задание что нужно заказать.

Александр Костинский: Хозяин вообще может управлять на расстоянии своим домом, смотреть не зашел ли вор.

Евгений Козловский: Хролодильник и сам может выйти в Интернет и заказать фунт сосисок, если в него заложена такая программа. То есть те устройства, которые сейчас считаются бытовыми, будут умнеть, то есть получать какое-то программное обеспечение, начинку. Все эти устройства, как нынешние компьютеры, так и нынешние холодильники, все будут оснащены беспроводной связью, все будут друг друга ощущать в определенной зоне.

Александр Костинский: Тут я бы хотел отметить одно важное приложение. Дети остаются дома. Если вы поставите видеокамеры, то благодаря тому, что в любом месте можете выйти в Интернет, не обязательно на работе, то сможете наблюдать за своими детьми и общаться с ними. А это для многих работающих родителей очень важно. Более того, если бы такие устройства стояли в детских садах или школах, то вы могли бы наблюдать за тем, что происходит там.

Евгений Козловский: Да, безусловно, с видеокамеры изображение идет в Интернет на сайт и вы всегда можете с помощью беспроводных технологий наблюдать за домом. Это конечно, можно делать и без беспроводных технологий, но другой разговор, что с этими технологиями вы это можете сделать везде.

Александр Костинский: В передаче участвовал компьютерный журналист и писатель Евгений Козловский.

Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.

XS
SM
MD
LG