Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

"Подвиг разведчика"

  • Сергей Юрьенен

(Сцена из фильма)

"Если вы спросите у любого разведчика назвать пять самых популярных фильмов о разведке, то "Подвиг разведчика" будет в их числе".

Сергей Юрьенен:

"Подвиг Разведчика". Производство Киевской киностудии. На экраны вышел в сентябре 47-го.

"Хотите верьте, хотите нет, но "Подвиг разведчика" сделал моего брата разведчиком."

В передаче принимают участие бывшие советские разведчики - им и посвящен этот фильм.

Сценарий - Михаил Блейман, Константин Исаев, Михаил Маклярский. Оператор - Даниил Демуцкий. Художник - Мориц Уманский. Музыка - Дмитрий Клебанов и Оскар Сандлер.

В главных ролях: Павел Кадочников (майор Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт), Сергей Мартинсон (Вилли Поммер), Романов (Эрих фон Руммельсбург), Аржанов (Карповский, он же Штюбинг), Амвросий Бучма, и в роли немецкого генерала фон Кюна режиссер картины Борис Барнет.

Олег Ковалов:

Фильм снял поразительный человек, фильм снял человек гениальный, который в течение многих лет был незаслуженно отодвинут в тень. Пришли 60-е годы, зарубежная публика, к сожалению не наша, с изумлением стала знакомиться с картинами Барнета и поняла, что с нами жил и работал гениальный художник, что "Окраина" - это, быть может, лучшая картина советских 30-х годов, а я считаю, что лучшая картина советского кино - это фильм Барнета "Девушка с коробкой". Фильм 26-го года, немая картина незатейливая, которая и шла в прокате как лирическая комедия. Барнет делал всегда легкое искусство, соразмерное человеку, для него главным была не идеология, не ведущая мысль, не ведущий прием, а для него главный был этот теплый интимный мир простого человека. Его загадка состоит в том, что Барнет, который отрицал всякие приемы в кино вроде бы, снял жесткую жанровую картину "Подвиг разведчика". Отсчет жанрового советского кино послевоенного приходится начинать именно с этого фильма.

Сергей Юрьенен:

А сейчас в Москву военных лет. "Подвиг разведчика", первые кадры: утомленное лицо интеллигента в шинели с майорскими погонами, который обнимает жену: она ждала, и он вернулся.

(Сцена из фильма)

Майя Туровская:

Советское кино сменило лица, это очень важный момент в истории советского кино, оно сменило свои типажи, оно сменило лица. Если в довоенных картинах имидж опирался на таких актеров как Борис Чирков, как Крючков, допустим, или Борис Андреев - простонародный тип, то в послевоенном кино появился совершенно новый тип героя. Он был продиктован, вообще говоря, реальностью, потому что молодые лейтенанты, которые пришли на войну мальчиками, а покидали поля сражения уже капитанами и майорами, они, конечно, представляли собой совершенно новое поколение, и это были в основном интеллигентные люди. И в кино появились интеллигентные лица, которых раньше не было - Кадочников, Дружников - вот такие актеры стали новыми героями советского кино. И это были уже люди не физического труда, а так сказать, умственного труда. И если посмотреть картину сейчас, то можно сказать, что Кадочников в роли Федотова в этом фильме был предшественником знаменитого и всеми обожаемого Штирлица. Типаж, который воплотил Тихонов, он впервые был заявлен в лице Кадочникова в этом необычайно интересном фильме.

Сергей Юрьенен:

В соответствии с исторической правдой Лубянка по ночам не отдыхала...

(Сцена из фильма)

Генерал, который ведет допрос Карповского-Штюбинга в своем просторном кабинете, и обликом, и южным своим акцентом указует на прототип: особой группы по развед-диверсионной работе в тылу у немцев на Лубянке руководил уроженец Мелитополя генерал-лейтенант НКВД Павел Анатольевич Судоплатов. Соавтор сценария фильма Михаил Борисович Маклярский был человеком Судоплатова в чине полковника НКВД и "вел" таких двуязычных ассов советской разведки, как любовник московских балетных звезд, которых по долгу службы он делил с германскими дипломатами, Николай Кузнецов (кодовое имя "Пух"), получивший от немцев Железный крест с мечами, и в то же время Орден Красной Звезды, Александр Демьянов (кодовое имя Гейне, а у немцев Макс) и автор убийства гауляйтера Белоруссии Кубе, будущий невозвращенец Николай Хохлов. Все трое, надо думать, и стали прообразом героя.

