Ссылки для упрощенного доступа

Достижимы ли цели США? Победим ли Талибан?


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Первая неделя воздушной кампании в Афганистане не принесла видимых успехов: режим талибов выстоял первый этап бомбардировок, Бин Ладен и его окружение продолжают скрываться на территории страны, исламский мир настаивает на скорейшем завершении операции, в то время как представители Вашингтона говорят о готовности к многомесячной и даже многолетней кампании. Сейчас стало ясно, что первый этап операции не принес тех результатов, на которые подспудно рассчитывали в Вашингтоне, то есть, режим талибов не рухнул, его войска массово не переходят на сторону оппозиции, главы пуштунских племен не спешат договариваться с северной коалицией о создании нового правительства. По большому счету стратегия США пока не сработала. Как вы считаете, работоспособна ли она вообще? Вопрос бывшему высокопоставленному сотруднику Пентагона Эли Краковски:

Эли Краковски:

Целью воздушной кампании не является уничтожение Бин Ладена и его подручных, хотя такой побочный результат можно было бы лишь приветствовать. Бомбардировки должны были сократить оборонительные возможности Талибана, чтобы создать условия для наземных операций спецподразделений, которым и поручена задача уничтожения террористических групп на территории Афганистана, в идеале - при содействии противников Талибана. Я склонен думать, что эта цель достижима, если удастся создать надежный фундамент для ее исполнения: новый политический центр тяжести - правительство национального единства, которое будет легитимным в глазах большинства афганцев и станет центром сплочения оппозиции Талибану, а в будущем превратит страну в зону, свободную от террористических организаций. Опыт показывает, что афганские группировки, вопреки распространенному мнению, способны сосуществовать и работать вместе, но для того, чтобы они сделали первый шаг, необходимо существенное давление международного сообщества во главе с США. Основной ошибкой Вашингтона в данный момент может быть то, что он недостаточно, на мой взгляд, сфокусирован на этом аспекте операции.

Юрий Жигалкин:

Но не заложена ли в таких, надо сказать, логичных рассуждениях изначальная фатальная ошибка - принципиальная недооценка Талибана. Вашингтон употребляет обычные стратегические кальки в борьбе против силы, которая насчитывает в своих рядах десятки тысяч убежденных бойцов, более того - поколение, специально выращенное религиозными школами для такой борьбы?

Эли Краковски:

В такой борьбе, я думаю, можно одержать верх, если у Соединенных Штатов достанет для этого воли и решимости. Борьба с Талибаном, как и борьба с террористами, будет выиграна в столкновении, в основном - характеров. Талибы приобрели свою ауру непобедимости отчасти благодаря тому, что никому не было особого дела до того, что происходит в Афганистане в последние годы. Они и сейчас, я полагаю, продолжают надеяться на тоя, что у США не хватит убежденности и настойчивости для того, чтобы довести свои планы для конца. Но я не сомневаюсь, что как только Талибан понесет первые крупные поражения, а это неизбежно произойдет, он осознает, что Бин Ладен и ему подобные ведут их движение к краху - талибы отступят. Так что, я думаю, что военная стратегия США по большому счету верна. У американского правительства есть решимость и поддержка мира, который осознает, что если террористы напали на Америку, то от их ударов не гарантирован никто. Но для полного успеха антитеррористической операции нужна стратегия, которая будет включать и политический компонент - разрешение многолетнего конфликта.

XS
SM
MD
LG