Ссылки для упрощенного доступа

Пропагандистская кампания вокруг выдачи Удугова


Олег Кусов, Москва:

Национальное бюро Интерпола при МВД России подготовило документы о розыске одного из лидеров чеченского сопротивления Мовлади Удугова. Эти документы направлены в 10 стран, в которых он может находиться. В ответ на просьбу российских правоохранительных структур о выдаче Мовлади Удугова, пришел ответ только из Турции. Он носит больше формальный характер. Из Анкары сообщили, что готовы рассмотреть дополнительные документы на этого человека. В России Удугова обвиняют заочно по 279-й статье Уголовного кодекса (вооруженный мятеж). Российские власти утверждают, что Мовлади Удугов является одним из главных организаторов и участников нападений чеченских вооруженных отрядов на Дагестан в августе-сентябре 1999-го года.

Российская сторона оперативно отреагировала на намерение турецких властей познакомиться с досье на обвиняемого в вооруженном мятеже человека. Помощник президента Сергей Ястржембский отметил, что "позиция Турции заслуживает поддержки и одобрения". Он объяснил это антитеррористической солидарностью многих стран, желанием Анкары участвовать в борьбе с международными террористами. Создается впечатление, что Москву в этой ситуации больше интересует даже не Мовлади Удугов, а пропагандистский эффект от его поисков. Сергей Ястрежембский, приведя ответ турецкой стороны, в очередной раз отыскал формальное одобрение позиции Кремля, который утверждает, что между лидерами чеченского сопротивления и международными террористами существует связь. Для официальной Москвы - это еще одна возможность громко заявить о чеченской проблеме, как о составляющей проблемы "международного терроризма".

На самом деле, для турецкой стороны эта история пока не является поводом для политических заявлений. Турецкие правоохранительные органы проявляют лишь служебную пунктуальность, прося у российской стороны дополнительные документы на подозреваемого человека. Тем более, что Мовлади Удугова, по некоторым данным, в Турции нет.

Мовлади Удугов остается одним из немногих лидеров чеченского сопротивления, которые заняли руководящие посты еще во времена Джохара Дудаева. Он считает себя главным идеологом чеченской независимости. В годы первой военной кампании Удугову удалось наладить связи с ведущими иностранными и российскими изданиями. Он предлагал им официальную точку зрения руководства Ичкерии на военные события в регионе. Действовал более оперативно и профессионально, чем пропагандисты официальной Москвы. Опередить конкурентов из многочисленных российских пресс-центров на территории Чечни, на самом деле, Удугову было в те годы не сложно. В отличие он сотрудников пресс-служб, у него был спутниковый телефон, по которому он мог связываться с мировыми изданиями. Удугов просто не ленился звонить по этому телефону. Сотрудники российских пресс-центров, а ими, как правило, были, военные журналисты, видели свою задачу в другом. В основном, они пытались только ограничивать работу журналистов, чувствовали себя властными надсмотрщиками над гражданскими коллегами. Неудивительно, что точка зрения ичкерийских властей в те годы чаще была в центре внимания международной и российской общественности, чем запоздалые опровержения Москвы.

Надо сказать, что во второй чеченской кампании Москва учла прошлые ошибки. Федеральный центр в начале 2000-го года поручил пропаганду своему Удугову - Сергею Ястржембскому. Стиль работы этих идеологов очень похож. Довольно часто, исходящая от них информация оказывается, мягко говоря, не правдивой. Видимо поэтому многие ведущие мировые издания сегодня потеряли доверие к ним обоим.

В период второй военной кампании Удугов чуть ли не в числе первых покинул пределы Чечни. Ныне он выпускает интернет-сайт, пытается наладить контакты с ведущими изданиями. Былого доверия к своей деятельности ему вернуть не удалось. Президент Ичкерии Аслан Масхадов пытается доказать, что Мовлади Удугов уже не имеет отношения к руководству чеченского сопротивления. Ещё в августе 1999-го года Масхадов своим указом вывел его из состава Совета Безопасности Чечни. Ичкерийский президент обвинил тогда Удугова в "подрыве авторитета Чеченской Республики", а фактически признал его участие в подготовке нападения на Дагестан преступлением. Постепенно Мовлади Удугов в период второй чеченской кампании растерял и влияние на чеченское сопротивление, и свои былые связи в мире прессы. Сегодня он стал уже неопасным человеком для федерального центра.

Компания вокруг Удугова, скорее всего, носит пропагандистский характер. Турции выдавать некого. В Чечне об Удугове стали забывать. Только Москва пытается убедить всех, что справедливое возмездие скоро может настигнуть еще одного ключевого лидера чеченского терроризма.

XS
SM
MD
LG