Ссылки для упрощенного доступа

АПЛ "Курск" в доке поселка Росляково - работы, сведения, домыслы


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый беседует с корреспондентом Радио Свобода в Мурманске Андреем Королевым.

Андрей Шарый:

12 тел погибших моряков извлечены из АПЛ "Курск", поднятой со дна Баренцева моря и установленной в доке поселка Росляково. В прямом эфире Радио Свобода по телефону из Мурманска наш корреспондент Андрей Королев. Андрей, что известно о состоянии атомного крейсера, и что журналисты могут увидеть своими глазами?

Андрей Королев:

Я хотел бы предварить разговор о состоянии атомного крейсера только что поступившей информацией: по предварительным данным один из погибших подводников, тела которых обнаружены внутри подлодки, идентифицирован как капитан медицинской службы Алексей Станкевич, тело которого было обнаружено в четвертом отсеке. Однако, у нас пока нет официальных данных. То, что работы внутри подлодки начнутся именно с девятого отсека, не удивило никого. И год назад, когда "Курск" лежал на дне Баренцева моря, девятый отсек-убежище оказался самым доступным. Напомню, именно из него были извлечены тела 12 подводников. Генпрокурор России Владимир Устинов доверился содержавшимся в записке капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова данным о том, что в отсеке смогли укрыться 23 человека. Решил пойти по наиболее эффективному пути. Кроме того, по словам генпрокурора, девятый отсек практически не пострадал во время взрыва в носовой части корабля, что позволило следователям попасть в восьмой, седьмой и шестой реакторный отсеки.

Далее дела пойдут, судя по всему, намного сложнее. По свидетельству главнокомандующего ВМФ адмирала Куроедова, все носовые отсеки вплоть до третьего подверглись значительным разрушениям, их внутренности представляют собой сплошное нагромождение из металла, различных приборов и, скорее всего, человеческих тел. Видимо, на момент взрыва основная часть экипажа находилась в первых двух или трех отсеках. Адмирал Куроедов постоянно напоминает, что за несколько мгновений до катастрофы лодка готовилась совершить всплытие для проведения учебной стрельбы. Это означает, что весь экипаж находился на своих штатных местах и поэтому его большая часть погибла уже в первые секунды. Между тем, когда об этом говорит адмирал Куроедов, любопытно наблюдать за реакцией генпрокурора Устинова. Возникает ощущение, что за внешней непроницаемостью он прячет недоверие.

Понятно, что кормовые отсеки вряд ли хранят тайну гибели "Курска". Активные работы здесь обусловлены, прежде всего необходимостью найти части тел моряков, а также намерением специалистов удостовериться в безопасности ядерных установок. Однако, основной интерес следователей, конечно, распространяется на носовую часть корабля, где могут оставаться в сохранности бортовые самописцы, на которых обычно фиксируются все команды командира подлодки во время проведения каких-либо "активных действий". Под "активными действиями" как раз и подразумевается то, что год назад "Курск" готовился к всплытию для нанесения учебного удара по мишеням. Владимир Куроедов не может не понимать того, что записывающие устройства могут хранить данные, не совпадающие с его версией о столкновении с иностранным подводным объектом. Отчасти может именно этим объясняется его настойчивое требование начинать обследование "Курска" именно с девятого отсека. Сама лодка находится во вполне нормальном состоянии - в том, в каком она может находиться через год после катастрофы. Во всяком случае, военные отмечают, что все ожидали гораздо худшего.

Андрей Шарый:

Андрей, а каков режим работы в доке Росляково? Могут ли журналисты получить доступ к ракетоносцу?