(Сцена из фильма)

От Федотова-Эккерта к Исаеву-Штирлицу. В Русской Кинодвадцатке Радио Свобода суперзвезда - Народный артист СССР Вячеслав Васильевич Тихонов.

Вячеслав Тихонов:

Это была картина односерийная, и она вместила в себя очень сжато очень много событий и характеров. Те картины, которые мы смотрим и которые нас потрясают, они остаются с нами подспудно на всю жизнь. Все, что требовалось от Павла Кадочникова, он замечательно все это сделал, и стал на какое-то время кумиром. Во всяком случае, это было откровение, и это была одна из первых наших отечественных советских картин о разведчике.

Сергей Юрьенен:

Приобретая странное грассирование, Кадочников выныривает в Третьем рейхе и вовлекает в аферу свиноторговца Поммера, сын которого Вилли служит адъютантом у Руммельсбурга.

(Сцена из фильма)

Фройляйн Тереза, она же связистка Лиза, передает приказ из Центра, сообщая, что агент СД Карповский-Штюбинг, отправленный с допроса в тюрьму, бежал из подбитой взрывом энкэвэдэшной "Маруси". Чисто условное допущение - Москву в 43-м, когда ввели погоны, уже не бомбили, - видимо, было потрясением для первозрителей: из лап Лубянки таки можно вырваться.

(Сцена из фильма)

С вами на связь выходит соавтор мирового бестселлера начала 90-х "КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева" и один из самых знаменитых шпионов, начинавших на Лубянке, Олег Антонович Гордиевский. Откуда-то из Европы.

Олег Гордиевский:

Надо знать атмосферу тех лет в Союзе, а я знал ее, мне уже было 10 лет. Страна все еще жила войной, сражениями, поражениями, торжеством и ощущением огромности события, в котором она вся участвовала. Однако действительный ужас, трагедия, горе и массовая гибель людей заслонялись образами не реальной войны, а той, что была в газетах, на фото, в картинах и в кинохронике. А это была большей частью сталинистская лакировка, пропаганда и шовинизм. Особенно со второй половины войны и все время после нее советские люди только и видели блестящие атаки, одухотворенные лица бойцов и командиров, ордена, марши и салюты. Власть нарочито идеализировала войну, чтобы скрыть преступления свои, угробив миллионы в этой войне. "Подвиг разведчика" был типичным фильмом для духа того времени, но он оказался ярче и успешнее, чем другие. Он был сделан талантливо, искусно, со многими художественными находками. Там были приключения, риск, блеск ума, инициатива - все, чего так не хватало в серой советской жизни. Красивый и обаятельный герой - наш человек, абсолютно советский человек, хладнокровный и бесстрашный лазутчик - поражал также воображение зрителей тем, что безупречно выдавал себя за иностранца. Огромная удача фильма объяснялась так же и тем, что он основывался более или менее на фактах. Действительно, во время войны многие армейские и энкэвэдовские диверсанты и разведчики проявили чудеса храбрости и дерзости в тылу врага. Взволновало, кстати, то, что практически впервые в Союзе было сделано признание, что да, у нас была разведка.

Сергей Юрьенен:

Как и было обещано Федотову в Москве на Лубянке, Руммельсбург начинает активно мешать...

(Сцена из фильма)

Олег Ковалов:

Многие думают, что жанровое кино, это вещь, которую делают ремесленники, вещь, которую могут сделать только второстепенные режиссеры. Однако выдающийся гангстерский фильм снял интеллектуал Коппола. Почему это происходит? Почему именно культурное сознание может так хорошо работать с жанровыми формами? Есть четыре составляющих компонента: это ремесло, это тайна, третий компонент - это киногения, четвертый компонент - это некая сверхзадача. И эти четыре компонента и дают такие ослепительные произведения, как "Крестный отец". И то же самое произошло в таком локальном случае Бориса Барнета.

