Ссылки для упрощенного доступа

Проблема Чечни - Россия и Запад - правозащитники требуют расследования убийств


Программу ведет Андрей Шарый. Он беседует с директором московского офиса правозащитной организации "Хьюмэн Райтс Вотч" Дидериком Лохманом. Приводится репортаж корреспондента Радио Свобода в Вашингтоне Владимира Абаринова.

Андрей Шарый:

Правозащитная организация "Хьюмэн Райтс Вотч", штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, призвала лидеров США и стран Европы оказать давление на Москву с тем, чтобы добиться проведения независимого расследования массовых убийств в Чечне - тела людей были найдены в феврале этого года. Организация опубликовала новые свидетельства, касающиеся этого, до сих пор не раскрытого, преступления. С подробностями из Вашингтона наш корреспондент Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов:

Доклад "Хьюмэн Райтс Вотч" объемом в 27 страниц посвящен событию, которое так и не получило удовлетворительного объяснения. В конце февраля этого года в покинутом жителями поселке Дачный, расположенном менее чем в одном километре от главной базы федеральных сил в Чечне, был обнаружен 51 труп. Согласно докладу 19 тел было идентифицировано родственниками. 16 человек из этих 19 были задержаны федеральными войсками, после чего их никто не видел. Две недели спустя власти захоронили остальные трупы, не проводя вскрытие и не собрав никаких свидетельств, которые могли бы помочь установить преступников. "Российские власти, - говорится в докладе, - не предоставили никакой помощи и ресурсов единственному судебно-медицинскому эксперту Чечни, чьим единственным орудием были скальпель и пара резиновых перчаток... Москва обвинила в убийстве чеченских повстанцев и уголовников, - гласит доклад, - однако, территория, где было совершено это преступление, находилась под полным контролем российских федеральных сил с декабря 1999-го года". "Хьюмэн Райтс Вотч" считает проведенное российскими органами расследование совершенно неадекватным.

В апреле Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию, осуждающую серьезные нарушения российскими войсками прав человека в Чечне. Проект резолюции был внесен ЕС и поддержан США. Резолюция содержит призыв провести независимое расследование обвинений под эгидой ООН. Как и в прошлом году в связи с аналогичной резолюцией, Москва отказалась выполнять ее положения.

"Хьюмэн Райтс Вотч" обращает внимание на то, что эта неделя будет критически важной в диалоге России с мировым сообществом. В четверг Владимир Путин встречается с тройкой ЕС, в пятницу Государственный секретарь США Колин Пауэлл принимает в Вашингтоне министра иностранных дел России Игоря Иванова. Правозащитная организация призывает мировых лидеров использовать эти встречи с тем, чтобы оказать дополнительное давление на российские власти и добиться независимого расследования и выполнения резолюций Комиссии ООН по Чечне. "На этой неделе лидерам предоставляется ключевая возможность получить ответы от российского правительства относительно массового захоронения и потребовать серьезного расследования", - говорит Холи Картнер - исполнительный директор "Хьюмэн Райтс Вотч" по Европе и Центральной Азии. Правозащитники считают необходимым провести эксгумацию, идентификацию и вскрытие всех 32 неопознанных трупов и установить причину смерти, расследовать в полном объеме сообщения о нарушениях международных норм гуманитарного права, в том числе о казнях без суда и следствия и исчезновении людей после их задержания федеральными силами, наказать лиц, признанных виновными. Российские власти должны так же, по мнению авторов доклада, пригласить в Чечню специальных докладчиков ООН по пыткам и внесудебным казням и снять все препятствия работе группы содействия ОБСЕ в Чечне.

Доклад о массовом убийстве в поселке Дачное - подчеркивает представители "Хьюмэн Райтс Вотч" - специально приурочен к запланированным встречам западных лидеров с российским руководством.

Андрей Шарый:

О докладе "Хьюмэн Райтс Вотч" я беседовал с одним из его авторов - директором московского офиса Дидериком Лохманом:

Господин Лохман, вы один из авторов доклада - скажите пожалуйста, как ваши эксперты собирали информацию?

Дидерик Лохман:

Мои коллеги ездили в Ингушетию, и там мы брали интервью у примерно 20 человек, которые либо сами являются родственниками тех трупов, которые были найдены в Дачном поселке, или у людей, которые, скажем, искали своих родственников и ходили по базе МЧС, смотрели трупы и потом рассказывали нам о том, что они видели и как все там происходило. К тому же, мы от людей в Чечне тоже получали фотоматериалы, рассматривали материалы, которые собрал правозащитный центр "Мемориал", видеопленки трупов, и все это мы проанализировали для доклада.

