Ссылки для упрощенного доступа

"Камуфляж, как странная сыпь при тяжелой болезни, въедается в российскую кожу..."


Тему ведет Олег Кусов. Участвует член правления правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

Ведущий итогового информационного часа Андрей Шарый:

Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" заявили в понедельник, что опознаны 16 тел убитых, обнаруженных недавно в захоронении у российской военной базы Ханкала. По данным правозащитников, над ними была учинена расправа. Рассказывает Олег Кусов:

Олег Кусов:

Изучив документальные материалы о захоронении вблизи Ханкалы, исполнительный директор правозащитного центра "Мемориал" Татьяна Касаткина заметила, что это место следует называть иначе: "свалкой убитых людей". Невозможно подсчитать даже приблизительно число брошенных в яму трупов у дачного поселка "Здоровье", что находится вблизи от военной базы Ханкала, и, тем более, невозможно всех опознать. "Мемориалу" удалось опознать только 16 трупов, а, по словам председателя совета "Мемориала" Олега Орлова, это малая часть всех захороненных в яме. Между тем, прокурор Чечни Всеволод Чернов заявляет, что все необходимые экспертизы были проведены - установлена причина смерти каждого из погибших. Это заявление прокурора сотрудники "Мемориала" не считают нужным. Они утверждают, что в Грозном нет даже условий для проведения полноценной медицинской экспертизы.

Следует заметить, что грозненский судмедэксперт располагает сегодня лишь резиновыми перчатками и скальпелем. Правозащитники убеждены, что в яму под Ханкалой попали трупы чеченцев, многих из которых родственники разыскивали уже более года. О насильственной смерти этих людей говорят следы истязаний и пыток на их телах.

В понедельник в конференц-зале редакции "Московского Комсомольца" сотрудники "Мемориала" продемонстрировали фотографии убитых. Например, у 23-х летнего чеченца Магомеда Мальсагова военными был снят скальп. Правозащитников удивила реакция военных - они пытаются доказать, что в захоронении в основном находятся тела убитых бойцов чеченских отрядов. Сотрудники "Мемориала" не исключают того, что среди погибших есть и такие чеченцы. Но вполне понятно, что в ямы их тела попали не по приговору суда. Исполнительный директор правозащитного центра Татьяна Касаткина считает, что внесудебная расправа стала для Чечни обыденным явлением. Степень вины человека и его наказания зачастую на месте определяет любой российский офицер. Сотрудникам "Мемориала" удалось заполучить видеосъемку досмотра пассажирского автобуса в пригороде Грозного. К офицеру, стоящему у автобуса, подводят молодого бородатого человека в армейском бушлате. Бородач назвался ингушом из Назрани Хаджимуратом Яндиевым. Офицер грубо спрашивает его, есть ли у него оружие. Яндиев говорит, что нет. Офицер приказывает Яндиеву вывернуть карманы. В одном из них он находит мусульманский символ."Откуда взял бушлат"? - спрашивает российский офицер. "У солдата-федерала", - отвечает ингуш. Офицеру этого хватает, чтобы обвинить Яндиева в участии в незаконных вооруженных формированиях. Он приказывает подчиненным отвести Яндиева за автобус и расстрелять. Военные выполняют приказ почти на глазах у других пассажиров. Не исключено, что в яме у Ханкалы захоронены и такие "участники чеченских вооруженных формирований".

По сведениям правозащитников, у Ханкалы захоронены и российские военные - их личности до сих пор не установлены. Член правления правозащитного центра Александр Черкасов утверждает, что российских политиков и генералов не интересует судьба своих людей.

Александр Черкасов:

Жизнь отдельного человека для них, в общем, ничего не значит. Эти цифры - аргумент в политической игре. То, что произошло сейчас с останками, найденными у Ханкалы - следствие такого же отношения. Вот, 17 человек погибших опознали, а всех захоронили, не проведя минимально необходимый объем работ для того, чтобы их дальше можно было идентифицировать, похоронить, в конце концов, каждого в собственной могиле. Вот это отношение - отсутствие интереса в обществе к отдельному человеку - и порождает огромные цифры человеческих жертв. К сожалению, теперь в России, в российском государстве, в российском обществе нет действительного интереса и действительной боли по поводу того, сколько же действительно наших соотечественников погибло в эту вторую чеченскую войну.

Олег Кусов:

"Военные в Чечне развращены произволом", - считает Александр Черкасов:

Александр Черкасов:

Привычка к безнаказанности пагубна для всех. И, кстати, те случаи, когда все-таки военных привлекают к ответственности, свидетельствуют о том, что эти люди опасны и для своего военного начальства. В самом деле, полковника Буданова арестовали не только за то, что он похитил, изнасиловал и убил девушку, но когда при ее поисках для выяснения того, что собственно происходит в 160-м танковом полку, туда отправились два генерала, и Буданов чуть ли не приказал арестовать своим подчиненным прибывшую комиссию, а те едва было не открыли огонь - тут-то Буданов и был арестован. Оказался опасен для собственного командования...

Олег Кусов:

Александр Черкасов убежден, что прошедшие Чечню военные представляют опасность и для своего общества: люди, привыкшие к силовым решениям проблемы, пройдя через массовые убийства соотечественников, могут вести себя аналогично и после войны:

Александр Черкасов:

Камуфляж, как странная сыпь при тяжелой болезни, въедается в российскую кожу. Долго ли болеют этой болезною, как тяжело от этой кожи избавиться - мы знаем по опыту многих стран, которые переболели...

Олег Кусов:

Пока же правозащитники получают новые сигналы о массовых захоронениях и чеченцев, и военных на территории республики.

XS
SM
MD
LG