(Сцена из фильма)

Сергей Юрьенен:

47-й год в СССР - год малокартинья, в стране вышло всего 22 фильма. Коль скоро речь об Украине, надо сказать, что "Подвиг разведчика" во многом подвиг только что восстановленной после войны Киевской киностудии и ее сотрудников, в особенности Даниила Порфирьевича Демуцкого, до работы с Барнетом оператора шедевров Довженко. Итак, территория под знаком свастики и трезубца. Коммерсант в нацистской форме Кадочников оказывается чужим среди своих.

(Сцена из фильма)

Вскоре после выхода картины, удостоенной в 48-м Сталинской премии, развернулась борьба с космополитизмом, жертвами которой стали все три сценариста "Подвига разведчика". В печати разоблачался Блейман, на Исаева, соавтора Галича по пьесе "Вас вызывает Таймыр", писались доносы, а Маклярского, лишенного погон и арестованного, начальник следственной группы бил бутылкой по голове, возможно, вспоминая его картину.

(Сцена из фильма)

Мир в 1947-м. Владимир Тольц:

  • В начале 47 года завершается реорганизация советской разведки. Вилли Фишер, который получит известность под псевдонимом Рудольф Абель, отправлен создавать новую сеть советской агентуры в Америке, в Северной и Южной. Голод на грани мора охватывает зерновые районы страны. Следственный отдел прокуратуры СССР ведет специальную папку на тему каннибализма, регистрируя случаи исчезновения детей и подростков. Бывший начальник объединенного комитета начальников штабов генерал Джордж Маршалл назначается государственным секретарем США и выступает с планом широкомасштабной помощи Европе, который получит название "План Маршалла". 15 февраля принят указ "О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами". 26 мая в Советском Союзе отменяется смертная казнь. 2 июля Сталин отвергает "План Маршалла" для Советского Союза. В июле создается ЦРУ. По версии руководителя бюро МГБ № 1 по диверсионной работе заграницей генерал-лейтенанта Судоплатова, 17 июля в токсикологической лаборатории МГБ в Ворсонофьевском переулке умерщвлен инъекцией яда шведский дипломат Рауль Валленберг. 18 августа на запрос шведов Молотов отвечает, что советскому руководству о судьбе Валленберга ничего не известно. Во исполнении замечания Сталина, что русский народ давно мечтает о надежном выходе к Северно-Ледовитому океану, десятки тысяч заключенных отправлены в Тундру на строительство железной дороги до порта Игарка. С осени 47 года советский атомный шпион Клаус Фукс, агентурная кличка Чарльз, начинает передавать агенту МГБ Феклисову разработки по водородной бомбе. 6 ноября мировой сенсацией становится заявление Молотова, что секрет американской атомной бомбы для СССР уже не тайна. В ноябре инъекцией яда кураре ГБ умерщвляет архиепископа Униатской церкви Украины Ромжа. Премии "Оскар" удостоен фильм Элиа Казана "Джентльменское соглашение". Самая популярная песня 47-го года в Америке - "Почти как любовь", исполняет Нат Кинг Коул.


(Сцена из фильма)

Сергей Юрьенен:

Первый советский триллер и его секреты.

Олег Ковалов:

Что касается ремесла, то фильм был снят в неизвестном советскому зрителю в то время жанре триллера.

