Ссылки для упрощенного доступа

Приговор Салману Радуеву - "осужден исполнитель, до покровителей дело не дошло..."


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Андрей Бабицкий, Юрий Багров, Олег Кусов и Хасин Радуев.

Дмитрий Волчек:

Верховный суд Дагестана во вторник вынес приговор чеченскому полевому командиру Салману Радуеву, бывшему вице-премьеру Чечни Турпал-Али Атгериеву и двум рядовым чеченских вооруженных отрядов -Хусейну Гайсумову и Асланбеку Алхазурову. Рассказыывает корреспондент Радио Свобода Юрий Багров:

Юрий Багров:

Верховный суд Дагестана приговорил известного полевого командира Салмана Радуева к пожизненному заключению. Оглашение приговора началось в 11 часов утра по московскому времени и длилось пять часов. Председательствующий судья Багужа Унжолов признал подсудимых виновными фактически по всем пунктам обвинения за исключением одного - создания и участия в незаконных вооруженных формированиях. Интересен тот факт, что пожизненное заключение Радуев получил за организацию и подготовку взрывов на железнодорожном вокзале в Пятигорске в апреле 1997-го года. Примечательно, что Ставропольский краевой суд признал виновным в совершении этого теракта в 1999-м году ныне покойного Ваху Джафарова, начальника штабов одного из отрядов ополчения. Салман Радуев неоднократно акцентировал внимание на том, что прежде, чем выносить ему обвинение по этому эпизоду, следует опротестовать решение суда Ставропольского края. Однако, Верховный суд Дагестана попросту проигнорировал решение своих коллег из Ставрополья. Бывший вице-премьер правительства Чеченской Республики Турпал-Али Атгериев также получил срок, соответствующий требованию генпрокурора - 15 лет лишения свободы. Он был признан виновным в организации терактов в населенных пунктах Кизляр и Первомайское, умышленном убийстве с особой жестокостью, незаконном лишении свободы. Асланбек Алхазуров и Хусейн Гайсумов, которые являлись рядовыми участниками вооруженного ополчения, получили пять и восемь лет соответственно.

Решение Верховного суда ни для кого не явилось неожиданностью. Председательствующий судья Багужа Унжолов не обратил внимания на просьбы адвокатов рассматривать дело в политической плоскости. Наблюдатели, присутствующие на процессе, окрестили это мероприятие марионеточным спектаклем, причем, как создавалось впечатление, главным действующим лицом, дергающим нитки, являлся генпрокурор Устинов. По окончании процесса в беседе с журналистами он выразил удовлетворением решением суда, а также пообещал в ближайшее время новых громких дел. Адвокаты осужденных заявили, что будут обжаловать приговор в суде высшей инстанции.

Дмитрий Волчек:

Салман Радуев заявил на судебном процессе, что в военные годы он выполнял волю президента Чечни Джохара Дудаева и, следовательно, является лишь исполнителем террористических актов. Из своих высокопоставленных покровителей кроме Дудаева Радуев никого не назвал. Продолжит тему Олег Кусов:

Олег Кусов:

Салман Радуев приговорен к пожизненному заключению. Он признан террористом и бандитом. Суд вменяет ему в вину действия, в результате которых погибли 78 человек. Несколько сотен получили ранения различной степени тяжести. В заложниках побывали около 3 тысяч человек. По всей видимости, это одно из немногих справедливых судебных решений в отношении заметных участников двух последних кампаний в Чечне. Но правовые оценки, на взгляд наблюдателей, все равно рано или поздно должны быть даны более влиятельным фигурантам военной трагедии на Северном Кавказе. Но пока на скамье подсудимых находятся представители только одной стороны, и те - далеко не самые влиятельные.

Салман Радуев получил широкую известность после вооруженного рейда на дагестанский город Кизляр в начале января 1996-го года. До этого его знали только в Чечне как человека, преданного Джохару Дудаеву и состоявшего с ним в родстве. Как установлено судебным следствием, вооруженный отряд Салмана Радуева получил приказ Джохара Дудаева провести в Кизляре акцию устрашения России. Несколько дней отряд Радуева удерживал большое число мирных жителей Кизляра в городской больнице. Затем получил от российских властей коридор до чеченской границы. В районе селения Первомайское заложников обстреляли из артиллерии. Но Салман Радуев и его бойцы каким-то образом ушли в Чечню. В те дни, когда Борис Ельцин лично комментировал по телевидению точные действия российских снайперов, показывая, как именно они охотятся за Радуевым, он даже словом не обмолвился о тяжелых орудиях. Пока, к сожалению, неизвестно знали ли российские военачальники, что обстреливали из системы залпового огня "Град" в Первомайском заложников. По всей видимости, не могли этого не знать. Но наказания виновные за уничтожение мирных людей до сих пор не понесли.

