Ссылки для упрощенного доступа

"Вы хотите украсть у нас победу, - говорит сербская оппозиция, - но мы не позволим"


Тему ведет Андрей Шарый. Участвуют: корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге, корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына, которая беседовала с ведущим британским экспертом по проблемам бывшей Югославии, профессором лондонской школы экономики и политики Спиросом Икономидесом; приводится обзор европейской прессы, который подготовил Иван Воронцов.

Ведущий программы "Liberty Live" Савик Шустер:

8 октября в Югославии состоится второй тур президентский выборов. Об этом сообщила Центральная избирательная комиссия - по ее данным, кандидат оппозиции Воислав Коштуница набрал 48 процентов голосов избирателей, опередив нынешнего президента страны Слободана Милошевича на 7 процентов. "Вы хотите украсть у нас победу", - заявляют властям лидеры оппозиции и их сторонники, по подсчетам которых Коштуницу поддержало 54 процента граждан, и он должен быть уже сейчас провозглашен президентом. "Вы хотите украсть у нас победу, - говорит сербская оппозиция, - но мы не позволим". Тему ведет Андрей Шарый:

Андрей Шарый:

Американский бизнесмен сербского происхождения Милан Панич в свое время на посту главы продемократического правительства Югославии пытался сотрудничать со Слободаном Милошевичем. Не получилось. Потом Милан Панич пытался бороться против Слободана Милошевича в качестве кандидата на выборах президента Сербии. Не получилось. Теперь Милан Панич собирается написать письмо Владимиру Путину и в этом письме предложить российскому президенту эвакуировать Слободана Милошевича на специальном самолете в Москву. Такой вариант разрешения югославского политического кризиса, надо признаться, выглядит утопическим. Куда более вероятной большинство обозревателей считают более драматическую развязку, к которой Югославию приближает неуступчивость ее авторитарного лидера, цепляющегося за власть. Ситуация в Белграде меняется так быстро и зачастую так непредсказуемо, что следить за развитием событий не успевают даже информационные агентства. Итоги дня подводит наш корреспондент в югославской столице Айя Куге.

Айя Куге:

В среду днем Объединенная Сербская Оппозиция потребовала от властей доступа к оригиналам избирательных протоколов, чтобы сравнить их с копиями, на основе которых голоса считали оппозиционные партии и эксперты неправительственной организации по наблюдению за выборами "Цессит". У оппозиции имеются официальные протоколы 98 процентов избирательных участков, кроме участков в Косово, частично - в Черногории. Отсутствуют также данные о том, как проголосовали военнослужащие и полиция. Однако, число этих голосов не превышает 250 тысяч. И даже если бы все эти граждане проголосовали за Милошевича, он и тогда не смог бы добиться второго тура президентских выборов.

Оппозиция утверждает, что с помощью протоколов она может доказать, что Центральная Избирательная Комиссия у Воислава Коштуницы отняла 400 тысяч голосов, а Слободану Милошевичу добавила 200 тысяч. Представитель избирательного штаба Объединенной Оппозиции Чедомир Йованович сообщил журналистам, что от участия в государственной комиссии были отстранены не только представители оппозиции, но и двое членов Сербской Радикальной Партии, которые тоже потеряли доверие властей. Согласно их заявлениям, Центральная Избирательная Комиссия прекратила работу в тот момент, когда оказалось, что 90 процентов военнослужащих и полицейских проголосовали за Коштуницу.

Оппозиционные лидеры сообщили, что если у Воислава Коштуницы эта победа будет украдена, тогда вместо празднования начнутся акции протеста. Планируется, что они не будут иметь форму демонстраций - Зоран Джинджич заявил, что граждане свое достоинство будут защищать, блокируя всю Сербию - жизнь остановится, никто не будет работать, все школы будут закрыты до тех пор, пока Милошевич не согласится уйти от власти.

В Белграде повсюду люди обсуждают возможное развитие ситуации, говоря, что они остолбенели, когда услышали сообщения Центральной Избирательной Комиссии. Хотя страх не чувствуется и преобладают уверенность в своих силах оптимизм в отношении того, что власти передумают и согласятся признать победу Коштуницы, многие наблюдатели подозревают, что правящий в Сербии режим может спровоцировать столкновения и беспорядки. Но большинство уверено, что полиция и армия все-таки будут на стороне народа.

Андрей Шарый:

В среду Генеральный Секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер призвал югославские власти признать победу Воислава Коштуницы. Его заявление стало одним из многих, раздающихся в эти дни из западных стран. Может ли политическое давление Запада убедить Милошевича? На эту тему корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына беседует с ведущим британским экспертом по проблемам бывшей Югославии, профессором лондонской школы экономики и политики Спиросом Икономидесом.

Наталья Голицына:

Вы полагаете, что западные лидеры смогут заставить Милошевича прислушаться к голосу собственного народа?

