Ссылки для упрощенного доступа

Ближний Восток - что дальше?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Израиле: Александр Гольд и находящаяся сейчас в Праге Виктория Мунблит, главный редактор радиостанции "Свободный Ирак" Камран Карадаги, беседовавший с ними редактор РС Сергей Данилочкин, беседовавший с сотрудником Лексингтонского института Дэном Гурэ корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый:

Многие страны мира, в том числе США, Россия, члены ЕС, осудили теракт в центре Иерусалима, в результате которого в четверг погибли 15 человек и больше 100 получили ранения. Израиль принял в ответ жесткие меры. Сообщает наш корреспондент в Израиле Александр Гольд:

Александр Гольд:

В пятницу Израиль хоронил семерых из 15 погибших в результате вчерашнего теракта в пиццерии "Сбарро" в центре Иерусалима. В числе погибших не только иерусалимцы, но и жители других городов, и иностранные туристы. Сегодня похоронили целую семью - двоих родителей и трех детей, двух, четырех и четырнадцати лет от роду. На похороны Лили Шмилашвили и ее дочери Тамар собрались сотни выходцев из Грузии, а родители Лили прилетели из Москвы. Замминистра внутренней безопасности Гидон Эзра сказал, что "участники этих похорон понимают, какую войну ведет Израиль". А накануне ночью на экстренном заседании израильского правительства было принято решение ответить на теракт рядом действий, направленных против Палестинской автономии. Прежде всего, полиция закрыла все офисы ООП в Восточном Иерусалиме, включая общественно-политический центр "Ориент-Хаус", конфисковала ряд документов и оружие, найденное там в одной из задних комнат. Правда, задержанные охранники "Ориент-Хауса" сегодня уже были освобождены из-под стражи.

В то же время, в пригороде Иерусалима Абу Диз солдаты Армии обороны Израиля заняли комплекс зданий, служивших штабами палестинским силовым структурам, начиная с штаба личной гвардии Арафата, так называемого "подразделения 17" и кончая домом палестинского губернатора. Отметим, что Абу Диз находится в зоне палестинского гражданского самоуправления. Вообще же в Восточном Иерусалиме было решено открыть несколько новых полицейских участков, чтобы упрочить израильский контроль и законопорядок в этой части города. В Рамалле израильские самолеты полностью разрушили здание штаба палестинской полиции... Как заявил один из израильских министров, до сих пор мы говорили с палестинским руководством по-английски, а теперь заговорили по-арабски. И действительно, с виду неброские действия Израиля имеют огромное символическое значение и весьма болезненны для палестинцев. Обратим внимание: отныне над "Ориент-Хаус" развивается израильский флаг. С другой стороны, и этот язык пока ими не услышан. В деревне под Дженином в доме 24-х летнего террориста-смертника тысячи людей чествуют его как "праведника", "шахида", на улицах палестинских городов и лагерей беженцев на радостях стреляют в воздух, а палестинские лидеры заявляют, что готовы к битве, навязанной им Израилем.

Андрей Шарый:

О ситуации на Ближнем Востоке обострившейся после теракта в Иерусалиме, в пражской студии Радио Свобода мой коллега Сергей Данилочкин разговаривал с находящейся сейчас в Праге корреспондентом Радио Свобода в Тель-Авиве Викторией Мунблит и главным редактором радиостанции "Свободный Ирак" Камраном Карадаги.

Сергей Данилочкин:

Резко обострилась ситуация в Израиле, и на оккупированных территориях, которые в Израиле называют просто территориями, связано это с тем, что палестинские экстремистские организации производят теракты, в результате которых практически ежедневно гибнут люди. Израильские силы безопасности отвечают не менее жесткими ударами по палестинским организациям, организациям, связанным с палестинской администрацией в территориях. Вопрос главный: чем все это может закончиться, к чему может привести? Я знаю, что мнения у обозревателей все более сходятся к одному - что может закончиться войной. Мне хотелось бы узнать, как в Израиле, и среди арабов, и палестинцев, воспринимают эскалацию напряженности?