Андрей Королев:

Наблюдатели уже успели отметить, что представители правоохранительных органов общаются с прессой гораздо охотнее, чем это делали адмиралы. Пока это общение ограничивается констатацией сиюминутных фактов - достали столько-то тел, проникли в такой-то отсек. Прессе демонстрируют так называемые "пуловки" - видеокадры, сделанные операторами ОРТ и РТР, на которых запечатлена подводная лодка. Причем ракурсы выбираются так, чтобы журналисты и телезрители не могли видеть носовую часть корабля, наиболее пострадавшую от прошлогодних взрывов. Это тоже странно, поскольку, как уверяют военные, основная доля государственной тайны - отделенный первый отсек - покоится на дне Баренцева моря и будет извлекаться на поверхность лишь в будущем году. Поэтому даже самое тщательное расследование внутри подлодки все равно не будет означать какого-то существенного результата. Вообще наблюдатели уже успели отметить, что нынешние манеры поведения военных чинов не совсем характерны для людей в погонах. Обыкновенно они широко демонстрируют свои достижения, особенно, когда они уникальны. Операция по подъему погибшей подлодки без сомнения является беспрецедентным фактом в новейшей истории ВМФ, однако, по мало понятным причинам ее наиболее интересные технологические детали не предаются огласке. Более того, они окружены плотной завесой тайны и журналистам остается уповать на утечку информации из компании "Маммут". Практика прошлого года, когда норвежские водолазы после окончания операции по эвакуации тел 12 погибших подводников стали отвечать на вопросы журналистов, показала, что иностранные специалисты словоохотливее своих российских коллег. Правда, сейчас главком ВМФ России адмирал Куроедов и командующий Северным Флотом адмирал Попов появляются перед телекамерами гораздо чаще, чем это было во время операции по подъему атомохода. Но это, скорее всего, объясняется лишь близким присутствием генерального прокурора.

Андрей Шарый:

Андрей, а вам известно, как выглядят носовые отсеки подводной лодки?

Андрей Королев:

Нам неизвестно, как выглядят носовые отсеки подводной лодки, я еще раз повторяю, мы получаем информацию только с видеокартинки, которую предоставляют нам операторы, обслуживающие бригаду генпрокурора.

Андрей Шарый:

А что известно о том, как идут работы и какие именно идут работы в шестом реакторном отсеке?

Андрей Королев:

Надо сказать, что, скорее всего, ядерные установки атомохода в действительности находятся в безопасном состоянии. Наши источники на судоремонтном заводе в поселке Росляково отмечают, во всяком случае, что их дозиметры фиксируют фоновые значения, не превышающие обычные для этой местности показатели - 5-6 микрорентген в час. Никаких беспокойств не высказывают и специалисты-радиологи, в пятницу, по сообщению адмирала Попова, проникшие в шестой реакторный отсек, который оказался свободным от воды и практически не подвергся разрушению. Здесь тоже есть доля скандала. Наши источники не подтверждают эту информацию, заявляя, что специалисты в течение дня не смогли открыть люк шестого отсека. Уточнить ситуацию пока не удается. Военные отказываются что-либо комментировать, но и не опровергают информацию наших источников. Если специалистам удастся попасть в отсек, то они приступят к работам по "приведению реакторов в состояние абсолютной безопасности". Такое заявление сделал командующий Северным Флотом адмирал Попов. Что это означает - мало кто понимает, но адмирал дает понять, что специалисты должны обрезать все кабели, заварить проемы, чтобы "привести реактор в такое состояние, когда его возбуждение станет невозможным", - я процитировал адмирала Попова. Надо сказать, что подобные операции проводятся, когда списанные подлодки отправляются на утилизацию.

Андрей Шарый:

Андрей, каковы планы выгрузки ракетного комплекса из атомохода? Известно ли это?

Андрей Королев:

Да, это уже известно, известно достаточно хорошо и в этом смысле военным, видимо, стоит верить, хотя и верить на слово. Действительно, ракетные шахты, расположенные в легком корпусе со второго по пятый отсек, будут выгружаться в штатном режиме. Лишь одна из шахт заполнена водой, но слить воду не представляет большой сложности, поэтому ракеты будут выгружаться в так называемом штатном режиме, то есть, как с обычной подлодки, вернувшейся с боевой службы.

XS
SM
MD
LG