Обычно в советском детективе мы видели жалкого затравленного преступника, которого преследует разветвленный милицейский, а в 30-е годы и аппарат НКВД, невероятно разветвленный, и которому помогают честные советские граждане. Один человек, на которого ополчается весь мир. Это неверная жанровая схема, это схема, не работающая в искусстве. В американском кино и в нормальном жанровом кино происходит все ровным счетом наоборот: есть одинокий рыцарь, одинокий борец с несправедливостью, против которого ополчился весь мир, ополчились все силы зла. И вот один человек, он и должен одолеть всю ту нечисть, которая его окружает. То же самое делают сценаристы фильма "Подвиг разведчика", интуитивно, или, может быть, намеренно, и то же самое делает Барнет: разведчик находится один, глубоко в тылу, выполняя задание, которое не может выполнить никто. И он сражается с некой незримой силой во имя того, чтобы достать некую неизвестную тайну. Что такое тайна в детективе? Тайна, то, что делает детектив детективом, тайна то, что делает жанр жанром. Когда Хичкок делал свои фильмы 30-х годов, с которыми, безусловно, были знакомы Борис Барнет и его сотрудники, он в основу их клал эффект Макгафина. Кто такой Макгафин? Хичкок говорил: Макгафен - это фикция, ноль, это ничто, это зона тайны, которая должна быть в каждом фильме и из-за которой идет в фильме борьба. "Подвиг разведчика", в чем состоит фильм Барнета: человек должен украсть некие секретные планы - это чистая условность, это детективная условность, которая и делает жанр жанром. Третье условие настоящего детектива самое важное: почему жанровые картины удаются только у выдающихся режиссеров? Потому что эти режиссеры любят кино, они любят возиться с кинопленкой. Барнет прокручивал много раз картины свои на монтажном столе задом наперед, он изумлялся тому, что вообще картинки движутся на экране. Человек, который сохранил детскую наивность, детскую любовь просто к движению на пленке, он является настоящим режиссером. Поэтому человек может владеть такой мощной вещью как киногения. Что такое киногения? Это темная улица, это мужские дождевики под дождем, это шляпы 30-х годов, проезжающий автомобиль с фарами, зажженный фонарь, зловещая тень на стене - это и киногения, и клишированные обычные кадры детективных фильмов, это те кадры, ради которых и изобретен кинематограф. И зрители 40-х годов, которые не видели фильмов Хичкока, которые не видели американских фильмов "черной серии" 30-х годов, в фильме "Подвиг разведчика" они вдруг неожиданно увидели отражение всего этого. Увидели атмосферу опасности, которая окружает одинокого рыцаря в городе, и они прощали фильму схематизм, наивность, ради того, что в нем была настоящая киногения великого мощного искусства ХХ-го века.

(Сцена из фильма)

Сергей Юрьенен:

Москва. Центр. Служба внешней разведки России. Начальник бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации генерал-майор Юрий Георгиевич Кобаладзе.

Юрий Кобаладзе:

Если вы попросите любого разведчика назвать пять самых популярных фильмов о разведке, то "Подвиг разведчика" будет в их числе. Для меня - для мальчишки, который смотрел этот фильм почти 40 лет назад, конечно он остался таким ярким воспоминанием. Ну и даже чисто объективно, конечно, этот фильм достаточно достойно говорит о работе разведки, и главный герой, конечно, привлекательный, мужественный человек. Хотя в фильме много клише, клише, которые можно каждый день услышать в разведке. Но, знаменитые "Вы болван, Штюбинг" или "За нашу победу!" - это, по-моему, уже крылатые фразы, которые вошли в лексикон нескольких поколений разведчиков. Я считаю, что фильм сделан классно, очень динамично. Конечно, много, уже с позиций сегодняшнего дня, каких-то натяжек, несуразностей. Но, тем не менее, хотелось бы, чтобы такая линия в кино сохранялась, потому что герой фильма был действительно героем, как потом стал Штирлиц. Но что-то в последние годы новых героев подобных не появляется, это очень жалко, и приходится их заменять Джеймсом Бондом и Рембо, хотя советский кинематограф когда-то, да и российский, наверное, в состоянии производить собственных героев. Вот передо мной памятные медали, которые были сделаны к очередному юбилею внешней разведки, и Кузнецов в бронзе --один из четырех выдающихся разведчиков, наряду с Молодым, Абелем, Филби. Лишнее свидетельство того, как мы к нему относимся. Актеру удалось передать те качества, которые нам бы хотелось видеть в любом разведчике: мужество, ум, находчивость и внешние данные.

(Сцена из фильма)

Вячеслав Тихонов:

Профессия разведчика всегда манила к себе актеров и актрис, каждый хотел сыграть разведчика. В них есть и романтика, и загадка, которую хочется разгадать, и вообще какая-то двойная жизнь. Я думаю, что профессия разведчика вообще, и сегодня тоже, можно назвать подвигом. Вообще, видимо, работать, служить и быть разведчиком-нелегалом за рубежом, я думаю, можно, в общем-то, этот термин применить - подвиг. Подвиг! Как много от них требуется: выдержки, ума, дипломатии, актерского мастерства для того, чтобы не быть раскрытым и для того, чтобы добывать те сведения, которые необходимы были нашей стране. Это выдающиеся люди. Я задавал себе вопрос, когда я играл: мог бы я быть разведчиком? Я себе говорил - нет. Нет, у меня много чего не хватает. Я бы не смог. Это исключительные люди.

