Ссылки для упрощенного доступа

Македонский шанс России


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Попытка разрешения Македонского конфликта может оказаться первым тестом заявлений о намерении сотрудничать, сделанных в Любляне американским и российским президентами. Причем объявленная в понедельник президентом Бушем готовность Соединенных Штатов работать вместе с Россией, пытаясь остановить Македонский конфликт, впервые предоставляет Москве уникальную возможность сыграть роль лидера в поиске выхода из очередного Балканского кризиса. Таково мнение известного американского политолога сотрудника Филадельфийского института внешней политики Майкла Раду.

Несмотря на то, что Россия сотрудничает с НАТО и США и в Боснии, и в Косово открытое приглашение Москвы к участию в урегулировании македонского кризиса, сделанное президентом Бушем - демарш неожиданный, особенно, учитывая то, что Россия критикует позицию западных стран. Господин Раду, как вы объясняете этот шаг Джорджа Буша и какую роль могла бы сыграть Россия в близкого партнера НАТО?

Майкл Раду:

Это, прежде всего, политическая роль, поскольку для другой, то есть, военной роли у России нет средств, мало того, ее вмешательство в конфликт в роли миротворца в данный момент может оказаться конртпродуктивным. Я полагаю, что президент Буш заговорил о готовности к совместным с Россией акциям отчасти для того, чтобы успокоить руководство Македонии, не желающее идти на значительные уступки албанскому меньшинству, к которым вольно или невольно его подталкивают западные дипломаты. Но это предложение дает, на мой взгляд, Москве уникальный шанс сыграть принципиальную роль в прекращении македонского конфликта. Она способна это сделать чисто дипломатическими методами - если она сможет, например, работая с Вашингтоном и НАТО, добиться от Северо-Атлантического Союза исполнения своего обещания перекрыть границу между Македонией и Косово. Мало для кого составляет секрет тот факт, что корни македонского конфликта находятся в Косово. Оттуда доставляется в Македонию оружие, оттуда поступают пополнения македонским албанцам, там вынашивается идея создания великой Албании, которая питает экстремистские албанские группировки в Македонии. Македонская проблема была отчасти порождена неготовностью НАТО и Европейского Союза вынести окончательный и недвусмысленный вердикт о судьбе Косово - косовские албанцы уверены в том, что возвращение провинции в состав Сербии невозможно. Эта двусмысленность подогревает сепаратистские надежды и в Косово, и в Македонии. Мало того, миротворческие силы НАТО в Косово не были способны закрыть границу с Македонией, поскольку они не могут позволить себе потерь, жертв. Первая же смерть американского солдата может повлечь вывод из Косово американского контингента. Словом, ситуация вокруг Македонии сложилась чрезвычайно тонкая, но там есть совершенно очевидное, на мой взгляд, место для российской инициативы.

Юрий Жигалкин:

Но если западные страны, по тем или иным причинам, не хотят жертвовать своими солдатами, то, сомнительно, что России их удастся переубедить.

Майкл Раду:

Я думаю, что на данном этапе еще есть возможность предотвращения разрастания конфликта политическими мерами, и роль Москвы в этих обстоятельствах может быть решающей, если она сможет убедить НАТО и европейские столицы в том, что они должны действовать более жестко. Они могут изменить ситуацию в Македонии к лучшему, теоретически, даже не жертвуя своими солдатами, но оказав моральную и техническую поддержку македонскому правительству. Я думаю, Владимир Путин сделал верный шаг, предложив провести конференцию, где была бы подтверждена нерушимость Балканских государств. Многое бы могло изменить, я думаю, однозначное заявление НАТО и Европейского Союза о том, что насильственное изменение статуса Косово и Македонии не пройдет, что против сепаратистских группировок будет применена сила. Если албанцы будут убеждены в серьезности таких предупреждений, то политический компромисс в Македонии может быть найден.

XS
SM
MD
LG