Ссылки для упрощенного доступа

Директор британской неправительственной гуманитарной организации "Хело Траст" Гай Уиллэби опровергает обвинения ФСБ в подготовке чеченских боевиков, выдвинутые против "Хело Траст"


Пресс-центр ФСБ заявил в четверг, что "Хело-траст" обучила в Чечне более 100 минеров-подрывников, которые оказывают содействие чеченским вооруженным формированиям. Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына связалась с директором этой организации Гаем Уиллэби.

Наталья Голицына:

"Хело Траст" - британская добровольческая организация, которая занимается так называемым "гуманитарным разминированием". Это значит, что она безвозмездно направляет своих специалистов в регионы, где проходили вооруженные конфликты, и где остаются обширные минные поля, и помогает в их разминировании. "Хело Траст" обладает статусом неправительственной гуманитарной организации. Субсидируется она частными спонсорами, а также правительствами Канады, Японии, Великобритании, Голландии, Республики Ирландия, Германией и Швейцарией. Сотрудники организации занимались разминированием в Анголе, Афганистане, Камбодже, Нагорном Карабахе, Абхазии, Косово и Чечне. За 8 лет в процессе разминирования погибло 43 сотрудника "Хело Траст". С этой организацией активно сотрудничала принцесса Диана, и британский фонд ее имени продолжает субсидировать "Хело Траст". Любопытна такая статистика, приводимая этой гуманитарной организацией: 85 процентов обезвреженных ей в разных странах мин - российского происхождения, 10 процентов сделано в Китае, два - во Вьетнаме, остальные три процента американского, французского и итальянского производства. За 8 лет были извлечены лишь три британские мины.

В Чечне "Хело Траст" работала после окончания первой чеченской войны. Под ее руководством были составлены карты почти 300 минных полей, оставленных в республике обеими сторонами конфликта. К концу 1999-го года среди персонала "Хело Траст" значились 150 обученных ей чеченцев, работавших с миноискателями по программе и планам этой организации в Чечне. Когда в связи с началом новой войны разминирование в Чечне стало невозможным, организация занималась поставками туда гуманитарной помощи, в основном - лекарств и электрогенераторов для больниц. После того, как "Хело Траст" обвинили в подготовке террористов, я связалась с ее директором Гайем Уиллэби и спросила его: насколько обоснованны эти обвинения?

Гай Уиллэби:

Мы занимались гуманитарным разминированием в Чечне с 1997-го по осень 1999-го года. Затем мы переключились на гуманитарную медицинскую программу. Я не могу понять, чем вызваны эти обвинения в адрес "Хело Траст". Почти аналогичные этим обвинения в наш адрес высказала в прошлом году одна российская газета. Видимо, на этот раз ФСБ решила прибегнуть к более официальному методу. Мы считаем, что для таких обвинений нет никаких оснований. "Хело Траст" занимается реализацией гуманитарных программ, разминированием в 89 странах мира.

Наталья Голицына:

Как вы полагаете, почему для своих обвинений среди многих иностранных гуманитарных организаций работавших в Чечне, российские власти выбрали именно вас?

Гай Уиллэби:

Не знаю, почему они выбрали нас. Мы не работаем в Чечне с конца прошлого года. Ума не приложу, в чем здесь дело. Может быть, причиной тому наши политические взгляды? Просто не знаю. Мне это обвинение кажется безумным. Я читал об этом. Оно просто бессмысленно. Российским властям хорошо известно, что мы получили официальное разрешение на работу в Чечне. Мы поддерживали контакты с ними в аэропорту Грозного и Москве. Теперь они утверждают, что мы, якобы, работали в Чечне нелегально. Это просто неправда. Если российское правительство почему либо недовольно нашей работой, то странно, что оно не обратилось открыто и непосредственно к нам, или не сообщило все это нам через британское посольство в Москве. Ведь мы все же британская организация!

С Гаем Уиллэби также беседовал московский редактор Радио Свобода Андрей Шароградский. В разговоре с ним глава организации "Хело Траст" подчеркнул, что подготавливаемые его организацией специалисты не получали военной квалификации сапера:

Гай Уиллэби:

Я опровергаю и осуждаю заявления ФСБ России. Они совершенно не соответствуют действительности. Мы осуществляли в Чечне программу по разминированию мирных объектов, которую пришлось прекратить из-за возобновления боевых действий в сентябре прошлого года. Мы готовили специалистов, умеющих уничтожать мины прямо на месте, а не извлекать их. Мы никогда не готовили тех, кто умеет устанавливать мины. Мы не сообщали подготовленным нами специалистам никаких технических деталей относительно устройства мин. Наша работа по разминированию хорошо известна во всем мире.

XS
SM
MD
LG