(Сцена из фильма)

Олег Гордиевский:

Мальчишки были совершенно зачарованы "Подвигом". Я посмотрел его три раза, а мой брат Василько, ему было 14 лет, по крайней мере пять раз. Он, мой брат, был воистину дитя войны, его голова была полна пулеметами, пикирующими бомбардировщиками и авиаторскими кожаными куртками. Все это подогревалось нашим двором - раем мальчишек. Этот двор оказался случайно базой автомотосекции "Динамо", он весь был завален трофейной техникой: танкетками, бронетранспортерами немецкими и легковушками "БМВ". После "Подвига разведчика" на моего брата нашло почти божественное озарение, он теперь понял, в чем его окончательное призвание - он хочет стать разведчиком, он хочет быть русским в Европе, выдавая себя за немца, он хочет совершать опасные операции, он хочет быть офицером специальной службы, но секретно от всех. Он почувствовал, что теперь обожает не столько военные атрибуты, сколько шпионские: фотоаппараты, мотоциклы, бинокли, пишущие машинки, радиопередатчики, магнитофоны и прочие там микроточки и тайники. С тех пор эти вещи стали его неизменным хобби. Так что, хотите верьте, хотите нет, но "Подвиг разведчика" сделал моего брата разведчиком. 20 лет спустя после этого фильма он уже был майором КГБ, свободно говорил по-немецки и по-английски, в кармане у него был блестяще изготовленный в лабораториях КГБ западногерманский загранпаспорт, и он ездил и в Южную Африку, и на Тайвань, и в Южный Вьетнам, Корею, Мозамбик и другие экзотические страны. Что он там делал? Занимался разведкой. Правда, оглядываясь назад, я все же думаю, что "Подвиг разведчика" принес больше вреда, чем пользы. Да, он доставил радость советским кинозрителям, но начал эту пагубную кампанию героизации МГБ-КГБ, которая продолжается, увы, и поныне. А те люди, которые под его влиянием стали разведчиками, разведка не принесла им счастья. Мой брат набрался недугов и умер в 39 лет. А тысяча других сейчас ветеранов КГБ и ГРУ сидят сейчас и плачут горючими слезами на пепелище советской внешней военной политики, на которую они так бездарно угробили всю свою жизнь.

(Сцена из фильма)

Сергей Юрьенен:

В последние годы своей жизни автор фильма Борис Барнет стал другом писателя Владимира Богомолова, чей рассказ "Иван" в экранизации Тарковского был всемирно знаменитым, а роман о военной контрразведке СМЕРШ "В августе 44-го" выдержал 93 издания.

Владимир Богомолов:

Я в те годы жил по соседству с Домом кино, и Борис Васильевич, приезжая на просмотры картин или приезжая в бильярдную Дома кино, он заходил и ко мне, и мы с ним полтора-два часа проводили за разговором, что-то пили, что-то ели. Этот человек был необыкновенно красив, атлетического сложения, с красивым лицом, в молодости он был боксером, акробатом, танцовщиком. Я увлекался многие годы вопросами русского офицерства, его традициями, у меня было ощущение, что он в прошлом офицер царской армии и к тому же дворянин. Оказалось, что он офицером никогда не был, а вот насчет дворянства, тут мало известно, но Барнет, он наполовину был ирландец и происходил из старинного ирландского дворянского рода. Я помню, он мне говорил о том, что, применяя балетный термин, что ему ни разу не удавалось "станцевать в полную ногу". И когда мы с ним сидели и выпивали, он повторял: чего не хватило в жизни - таланта, красной книжечки (разумея партийный билет) или просто удачи? То, что он был в недоверии у государства - это безусловно совершенно. В 40-е годы, сразу после войны, он бывал на приемах в ВОКСе, у него были знакомые там американцы, англичане. Потом он с ними где-то и в ресторане встречался, потом его в связи с этим куда-то вызывали, о чем-то беседовали, тогда уже в конце 50-х - начале 60-х ездили заграницу режиссеры, ездили активы, но у него проблемы были с выездом. У него было некоторое, умеренное, я бы сказал, но пристрастие к спиртным напиткам. Он мне рассказывал о многих своих заявках несостоявшихся. Все это усугублялось его одиночеством, потому что он когда-то был женат на Елене Кузьминой, киноактрисе известной, которая потом стала женой Михаила Ромма, и в семье Михаила Ромма воспитывалась его дочь, которую он любил, но там какие-то проблемы были тоже. Я помню, у него была женщина, которую он любил, на Мосфильме, звонил от меня. Все это движение было как бы по нарастающей. Он покончил жизнь самоубийством в гостиничном номере, повесился, 8-го января 65-го года, в день, когда на Рижской студии был худсовет с обсуждением его сценария.