Уже после гибели Джохара Дудаева Салман Радуев окончательно вошел в образ главного чеченского "устрашителя России". Он заявляет об организации взрыва на железнодорожном вокзале в Пятигорске весной 1997-го года, похищении пензенских омоновцев, покушении на Эдуарда Шеварднадзе. До гибели Дудаева по признанию Радуева он выполнял его волю. Но после гибели лидера чеченцев, судя по материалам дела, Радуев действовал самостоятельно. Однако, судебное дело не ответило на принципиальный вопрос: откуда после первой военной кампании к Радуеву шли деньги. Терроризм ведь требует больших средств. Понятно, что в своих действиях Салман Радуев зависел от тех, кто щедро снабжал его деньгами. Источники финансирования Радуева пока не обнародованы. Но однажды зимой 1997-го года в своем грозненском офисе Салман лично назвал некоторых из них в разговоре с Андреем Бабицким и мной. Тогда среди прочих прозвучала фамилия человека, входящего в пятерку российского руководства. Все это, видимо, осталось вне поля зрения следователя. Как это часто происходит в России, в лице Радуева осужден исполнитель. До покровителей дело не дошло. Как и до тех российских военачальников, по приказу которых артиллерия и авиация уничтожала в период второй кампании в Чечне целые населенные пункты.

Дмитрий Волчек:

О реакции в Чечне на приговор Верховного суда Дагестана рассказывает Хасин Радуев:

Хасин Радуев:

Судить в целом об отношении чеченцев к решению Верховного суда Дагестана трудно. Приговор был вынесен ближе к вечеру. Те, с кем удалось поговорить на эту тему после его оглашения, утверждают, что для них он не стал неожиданностью. Трудно было предположить, что Салмана Радуева приговорят к меньшему сроку после того, как свое резкое негативное отношение к нему не раз высказывало первое лицо государства. Учитывая, что суд проходил в национальной республике, а государственным обвинителем выступал сам генеральный прокурор России, Салман Радуев, по мнению моих собеседников, еще хорошо отделался, получив пожизненный срок, который может быть обжалован в судах вышестоящих инстанций . Конечно, отношение к личности Салмана Радуева в Чечне разное. Многие жители республики, которые имели возможность слушать его телевыступления в период между двумя войнами, относились к этому человеку больше с сочувствием. На фоне других "генералов", рассуждающих о религии и восхваляющих собственные подвиги, Салман Радуев говорил совсем простые вещи, которые, правда, соседствовали с другими весьма странными его заявлениями, такими, как утверждение о том, что Дудаев жив, или что именно он организовал покушение на президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Позже Салман Радуев признается, что он блефовал и пытался экстравагантными высказываниями привлечь внимание общественности к своей персоне, и это якобы ему нужно было, чтобы оставаться на плаву в жестких условиях внутричеченской политической борьбы. Это по большому счету понимали и те, кто его слушал. Поэтому чеченцы и не принимали его сенсационные заявления всерьез. Шутили, что речи Радуева - прямое последствия ранения в голову. Главное в другом - Салман Радуев в отличие от некоторых других "бригадных генералов" людей не похищал и жить им не мешал, хотя и оказался, в конце концов, единственной фигурой такого масштаба, получившей срок от верховного шариатского суда, хотя и по другому обвинению.

Салмана Радуева как руководителя кизлярского похода приговорили к пожизненному тюремному заключению. По мнению моих собеседников, суд должен был принять во внимание и то, что все, за что его обвиняют, происходило в условиях войны, и что его действия в известной степени были вызваны гибелью тысяч его соплеменников, которые погибали в том числе и под ракетами, выпущенными с вертолетов, базирующихся в дагестанском городе Кизляр. К этому же на суде призывал и сам обвиняемый. Но суд эти доводы не учел и приговорил Салмана Радуева к максимально возможному строгому наказанию. В Чечне считают, что точку в этом деле ставить еще рано. Что касается других подсудимых, то они, как считают многие, были рядовыми бойцами, в том числе и Атгериев, который, возможно, получил 15 лет тюрьмы больше уже как бывший министр безопасности Ичкерии.

Дмитрий Волчек:

Приговор Салману Радуеву - завершает тему комментарий Андрея Бабицкого:

Андрей Бабицкий:

В ходе второй чеченской кампании я случайно узнал о возбужденном военной прокуратурой уголовном деле, которому кто-то дал общее название "Война". Крылся ли здесь злой умысел, или сыграла роль обычная небрежность чиновника, но автор названия обрушил всю логику официального взгляда на происходившее в Чечне.

Предметом внимания прокурорских работников действительно должны были стать, но не стали, действия обеих противоборствующих сторон, преступления которых были неразрывно связаны, изначально погружены друг в друга, взаимно обусловлены. Никак не ставя под сомнение справедливость приговора, вынесенного в Махачкале, я хотел бы заметить, что он имеет отношение лишь к одному из эпизодов дела под общим названием "Война". Ожидают и имеют крайне мало шансов дождаться своей очереди и на следствие, и на справедливый приговор другие события первой и второй чеченских кампаний. Такие, как массовая гибель гражданского населения в результате бомбежек Грозного и других населенных пунктов, массовые убийства чеченцев в Самашках и в Алдах, бесследное исчезновение сотен и сотен людей по всей республике, пытки и внесудебные казни, продолжающиеся по сей день.

Процесс над Салманом Радуевым есть торжество неполноты и двойных стандартов. Общее дело "Война" вопреки своему названию обвиняет сегодня только одну сторону, оставляя другой право убивать безнаказанно. Если бы речь шла о восстановлении справедливости, а не об окончательной монументализации официальной доктрины борьбы с терроризмом, то на скамье подсудимых должны были бы сидеть десятки людей, в большинстве случаев с нечеченскими и хорошо известными всем жителям России фамилиями.

XS
SM
MD
LG