Ссылки для упрощенного доступа

Сколько оружия у албанских повстанцев в Македонии?


Андрей Шарый, Москва:

Албанские источники утверждают, что "Национально-Освободительная армия", действующая в северных районах Македонии, насчитывает 16 тысяч штыков. Западные военные эксперты подвергают эти данные серьезному сомнению, указывая, что численность албанского повстанческого войска не превышает двух - двух с половиной тысяч бойцов. Предполагают, что в небоевых акциях партизанской армии так или иначе задействованы (или могут быть задействованы) еще примерно три тысячи человек.

В организационном отношении НОА состоит из шести бригад (со 111-й по 116-й, каждая носит имя какого-нибудь албанского бойца за независимость). Командует армией бывший сельский учитель Али Ахмети, который считается также политическим представителем НОА. На минувшей неделе на одном из лесных командных пунктов он дал первую пресс-конференцию, на которой, впрочем, не присутствовали македонские журналисты. Ахмети подтвердил намерения НОА выполнять условия соглашения, подписанного лидерами четырех крупнейших славянских и албанских партий, и заявил, что полностью контролирует все подразделения своей армии. На этот счет, впрочем, у многих есть сомнения: в недавней истории Балкан известны случаи, когда тот или иной командир, не согласный с решением высшего руководства, объявляет об организации новой, "настоящей", партизанской армии. Есть раскольники и в рядах НОА - это подразделения так называемой "Освободительной армии", взявшие на себя ответственность за два теракта на юге Сербии и на севере Македонии. Каковы подлинная сила и численность этой армии - пока неизвестно.

Влиятельный британский военный журнал "Jane's Defense Weekly" приводит такие данные о потенциальном вооружении "Национально-Освободительной армии": от 5 до 8 тысяч единиц стрелкового автоматического оружия, от 15 до 30 тысяч охотничьих ружей, 150-200 пулеметов (в том числе - тяжелые), 100 - 200 снайперских винтовок, от 20 до 50 переносных установок "земля - воздух", 200 - 500 переносных противотанковых управляемых ракетных снарядов, от 100 до 200 минометов. "Jane's Defense Weekly"пользуется проверенными источниками информации, но в данном случае точнее определить параметры вооружения и разоружения албанцев не представляется возможным. Во-первых, горская традиция на Балканах такова, что в каждом без исключения доме хранится оружие, зачастую - не один ствол. Славяне-македонцы, кстати, не исключение - тот же "Jane's Defense Weekly" указывает, что на руках у населения находится не менее 25 тысяч незарегистрированных единиц стрелкового оружия. Во-вторых, в 1997-м году во время кризиса в соседней Албании были разграблены армейские арсеналы, и почти 600 тысяч стволов исчезли неизвестно куда. В-третьих, наконец, не пресечены каналы контрабанды оружия на Балканах и не уничтожены до конца все тайные склады "Армии освобождения Косова".

Все это делает схоластическими переговоры о том, сколько точно автоматов и какие именно виды вооружения бойцы НОА сдадут миротворцам из натовского контингента. Али Ахмети начинал диалог с НАТО с заявлений о том, что на руках у его партизан - не больше 2 - 2 с половиной тысяч стволов. Но ему никто не поверил. Никто не верит и премьер-министру Македонии Любчо Георгиевскому, который оценивает количество вооружений в 85 тысяч единиц. Представители НАТО отказались назвать согласованное с албанскими партизанами количество подлежащих сдаче автоматов и минометов, а один из генералов миссии заявил следующее: "Полагать, что мы вынесем все оружие до последнего патрона из каждого балканского дома, по меньшей мере глупо". Журналисты полагают, что в лучшем случае НОА передаст до 10 тысяч единиц оружия, в том числе и в первую очередь - минометы, тяжелые пулеметы, зенитные и противотанковые установки. Остается уповать на то, что разведывательные службы стран НАТО знают свое дело хорошо. Все сданное партизанами оружие подлежит уничтожению на самом большом полигоне бывшей Югославской народной армии близ местечка Криволак в центральной Македонии.

Сколько бы стволов ни сдали албанцы, те, кто верит в успех операции НАТО, будут говорить об успехе, а те, кто уже сейчас, как президент России, предрекают этой операции провал, найдут аргументы в защиту своей позиции. Ясно, что не только конфисковать все оружие, но и оценить, какая часть оружия сдана и уничтожена, НАТО с достаточной точностью не удастся. Важнее другое: "Очень важный урожай" открывает путь к началу политического диалога между албанцами и славянами в Македонии. Диалог ведут две стороны: пока Али Ахмети командует разоружением своих партизан, македонские политики должны согласовать параметры соглашений, дающих местных албанцам равные со славянами права - в их общей стране.

XS
SM
MD
LG