Сергей Юрьенен:

Голос Бориса Барнета - в своем фильме он исполняет роль генерала фон Кюна...

(Сцена из фильма)

В 47 году газета "Культура и жизнь" высказывала недовольство: иностранные фильмы страна смотрит охотней, чем советские. Речь шла о "Девушке моей мечты". По подсчетам группы киноведов во главе с Майей Туровской, эта трофейная немецкая комедия 44 года с Марикой Рокк пользовалась спросом в десять раз больше, чем "Подвиг разведчика" - предтеча последующих киноподвигов, которые были если не лучше, то намного популярней. Так, слушательница Русской Кинодвадцатки москвичка Валентина Борисовна Георгиева напомнила нам об абсолютном рекордсмене советского проката: это двухсерийный фильм о том же Николае Кузнецове "Сильные духом", снятый в 68-м году на Свердловской киностудии: 111 миллионов зрителей. Ну и, конечно, Штирлиц.

Вячеслав Тихонов:

Надо вам сказать, что Юлиан Семенов имел доступ к архивам и в ГДР, и в разных странах, и у нас здесь. И он копался, выискивал, читал. И вот создал такой вот образ - Максим Максимович Исаев. Эту картину делала женщина - Татьяна Михайловна Лиознова, которой я отдаю приоритет в успехе этой картины. Я думаю, что если бы делал мужчина-режиссер, вряд ли ему удалось бы так тонко нас сталкивать, так тонко обрисовывать характеры и ситуации в этой картине. Это ее заслуга. В чем феномен? Не знаю. Все очень как-то было просто, как любая другая картина, и вдруг вот такой вот резонанс, не только в нашей стране, но и во всех странах, где она шла, даже на Кубе. На Кубе, куда меня много раз приглашали приехать, он там был национальным героем, этот образ. В Польше, в Венгрии, в Болгарии, в Чехословакии моей родной, милой, где я в Праге очень много снимался и в их картине, и свои картины мы снимали в Праге многие. Там много у меня друзей было, но с тех пор мне уже не пришлось там быть, к сожалению.

(Сцена из фильма)

Олег Ковалов:

Вся задача картины была не менее интересной. Советский человек впервые на экране надел нацистский мундир, и зрители ахали, потому что положительный герой ходил в нацистской форме. И от этого зрители испытывали чувство странное, чувство двойственное, ибо, выяснялось вдруг, что этот герой в обличии врага может волочиться за женщиной, может пить вино, может делать предосудительные поступки, те поступки, которые он не мог делать в обличие советского человека. В этом отношении фильм воплощал некие грезы о свободе, грезу о свободе, которая всегда хранится в недрах тоталитарного общества. Кроме того, нацистский мундир имел странное свойство, которое потом перешло к такому герою как Штирлиц, ибо, сериал о Штирлице был популярен при Брежневе потому, что Тихонов играл человека с двойным дном. Эзопов язык говорил о том, что положительный герой фильма - это человек с двойным дном, который думает не то, что говорит, носит не тот мундир, к которому привык - и мы такие. И мы такие, потому что мы носим не ту форму, говорим не то, и играем в обществе не ту роль, которая нам навязывается. И в этом отношении советский человек, смотря фильм "Подвиг разведчика", подсознательно это чувствовал, подсознательно чувствовал двусмысленную роль мундира и двусмысленную роль человека с двойным дном, который является положительным героем в 47 году, человек, который не может сказать то, что он может сказать открыто. Люди в человеке, который маскирует свою сущность, увидели вдруг своего героя.

Сергей Юрьенен:

Надо сказать, что Кадочникову к лицу был и мундир офицера НКВД, в котором он, выполнив задание, возвращается к любимой жене Нине. Кстати, так звали супругу Берия - и не будем в данном случае говорить о случайных совпадениях.

(Сцена из фильма)

XS
SM
MD
LG