Виктория Мунблит:

Еще недели две тому назад глава военной разведки, которая сокращенно называется "АМАН", положил премьер-министру Израиля Ариэлю Шраону на стол доклад о том, может ли нынешняя ситуация привести к межрегиональной войне. Речь шла о том, что в ту минуту, когда доклад был представлен премьер-министру, глава военной разведки не видел особых возможностей для развития межрегионального конфликта, однако, предупредил, что этот региональный конфликт несомненно разовьется в случае, если Израиль предпримет широкомасштабные военные действия против Палестинской автономии, то есть, произойдет то, что происходит сегодня. Кроме того, есть еще один фактор, который в докладе учтен не был, и который присутствует сегодня. На мой взгляд, происходит смесь, скажем так, практических шагов, в большей или меньшей степени необходимых для обеспечения безопасности Израиля, и тех символических шагов, того покушения на символ, которые, как правило, гораздо чаще приводят к общерегиональному конфликту, чем какие-то практические меры. Я говорю сейчас об израильском флаге над "Ориент-Хаусом", над многолетней палестинской резиденцией в Восточном Иерусалиме. Несмотря на то, что этот флаг был снят, провисев там менее суток, подобный шаг, как мне кажется, может быть гораздо более чреват общерегиональным конфликтом, чем даже все бомбардировки вместе взятые.

Сергей Данилочкин:

Господин Карадаги, как в арабском митре и среди палестинцев воспринимается эта ситуация?

Камран Карадаги:

Конечно, в арабском мире воспринимается ситуация так, что во всем виноват Шарон, что Шарон сделал все, чтобы ситуация дошла до такого исхода. Настроения в арабском мире настолько напряженные, что иногда мои коллеги, журналисты в Лондоне говорят, что даже не могут произнести имя Шарона, настолько... Поэтому мне кажется, что все, что происходит, конечно, дает возможность именно экстремистским лидерам и движениям, как Ирак и экстремистские организации в арабском мире и среди палестинцев... С самого начала они говорят, что "мы говорили, что Осло было неправильно, что все дело в том, что соглашение в Осло было чревато именно таким будущим и что все происходящее это доказывает"... То есть, эти люди, которые делали все, чтобы провалить Осло, сейчас радуются его провалу....

Сергей Данилочкин:

А понимают ли в Израиле, прежде всего, правящие круги ситуацию в арабском мире - как они ее воспринимают?

Виктория Мунблит:

Прежде всего, я хочу отметить, что наконец-то определенная часть арабов и определенная часть евреев пришла к консенсусу на почве того, что во всем виноват Шарон. Если определенная часть арабов считает, что Шарон виноват в чрезмерно жестких мерах по отношению к палестинцам, то определенная часть евреев считает, что Шарон виноват в нынешней ситуации из-за чрезмерно затянувшейся политики сдержанности. Во всяком случае, факт остаемся фактом: во всем, как выяснилось, виноват Шарон... Прежде всего, давайте скажем, что нынешняя правящая коалиция - правительство национального единства -крайне разношерстна. В него входят как такие праворадикальные партии как партия Рехавама Зееви и Авигдора Либермана, так и представители партии "Авода". Более того, эта разношерстность уже дала себя знать на внутриполитическом уровне; нынешние действия израильской армии впервые к конфликту между, по сути, двумя лидерами страны - Шимоном Пересом и Ариэлем Шароном; как вы знаете, Перес решительно выступал против подобных мер. В принципе, стратегические разногласия между Пересом и Шароном начались еще какое-то время назад. Базируются они на том, что два лидера не могут согласиться с тем, что же будет причиной, а что следствием. Шарон выдвигает тезис: сначала прекращение огня, потом - переговоры, как следствие, Перес - сначала переговоры, и, как следствие переговоров - прекращение огня. Казалось бы, ничего особенного, всего лишь перемена мест, но в данном случае сумма меняется, и как мы видим - кардинально... Да, я думаю, очень многие отдают себе отчет в возможных последствиях происходящего. Бывает такая ситуация, над которой сами ее лидеры, уже не властны. Ситуация подталкивает их к определенным действиям, к определенным шагам. Мне кажется, это происходит и с Ясиром Арафатом, и с Ариэлем Шароном. Это не говорит о том, что они потеряли влияние или власть. Это говорит о том, что ситуация вышла на тот уровень накала, когда она стала фактически бесконтрольной.