Спирос Икономидес:

Президент Милошевич вряд ли прислушается к мнению западных лидеров. Он пренебрег их мнением, решая проблемы Боснии и Косово, так что, вряд ли на него подействует заявление министра иностранных дел Великобритании Робина Кука, предупредившего его о необходимости уступить власть. Конечно, он будет вынужден считаться с оппозицией в Сербии, но то, что он прислушается при этом к своему сопернику на прошедших выборах вовсе необязательно. Скорее - к избирателям, которые голосовали за Коштуницу. Очевидно, что выборы продемонстрировали стремление большинства сербов к переменам. Существует серьезная вероятность того, что Милошевич применит силу для сохранения власти. В этом случае не избежать мирных демонстраций оппозиции с требованиями свергнуть Милошевича.

Наталья Голицына:

Каковы возможные действия Милошевича, если он все же признает свое поражение?

Спирос Икономидес:

Милошевич останется президентом до начала будущего года. По Конституции он должен передать власть победителю на нынешних выборах к будущему году. И конечно за это время он может применить силу против оппозиции, как он делал это много раз, тем более, что ему нечего терять. Армия и полиция ему преданы. С другой стороны, для него в этом случае серьезную угрозу может представлять Черногория. Вполне вероятно, что под предлогом защиты сербов в Черногории он захочет развязать там гражданскую войну и попытаться таким образом сохранить власть. Существует множество сценариев поведения Милошевича в случае признания им своего поражения.

Наталья Голицына:

Что смогут предпринять страны Запада, чтобы поддержать Коштуницу, если Милошевич все же откажется признать победу соперника?

Спирос Икономидес:

Они вряд ли смогут пойти на нечто большее, чем угрозы в адрес Милошевича и требования уступить власть в соответствии с результатом выборов. Мы не намерены угрожать Милошевичу военным вторжением в Югославию для свержения его режима. Все, что мы можем, это заявить ему, что он должен уступит власть победителю и поддержать оппозицию в том, что она не намерена терпеть его у власти. Это единственное, что может сделать Запад в этой ситуации.

Наталья Голицына:

В Средиземном море вблизи Югославии сейчас находится британская эскадра из 15 кораблей. Может ли это стать сдерживающим фактором для Милошевича?

Спирос Икономидес:

Это может пригодиться лишь в случае, если Милошевич совершит военную агрессию в Черногории. Западные вооруженные силы в этом регионе, в частности - в Боснии и Косово, ни при каких обстоятельствах не будут использованы в военных действиях в качестве реакции на политическую ситуацию в Сербии. Однако, они могут стать сдерживающим фактором в случае развязывания Милошевичем гражданской войны против Черногории. Именно для этого они и находятся в этом регионе.

Наталья Голицына:

Как на ваш взгляд могут развиваться отношения Югославии с Западом в случае прихода к власти Коштуницы?

Спирос Икономидес:

Если в ближайшее время к власти в Югославии придет Коштуница, то Запад, в частности - Великобритания воспримут это как ознаменование поворота к демократии и возрождение в стране институтов демократического общества, и, конечно, они начнут сотрудничать с новым режимом, оказывая ему значительную финансовую помощь в деле восстановления страны. Безусловно, в долгосрочной перспективе Запад захочет привлечь Югославию к сотрудничеству в общеевропейских организациях, в частности, в ЕС. Но не следует забывать, что Воислав Коштуница также выступает с националистических позиций. Он вовсе не стремится к сотрудничеству с Западом и негативно отзывается о его реакции на события в Югославию. В принципе, он поддерживает нынешний политический курс Сербии. Конечно, он не чета Милошевичу, и, тем не менее, он не намерен противостоять настроениям сербов, которые считают, что на протяжении последних 10 лет Запад находится с ними в конфронтации. В этом смысле Великобритании, как и США, и Франции, следует с осторожность относиться к любому потенциальному наследнику Милошевича. Ибо то, что он изменит внешнеполитический курс страны, вовсе необязательно.

Андрей Шарый:

Британский эксперт прав: чем заметнее обостряется ситуация в Югославии, тем чаще, пока как о теоретической возможности, говорят о возможности западного военного вмешательства. Представители ключевых стран НАТО высказываются очень обтекаемо, а вот турецкий министр обороны Сабахаттин Цакмакоглу в среду рубанул по-военному: "В том случае, если разразится кризис, произойдет вмешательство, подобное вмешательству в Боснии и в Косово - в защиту ценностей Организации Объединенных Наций. Но хочу надеяться, что этого не случится". Я тоже надеюсь, потому что любая власть, которая придет в Белград на иностранных штыках, сербами будет восприниматься как оккупационная. Не случайно все без исключения сербские политики, от авторитарного Милошевича до продемократических оппозиционеров, от НАТО сейчас отмахиваются: "Не мешайте, разберемся сами". Посмотрим, как разберутся. А западным странам пока остается только комментировать югославские события. Обзор свежих европейских газет, который подготовил Иван Воронцов, начинается с цитаты из статьи в газете "Либерасьон" под названием "НАТО жестикулирует в Атлантике".

