Ссылки для упрощенного доступа

Комиссия ООН отказывается осудить Россию за поведение в Чечне


Ведет программу Андрей Шароградский. Участвует корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин, беседовавший с исполнительным директором Европейского и Центрально-азиатского отдела организации "Хьюман Райтс Уотч" Элизабет Андерсен.

Андрей Шароградский:

Комиссия ООН по правам человека проголосовала против резолюции, предложенной Европейским Союзом и Соединенными Штатами, резолюцией, осуждавшей поведение российской армии в Чечне и призывавшей Москву создать национальную комиссию по расследованию фактов нарушения прав человека. Резолюция была отвергнута перевесом в один голос, причем на стороне России выступили Китай, Куба и ряд других тоталитарных режимов. Это решение комиссии осудили ведущие международные правозащитные организации. Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с исполнительным директором Европейского и Центрально-азиатского отдела организации "Хьюман Райтс Уотч" Элизабет Андерсен.

Юрий Жигалкин:

Критикуя комиссию ООН за отказ осудить российское поведение в Чечне, вы, судя по всему, не принимаете всерьез основного аргумента России, что она прибегает в Чечне к мерам, которых не избежать в борьбе с терроризмом?

Элизабет Андерсен:

Вопрос о том, борется Россия в Чечне с терроризмом или нет, не имеет прямого отношения к проблеме нарушения ею прав человека. Комиссия ООН должна была оценить то, как, какими способами ведет Россия кампанию в Чечне. Результаты исследований и "Хьюман Райтс Уотч", и других правозащитных организаций, подтверждают, что федеральные силы продолжают вести военную кампанию, не обращая внимания на соблюдение гражданских прав мирного населения, постоянно нарушая их. Лишь в последние месяцы мы вскрыли множество фактов незаконного задержания людей в результате так называемых операций по зачистке, и, что очень тревожно, зафиксировано большее число пропавших из числа задержанных федеральными силами.

Юрий Жигалкин:

Означает ли это, что заявления Москвы о том, что она пытается заставить свои войска действовать согласно общепринятым цивилизованным нормам, не соответствует истине?

Элизабет Андерсен:

Действительно, мы стали свидетелями некоторых позитивных шагов. В последнее время были изданы указы о том, что операции по зачистке должны производиться при участии гражданских прокуроров, о том, что сотрудники сил безопасности должны предъявить удостоверения при задержании людей. Но разговоры об этом шли и раньше, и ни к чему не приводили. Поэтому, мы скептично относимся и к этим указам. Они могли быть лишь пропагандистской акцией Москвы, попыткой выглядеть лучше накануне заседания комиссии в Женеве.

Юрий Жигалкин:

Какими, как вы думаете, могут быть последствия этого неожиданного решения комиссии ООН для ситуации в Чечне?

Элизабет Андерсен:

Я думаю, что такое решение комиссии по правам человека дает российским властям порочный сигнал. Они могут прочитать его, как одобрение их чеченской тактики. Нам лишь остается надеяться, что, несмотря на провал резолюции с осуждением России в комиссии ООН, отдельные государства-члены комиссии будут продолжать требовать от России уважения прав человека в Чечне.

XS
SM
MD
LG