Камран Карадаги:

Конечно, в арабском мире - это они сейчас говорят: "Во всем виноват Шарон", - но они говорили это и раньше - сначала был Нетаньяху, потом Барак даже - что виноват Барак, и Ясир Арафат отправил его в ад. Поэтому в арабском мире, мне кажется, что бы ни произошло, повод есть сказать, что кто-то виноват. Потому что с самого начала эти экстремистские силы были против Осло и делали все... Шарон, так Шарон, Нетаньяху, так Нетаньяху, даже Барак, который, конечно, находится в другой партии. Так что, повод всегда существует в арабском мире.

Сергей Данилочкин:

В арабском мире есть какие-то силы, которые всерьез могли бы оказать нажим на тех, кто "баламутит воду" сейчас, попытаться успокоить их и привести к какому-то хотя бы умиротворению ситуации?

Камран Карадаги:

В арабском мире нет серьезных руководителей, которые имели бы дальновидность и думали бы именно о судьбе народа, и поэтому всегда идут с настроениями так называемой "арабской улицы". Вот сейчас никто не должен сказать что-то хорошее о мирном процессе или об Осло или об Израиле - именно в этом и трагедия в арабском мире. Это, конечно, касается и Арафата. Арафат после Кэмп-Дэвида считал, что главное - не продолжать переговоры, а главное - то, чтобы он остался у власти и вошел в историю как палестинский герой, который сказал и американцам "нет", и так далее. Поэтому, мне кажется, что в данной ситуации нет такой силы в арабском мире, которая могла бы что-то изменить. Они просто ждут, что "может быть, если США могут вмешаться, тогда вот мы что-нибудь сделаем". Поэтому, как мы сейчас видим, самое видное лицо, которое является героем для палестинцев - такие люди, как Саддам Хусейн, например.

Андрей Шарый:

После взрыва в Иерусалиме президент США Буш в официальном заявлении призвал Ясира Арафата осудить террористический акт и арестовать его организаторов. Судя по тому, что известно, пока Вашингтон намерен воздержаться от более активной дипломатии, несмотря на призывы Египта и Иордании. Как последний теракт в Иерусалиме мог повлиять на намерения Белого Дома? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с сотрудником Лексингтонского института Дэном Гурэ.

Юрий Жигалкин:

В ситуации, когда конфликт между палестинцами и израильтянами все больше напоминает войну, некоторые ближневосточные столицы считают, что вмешательство или посредничество Вашингтона остается единственным весомым фактором, способным разрядить обстановку. Какие настроения сейчас в Белом Доме?

Дэн Гурэ:

Нынешняя администрация испытывает крайнее нежелание оказаться вовлеченной в переговорный процесс по очевидной причине: никто не может предложить реалистичного решения проблемы, никто не знает, как остановить сползающий к войне конфликт. Белый Дом, скорее всего, решил, что исполнение роли посредника в таком контексте не приведет ни к чему и лишь подорвет статус Соединенных Штатов как заслуживающей внимание силы. Мало того, любая попытка посредничать в момент, когда страсти накалены так сильно, наверняка спровоцирует обвинения в адрес Вашингтона с обеих сторон в том, что он блюдет интересы оппонентов. Вероятный провал такой миссии сделает Соединенные Штаты объектом неизбежной критики. Я подозреваю, что Белый Дом ждет момента, когда обе стороны созреют для стороннего посредничества. Несколько недель назад Госсекретарь Пауэлл попытался воспользоваться моментом, вырвав у сторон обещания восстановить перемирие, но это был фальстарт. Американская администрация сейчас прекрасно осознает, что пока палестинцы и израильтяне не придут к выводу, что применение силы не принесет результатов, любое стороннее вмешательство в конфликт, практически, бессмысленно.

Юрий Жигалкин:

В свое время администрация Буша-отца довольно громко критиковала Израиль за то, что ей виделось как нежелание договариваться с палестинцами. Как нынешняя администрация относится к политике выборочного уничтожения палестинских боевиков Израилем? Этот прием был заклеймен многими правозащитными организациями, да и не только ими, как "терроризм"?

Дэн Гурэ:

Администрация подвергла критике эти акции, но не осудила их. На мой взгляд, совершенно очевидно, что Вашингтон пытается в данной ситуации быть не просто нейтральным в оценке происходящего, он пытается отдалиться от конфликта как можно дальше, идя лишь в исключительных случаях на сдержанную критику поведения обеих сторон. И это, судя по всему, стратегический выбор Белого Дома. Помимо поддержки плана Митчелла, администрация не выдвигает никаких инициатив.

XS
SM
MD
LG