Ссылки для упрощенного доступа

Тайные политические интриги в Югославии в преддверии выборов


Корреспонденту Радио Свобода в Белграде Айе Куге югославские власти запретили работать.

Ведущий программы "Liberty Live" Савик Шустер беседует с Андреем Шарым.

Савик Шустер:

В Югославии в полночь с четверга на пятницу завершилась предвыборная кампания. Подробно рассказать о том, что происходит в Белграде, мы, к сожалению, не можем. В пятницу днем к корреспонденту Радио Свобода в Белграде Айе Куге домой пришли два сотрудника МВД в штатском и сообщили, что вплоть до получения специального разрешения властей ее сотрудничество с любыми зарубежными СМИ, к которым относится и Радио Свобода, должно быть приостановлено - до окончания выборов. На югославской политической сцене идет ожесточенная схватка за власть. Ее развязка может оказаться драматической. О внутреннем содержании этой борьбы я беседую с Андреем Шарым - редактором Пражской Студии Радио Свобода, специалистом по Балканам.

Андрей, политическая ситуация в Сербии выглядит совершенно тупиково. Как вы считаете, есть ли надежда на то, что кризис в отношениях власти и оппозиции будет разрешен путем диалога, а не силой оружия?

Андрей Шарый:

На мой взгляд, к сожалению, такой надежды остается все меньше и меньше. Вероятно, сразу после окончания выборов в Югославии в воскресенье вечером представители и власти, и оппозиции объявят о победе своего кандидата на выборах. Столкновения между сторонниками оппозиции и власти могут стать прямыми, и, к сожалению, кровавыми. Я хочу обратить внимание вот на какие обстоятельства: нам с вами - рядовым наблюдателям, ситуация, в том числе и в Югославии, представляется драматической - идут выборы, демократия, диктатура и так далее. Однако, политики все это время ведут свою какую-то подковерную торговлю, подковерную борьбу за власть. Мне удалось раздобыть довольно любопытные сведения о том, каким образом все это происходит в Югославии, и я хочу вам сказать, что все, что там происходит, по своему механизму удивительно похоже на то, что происходит в России. Скажем, в последнее время есть основания утверждать, что Слободан Милошевич или партия Милошевича собираются заключить нечто вроде пакта с одним из признанных лидеров сербской оппозиции - Вуком Драшковичем, который, как известно, не смог договориться со своими прежними соратниками по борьбе о выдвижении единой кандидатуры на пост президента, и это одна из причин, по которой он ушел в тень. Между его представителями и представителями Милошевича идет торг - могут ли они каким-то образом впоследствии сформировать единую власть, единое правительство. Одним из очень интересных ключевых моментов этого соглашения может быть вот что: если бы Драшкович согласился пойти на сговор, скажем так, с Милошевичем, то он стал бы эмиссаром, который предложил бы западным странам выдать Радована Караджича, известного лидера боснийских сербов, обвиненного Гаагским трибуналом в совершении военных преступлений. Не случайно в последние недели международные представители заговорили о том, что в ближайшее время Караджич может быть арестован. Я не исключаю того, что эмиссары Драшковича давали сигналы того, что сербская служба безопасности готова была бы помочь бойцам международного контингента арестовать находящегося в Боснии Караджича. Милошевич хотел бы "сбросить" Караджича и купить себе продолжение власти за счет ареста своего бывшего соратника.

Судя по всему, Драшковичу и Милошевичу договориться не удалось, но не исключено, что такая договоренность может быть достигнута в ближайшее время. Другая политическая линия, по которой проходит диалог, не менее удивительна - это контакты между оппозицией и самым ярым сербским радикалом - Воиславом Шешелем, он в свое время отстаивал фактически открыто фашистские позиции. Он - один из тех людей, силами которых в начале 90-х годов создавалась "Великая Сербия". Так вот, Шешель довольно долгое время был соратником Милошевича, и 4 года назад они вместе формировали правительство. Но в последнее время он разошелся с Милошевичем во взглядах. Причина в том, что ему никогда не были нужны сильные соперники, и он попытался уменьшить влияние Шешеля на население Югославии, и, в частности, произвел чистку в армии, где среднее офицерское звено традиционно поддерживало Радикальную партию. И вот, в начале сентября Шешель пошел на переговоры с лидерами сербской оппозиции - Коштуницей, Джинджичем и может еще кем-то из этих людей, или с их представителями.

Сейчас внимательные наблюдатели в Югославии не исключают, что по итогам этой избирательной кампании, если она, к счастью, все-таки завершится без широкомасштабных гражданских столкновений, могут быть сформированы такие органы власти, цвет которых еще недавно мог бы удивить самого оптимистичного и самого искушенного обозревателя. Бывший фашист и радикал, изменивший свои представления о демократии и будущем Сербии - Шешель, может стать союзником новой демократической власти. Он, кстати, не обвинен Гаагским трибуналом в совершении военных преступлений, и поэтому не исключено, что и мировое сообщество предпочтет видеть в числе югославских руководителей его, а не Милошевича.

Савик Шустер:

Андрей, очень резкие заявления со стороны ЕС, который готов отменить все санкции в случае победы демократических сил и достаточно резкие заявления США -какое влияние оказывают они на югославских избирателей?

Андрей Шарый:

Откровенно говоря, никакого, я думаю. Просто они - избиратели - ничего не знают о том, что им предлагает ЕС и мировое сообщество. Электронные СМИ полностью контролируются Милошевичем, пресса, за небольшим исключением, тоже, а там все что, связано с Западом, НАТО и заграницей красится только в черный цвет. Поэтому я не думаю, что такие призывы западных стран могут сейчас оказать прямое воздействие на избирателей в Югославии. Другое дело то, что они помогают демократическому кандидату Воиславу Коштунице выстроить свою политику на митингах, который он проводил в эти дни в сербских городах. Он довольно много говорил об этом, хотя и его официальная программа, конечно же, несет в себе довольно сильную печать сербского национализма. Другое дело, что любой политик, который сейчас осмелится в Сербии назвать США "дружественной страной" или "страной, с которой у сербского народа могут быть дружественные отношения" просто подписывает себе политический смертный приговор. Это - один из нежелательных результатов прошлогодней военной операции НАТО.

XS
SM
MD
LG