Ссылки для упрощенного доступа

Новые правила проведения "спецопераций" в Чечне


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: обозреватель Радио Свобода Олег Кусов, корреспонденты РС: на Северном Кавказе - Муса Хасанов, и в Москве - Михаил Саленков, он беседовал с членом совета правозащитного центра "Мемориал" Александром Черкасовым.

Андрей Шарый:

Спецоперации в Чечне отныне будут проводиться только с личного разрешения командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе. Командующий группировкой Владимир Молтенской отдал приказ об этом по просьбе правозащитных организаций. Теперь военнослужащие, проводя проверки в домах, должны будут предъявлять документы, а списки задержанных передавать местным властям. Над темой работал обозреватель Радио Свобода Олег Кусов:

Олег Кусов:

Местные власти быстро отреагировали на приказ Молтенского. Глава правительства Чечни Станислав Ильясов заявил, что приказ № 80 появился после совместного совещания в Грозном военных и гражданских руководителей, на котором шел тяжелый разговор о недавних спецоперациях в селении Старые Атаги. Рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Муса Хасанов:

Муса Хасанов:

В приказе содержится указание усилить соблюдение прав граждан Чечни при проведении спецопераций в населенных пунктах республики, а также определяются обязанности военнослужащих, участвующих в спецоперациях. После каждой так называемой "зачистки", которая проводится в присутствии представителей прокуратуры, местных администраций и органов внутренних дел, должен составляться список задержанных, который по окончании операции передается в районную прокуратуру и главе местной администрации. Глава правительства Чечни Станислав Ильясов, выступая по местному телевидению, заявил, что приказ Молтенского стал результатом прошедшего накануне совещания по подтверждению итогов правонарушений, допущенных российскими силовыми подразделениями в селе Старые Атаги Грозненско-сельского района в ходе "зачисток" в начале марта. На совещании получился позитивный диалог между военными и представителями правительства Чечни - подтвердил Станислав Ильясов.

Олег Кусов:

Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" расценивают приказ командующего российской группировкой № 80 как незначительную победу права в Чечне. Некоторые их прежние требования по изменению характера так называемых "зачисток" нашли в этом приказе свое отражение. В частности, это относится к первому пункту приказа, согласно которому разрешение на проведение спецопераций должен выдавать лично командующий группировкой, и к пятому пункту - о необходимости возбуждать уголовные дела по фактам мародерства, физического и морального оскорбления людей во время спецопераций. Наш корреспондент Михаил Саленков побеседовал с членом совета правозащитного центра "Мемориал" Александром Черкасовым:

Александр Черкасов:

На встрече в Знаменском в январе командующий Объединенной группировкой Молтенской легко согласился с выполнением трех простых условий. Во-первых, читаемые и видимые номера на технике, во-вторых, старший каждой группы, входящей в дом, представляется, называет себя и структуру, от которой он действует. Третье -это то, что по итогам каждой спецоперации составляется список задержанных, который незамедлительно передается в сельскую администрацию. Минимальный контроль за тысячами военных, проводящих спецоперацию в населенном пункте, это могло бы дать. Есть еще два важных пункта, первый и пятый, которые должны способствовать, во-первых, большей управляемости войск, то есть исключить самодеятельность по проведению "зачисток" и так далее, потому что у нас сложилось четкое впечатление, что старшие начальники не контролируют деятельность частей и подразделений, которые, по идее, должны им подчиняться; что многое из того, что делается, делается по личной инициативе, с выгодой или без выгоды. Пятый пункт приказа призван повысить дисциплину уже среди рядового состава, собственно среди бойцов и офицеров. Невозможно дальше допускать разложение силовых структур, которые теряют управляемость.

Михаил Саленков:

Как вы полагаете, на самом деле этот приказа будет действовать, как-то изменится ситуация в Чечне с "зачистками"?

Александр Черкасов:

Приказ может помочь спасти кого-то. Может помочь в какой-то степени улучшить ситуацию только, если этому будут способствовать и администрация населенных пунктов, сами жители Чечни, правозащитники, журналисты и так далее. Просто в правовой вакуум, который сейчас имеет место в Чечне, вносится какая-то точка отсчета для порядка.

Олег Кусов:

Приказ о новом порядке проведения спецопераций в Чечне получил одобрительные отзывы у помощника президента России Сергея Ястржембского, спецпредставителя президента России по соблюдению прав и свобод человека в Чечне Владимира Каламанова, прокурора Чечни Всеволода Чернова. По их мнению, этот приказ оздоровит ситуацию в республике, позволит укрепить здесь законность. Пожалуй, впервые в своих оценках объединились кремлевские и независимые правозащитники, военные, представители правоохранительных органов и гражданские власти Чечни. Благие намерения командующего Молтенского позволили этим людям отыскать общий язык. Мне представляется, что только в этом и заключается польза от приказа №80. На практике это формальный документ для служебного пользования. Формальность приказа командующего в том, что он существенно не ограничивает действия силовых структур в Чечне, а, следовательно, не меняет характера взаимоотношений между военными и местной властью. Местная власть по-прежнему бесправна. Это значит, что Конституция России на территории Чечни не действует, республикой управляют генералы, наплодившие за последние годы большое количество приказов для служебного пользования. Читая эти документы, офицеры иронизируют - приказы, мол, пишутся только для того, чтобы их нарушать. Если на территории Чечни формальной бумагой остаются ключевые федеральные законы, кто же здесь станет серьезно относиться к очередному приказу командующего группировкой?

XS
SM
MD
LG