Андрей Шарый:

Была ли какая-то реакция представителей российских властей в Чечне на ваши попытки провести независимое расследование того, что случилось в поселке Дачное?

Дидерик Лохман:

У нас нет доступа в Чечню, поэтому мы не смогли сами приехать на место происшествия, и нам это, конечно, сильно мешает, но, в принципе, в Ингушетии мы можем свободно работать. А что касается реакции на наши заявления, то такого не было, и вообще реакция на нашу работу по нарушению прав человека обычно достаточно вялая - либо власти отрицают то, о чем мы говорим, либо они говорят, что мы преувеличиваем - такие реакции обычно следуют на наш доклад.

Андрей Шарый:

Если судить по тому, как развиваются события в Чечне - можно ли сделать вывод о какой-то тенденции? Процесс нарушения прав человека в республике - он носит массовый характер, или идет на убыль?

Дидерик Лохман:

Ситуация, на самом деле, вот уже год очень мало меняется. Военные и омоновцы продолжают проводить "зачистки", в ходе этих "зачисток" люди исчезают, часть их пропадает без вести, часть бьют, часть освобождают за выкуп. Эти характерные нарушения мы уже видим год, и в принципе очень мало меняется. Даже когда в январе ФСБ было поручено руководство операцией - в принципе, с этого момента очень мало изменилось.

Андрей Шарый:

Как вы оцениваете деятельность официальных, скажем так, правозащитных представителей российских властей в Чечне - я имею в виду, в частности, ведомство господина Каламанова - они что-то делают для того, чтобы ситуация с соблюдением прав человека в республике улучшилась хоть как-то?

Дидерик Лохман:

Ну, я бы сказал, что офис господина Каламанова, безусловно, определенным людям в Чечне помогает, например, в получении каких-то официальных удостоверений личности, каких-то других административных проблемах, но когда речь идет о предотвращении нарушений прав человека, то господин Каламанов был назначен больше года назад, и - люди продолжают исчезать, пытки продолжаются. К сожалению, очень часто он пытается в своих высказываниях говорить, что нарушения прав человека имеют, скажем, так эпизодический характер, хотя на самом деле они имеют массовый характер, так что мы не совсем удовлетворены работой господина Каламанова, хотя, безусловно, его офис имеет свои позитивные элементы.

Андрей Шарый:

В заключительной части своего доклада вы, как обычно это делает организация "Хьюмэн Райтс Вотч", формулируете ряд требований или пожеланий - как к российским властям, так и к мировой общественности, или международным организациям. В частности, вы призываете эксгумировать неопознанные тела тех, кто захоронен в поселке Дачное и расследовать обстоятельства гибели этих людей - вы рассчитываете, что российские власти каким то образом могут положительно отреагировать на эти ваши требования?

Дидерик Лохман:

К сожалению, мы уже выдвигали подобные требования в прошлом, и пока никаких мер, которые нас удовлетворяют, не было принято. То есть, расследование по массовому расстрелу в Новых Алдах в феврале 2000-го года - уже больше года назад - там расследование идет очень плохо, хотя мы много раз призывали российские власти провести там нормальное расследование. И я боюсь, что и по этому факту расследование не будет по-настоящему вестись без усиленного давления со стороны международного сообщества. К сожалению, сейчас международное сообщество считает свои экономические интересы и связи с Россией более важными, чем такие моральные принципы, как права человека.

Андрей Шарый:

То есть, вы полагаете, что на череде международных встреч, которые российские представители проводят, по стечению обстоятельств, именно на этой неделе - я имею в виду и визит Генерального секретаря ООН в Москву, и саммит ЕС-Россия, который пройдет в четверг - опять же, в Москве, не будет затронута эта проблема, по крайней мере, ваш доклад не будет упомянут?

Дидерик Лохман:

В принципе во всех этих встречах вопрос о Чечне поднимается. Но сейчас это имеет такой уже характер - они уже сейчас соглашаются, что они общего языка не найдут. То есть, один поднимает вопрос, говорит, что "мы очень озабочены этими нарушениями", а другой говорит: "Ну, вы знаете, мы защищаем мир от международного терроризма", - и на этом все заканчивается, и они уже дальше будут говорить о своих экономических интересах, и так далее. Но таким образом, конечно, ничего меняться не будет.

Андрей Шарый:

В завершение этой темы еще одно сообщение: прокурор Чечни Виктор Дахнов опровергает причастность российских военных к гибели людей, чьи тела были найдены на окраине Грозного. Он сообщил, что следствием уже установлены имена 24 погибших и выясняются причины гибели каждого.

XS
SM
MD
LG