Ссылки для упрощенного доступа

Разоружение чеченской милиции и ее роль в нынешней войне


Ведущий программы "Liberty Live" Владимир Бабурин:

В пятницу за штат был выведена вся чеченская милиция. Началось ее разоружение. Этими формированиями командовал уволенный накануне Беслан Гантамиров. О разоружении чеченской милиции сообщил главный военный комендант Чечни Иван Бабичев. Рассказывает корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Хасин Радуев:

Хасин Радуев:

Чеченская милиция и так называемое "ополчение" формировались в республике по мере продвижения российских войск с севера на юг, в разное время и бессистемно. В райцентре Шали, к примеру, в середине марта российские военные власти объявили, что все бывшие сотрудники отдела внутренних дел могут выйти на работу. В комендатуру явилось несколько десятков человек. В первую очередь, их всех разжаловали до рядового, вероятно, за сотрудничество с Масхадовским режимом, а затем выдали форму, больше похожую на одежду арестантов в образцовой колонии.

После строевой подготовки с пристрастием некоторые оскорбились и служить отказались. Оставшихся поставили в строй. Наиболее любопытные шалинцы, пришедшие посмотреть на процесс принятия милиционерами присяги снисходительно улыбались при виде своих односельчан, одетых в помятую форму без всяких опознавательных знаков и больше похожих на солдат монгольской армии периода коммунистических властей. Уж слишком был заметен контраст между российскими омоновцами и чеченскими "царандоевцами", которые готовились противостоять чеченскими же моджахедам. Однако, воевать с соплеменниками им пока не пришлось.

Никаких изменений с созданием местной милиции в Шали не произошло. Об этом говорят сами шалинцы. Даже помочь тем, кто несправедливо задерживается российскими войсками под разными надуманными предлогами - а такое бывает нередко, они не могут, и это особенно не нравится местным жителям. Российские военные чеченским милиционерам не доверяют и этого от них не скрывают. Вся работа местных милиционеров, как правило, заключается в патрулировании сельских рынков и выслушивании упреков, а иногда они испытывают и откровенное рукоприкладство со стороны женщин - торговок, каждая из которых пытается занять лучшее место на рынке. В Чечне, как ни странно, таковым считается место у самой проезжей части улицы. Но и торговкам тоже достается. Недавно в Ачхой-Мартане с разрешения российского военного командования и при поддержке духовенства села местные милиционеры уничтожили всю выставленную на продажу водку.

В Ведено ситуация несколько иная. Здесь создан первый чеченский стрелковый батальон из числа местных жителей. Им даже выдавали оружие и разрешили нести совместную с российскими солдатами службу на блок-постах. Комендант Ведено говорит, что после этого обстрелы военных объектов в этом райцентре практически прекратились. Местные жители стали относиться к своим солдатам с пониманием, хотя бы за то, что они прекратили беспредел, творимый российскими омоновцами на блок-постах, которые придирались к местным жителям по каждому пустяку.

Милиция Беслана Гантамирова - это отдельная история. Она принимала участие в боях за Грозный и больше рассматривалась как вооруженная оппозиция ичкерийским властям. Теперь все должно измениться. Иван Бабичев, комендант республики, распорядился в первую очередь вывести за штат боевых соратников Беслана Гантамирова и начать их разоружение. Бабичев говорит, что милиция Чечни не должна подчиняться отдельным лидерам. Все, кто пожелает вступить в ряды чеченского ОМОНА и райотделов внутренних дел, пройдут жесткую аттестацию Быть может, когда этот процесс закончится, чеченцы заменят курских, уральских, свердловских и так далее омоновцев, которые едут в Чечню со всех концов России, как показывает практика, больше воевать, чем служить в правоохранительных органах.

XS
SM
MD
LG