Иван Воронцов:

"НАТО жестикулирует в Атлантике - пишет французская "Либерасьон". - Несколько сотен американских морпехов высаживаются на хорватское побережье. Британский министр обороны сообщил, что для поддержки американского 6-го флота, на котором, кстати, базируются 2000 бойцов соединения Корпуса морской пехоты, подготовленных для проведения специальных операций, прибыла британская эскадра, в составе которой два авианосца и десантное судно. Французских военных кораблей, кстати, в Адриатике сейчас нет. Американские офицеры в Хорватии, правда, заявили, что учения не связаны с выборами в Югославии, но вот отмена поездки Генерального Секретаря НАТО Джорджа Робертсона в Армению и Азербайджан с будущим Милошевича связана напрямую. Вопрос в том, подействует ли на изолированного как никогда Милошевича простая жестикуляция НАТО"? - сомневается "Либерасьон".

"Битву Милошевич проиграл. Но проиграл ли войну? В ближайшие дни увидим, - пишет британская газета "Индепендент". - Справиться с вылезшим из бутылки джинном демократии, кажется, было бы очень трудно. Дело еще и в том, что Милошевич - тиран и диктатор для косовских албанцев или боснийских мусульман. Но, видимо, даже у тиранов есть двойные стандарты. Одно дело для него - убивать албанцев или боснийцев, а другое - молодых сербов. Для сербов Милошевич - авторитарный лидер. Да, тысячи активистов молодежного сопротивления арестовывались и избивались. Но все-таки в Сербии нет "Гулага" и нет братских могил с расстрелянными противниками Милошевича. Но как такой мастер-тактик мог сделать фатальную ошибку, пойдя на эти выборы?.. Ответ: подняв лозунг: "Я или НАТО", демонстрируя картинки с Драшковичем, целующим руку Мэдлин Олбрайт, и выставляя остальных лидеров оппозиции дружками Тони Блэра и Хавьера Соланы, Милошевич вступил в предвыборную битву на прошлогоднем поле, а сейчас бороться пришлось с Коштуницей, который сам - искренний националист и не просто обличает натовские бомбардировки, но и действительно не целует руки тем, кого только что критиковал", - пишет "Индепендент".

Статью о Воиславе Коштунице опубликовала в понедельник "Либерасьон". Наряду с прочим газета обращает внимание на его любовь к кошкам, замечая, что белградская официальная пресса всячески обыгрывала это - кошки, мол, неверные животные, предатели. "Коштуница называет себя "патриотом, но сначала - демократом". При этом он считает преступными бомбардировки Югославии союзом НАТО, и заявляет, что "несчастному сербскому народу не нужно никакой помощи от Белого Дома". В отличие от коммуниста Милошевича, оседлавшего коня национализма ради достижения власти, Коштуница верит в свои идеи. Еще в 1974-м году при Тито его выгнали из университета за критику принятой тогда новой югославской Конституции, урезавшей права Сербии и предоставлявшей автономию Косово. Во время войн в Хорватии, Боснии и Косово он всегда рьяно защищал интересы местных сербов. Гаагский трибунал Коштуница называет "чудовищной, скорее политической, чем юридической, и скорее американской, чем международной структурой", и говорит, что в случае прихода к власти он не собирается выдавать этому трибуналу Милошевича, как и не будет устраивать охоту на ведьм", - пишет "Либерасьон".

По мнению британской газеты "Гардиан", возможно, лояльность сил МВД Милошевичу уже нельзя гарантировать, и армия тоже вряд ли поддержала бы применение силы против протестующих граждан. "Вряд ли карьере любого полицейского пойдет на пользу, если он будет избивать народ за идущего ко дну президента. Если же Милошевич попытается применить армию, то это будет последним движением утопающего", - полагает отставной военный, бывший пресс-секретарь министерства обороны Любодраг Стоядинович. Оппозиция, правда, боится, что полицейский спецназ Милошевича - те части, которые использовались в войнах в Хорватии, Боснии и Косово, могут подчиниться приказам и пойти против народа, так как эти люди вероятно думают, что если он рухнет, на их будущем тоже будет поставлен крест. В этих спецчастях, по оценкам, около 30 тысяч человек. - Газета напоминает, что в свое время бывший глава тайной полиции Йовица Станишич набирал в воевавшие в Хорватии и Боснии отряды заключенных из белградских тюрем. - Но армия в Сербии, несмотря на заявления ее верхушки о поддержке Милошевича одержима идеей легитимности и верна Конституции, и в ней накопилось много гнева против Милошевича, унизившего ее в Боснии и Косово и смешавшего с грязью ее былую репутацию", - полагает "Гардиан ".

Андрей Шарый:

Оптимистичнее других, как часто в Европе бывает, выглядят итальянцы. Закончу цитатой из итальянской "Стампы": "Решение режима объявить второй тур выборов и оттянуть время оставляет обоим сторонам пространство для политической игры. Еще не все потеряно и можно избежать кровопролития". Вот такая цитата. Ну и Милану Паничу никто не мешает надеяться на то, что и его обращение не покажется странным Владимиру Путину.

XS
SM
MD
LG