Ссылки для упрощенного доступа

Кто такой Арби Бараев?


О полевом командире Арби Бараеве и ситуации в Чечне с целом ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый беседует с экспертом Радио Свобода по Северному Кавказу Андреем Бабицким.

Андрей Шарый:

Андрей, есть сообщения о том, что российские военные проводят в Чечне спецоперацию против отрядов Арби Бараева - насколько влиятелен этот полевой командир, и что это может означать?

Андрей Бабицкий:

Во-первых, спецоперации против тех или иных командиров, по-моему, проводятся постоянно. Время от времени всплывают фамилии наиболее одиозных полевых командиров в Чечне. Как вы знаете, это сообщение уже опровергнуто командованием федеральной группировки, и надо сказать, что в данном случае можно заметить, что уже в пятый или шестой раз журналисты торопятся сообщить о поимке Арби Бараева или физической его ликвидации, и все эти сообщения оказываются преждевременными. Хотя, очень многие хорошо знакомые с ситуацией в Чечне люди не раз выражали недоумение, поскольку некоторое время Арби Бараев фактически свободно перемещался по Чечне. Известен факт, что он провел у себя дома в своем селе свадьбу с большим количеством приглашенных. Более того, он передвигался на "Волгах" с государственными номерами, с удостоверениями сотрудников администрации, силовых ведомств... Как ни странно, Арби Бараев выходит сухим из воды уже далеко не первый раз. В самом начале военных действий его группы достаточно интенсивно входили в боевое соприкосновение с федеральными подразделениями - несколько раз - тем не менее, он каждый раз оставался живым... Я думаю, на сегодняшний день это наиболее мрачная фигура в чеченском сопротивлении, человек, который, ответственен за гибель множества заложников, который, собственно говоря, стоял у истоков этого "бизнеса" в Чечне. Собственно, с именем Арби Бараева еще с конца прошлой войны связано развитие похищений и торговли людьми. Кроме того, он известен как человек абсолютно безжалостный, по всей вероятности, с отклонениями в психике. Он - один из лидеров ваххабистского крыла сопротивления. Помимо всего прочего, он исповедует идеи радикального ислама, которыми и до войны, и сейчас оправдывается невиданная жестокость его бойцов.

Андрей Шарый:

Он - самостоятельная политическая фигура, или действует в союзе с кем-то еще из полевых командиров?

Андрей Бабицкий:

Я думаю, что сегодня, поскольку сопротивление находится под очень серьезным прессом - действительно регулярно проводятся спецоперации, действительно работают разведгруппы, и создана целая сеть осведомителей по всей Чечне - я думаю, что сегодня сопротивление сумело восстановить или структурировать в своих рядах довольно жесткую дисциплину, где существует соподчинение, где существуют определенные структуры... Вместе с тем можно говорить о Бараеве как о человеке достаточно автономном, по крайней мере, насколько я знаю, в начале этой военной компании он действовал самостоятельно, чем не раз вызывал гнев Масхадова.

Андрей Шарый:

А существует ли какое-то единое командование чеченским сопротивлением. Есть ли какие-то "корпуса", "фронты" - кто-то отвечает за западное направление, за восточное и так далее - или все эти партизанские группы действуют более-менее независимо друг от друга?

Андрей Бабицкий:

Конечно, главнокомандующий и, соответственно, начальник главного штаба - президент Чечни Аслан Масхадов, регулярно проводятся совещания - или с его участием или с участием его представителей. Командующий "Центрального фронта" - Шамиль Басаев, и командиры есть, командующие "фронтами", которые находятся в подчинении у Басаева. Самый известный - Руслан Гелаев. Вот, в частности, насколько я понимаю, у него в подчинении и Арби Бараев. Я думаю, что эта структура действует, поскольку чеченцам необходимо думать о своей безопасности гораздо больше, чем раньше - действительно идет охота за командирами. Собственно говоря, Патрушев недавно заявил, что ФСБ хорошо знает, где находятся основные чеченские командиры, и что их поимка или ликвидация - это вопрос времени. Я, например, знаю, что Аслан Масхадов, равно как и другие, регулярно, фактически ежедневно, меняет села, меняет дома, в которых останавливается. То есть, таким людям все время приходится двигаться. У меня есть ощущение, что сегодня сопротивление не способно к каким-то серьезным широкомасштабным акциям, хотя сейчас среди чеченцев и ходят упорные слухи о возможном летнем наступлении. Мне кажется, что его не будет, поскольку, все-таки, количество партизан весьма ограниченно - я думаю, это несколько тысяч, с учетом ротации, потому что кто-то приходит домой на отдых, кто-то снова идет воевать... Мне кажется, что наиболее эффективная и функциональная тактика для отрядов сопротивления - минирование дорог, какие-то быстрые набеги небольшими группами. Я думаю, что в таком виде партизанская война может существовать очень долго, и, собственно, сами партизанские соединения при таком образе действий не несут серьезных потерь.

XS
SM
MD
LG