Ссылки для упрощенного доступа

Насколько реально соблюдение сроков операции по подъему АПЛ "Курск"


Андрей Шарый:

Операция по подъему АПЛ "Курск" со дна Баренцева моря пройдет в назначенные сроки. Такое заявление сделал в пятницу на пресс-конференции в Санкт-Петербурге начальник ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский. Рассказывает Виктор Резунков:

Виктор Резунков:

По словам Игоря Спасского, ему неизвестно заявление вице-адмирала Михаила Моцака о том, что при форс-мажорных обстоятельствах работы на месте катастрофы "Курска" могут быть продолжены и в октябре, и в ноябре этого года. Игорь Спасский убежден: подъем "Курска" состоится, как и намечено, 15 сентября:

Игорь Спасский:

Я пока не хочу даже слышать о переносах, честно говоря. Нельзя расхолаживать - прогнозировать. В уме - да, мы можем, имеем право, но называть какие-то новые сроки - категорически против этого. У нас есть задача - 15-го поднимать, надо подойти к этому рубежу, а потом посмотреть, что действительно мы будем иметь, а дальше - как природа нам даст.

Виктор Резунков:

Судя по всему, это заявление можно расценить как излишне оптимистическое. Вице-премьер Илья Клебанов более осторожен в вопросах сроков окончания операции по подъему "Курска". По его словам этот срок может сдвинуться на неделю, а то и еще больше. И хотя 15 сентября и должно, по его словам, стать днем физического подъема лодки и ее пристыковки к барже, из-за большого количества штормовых дней в Баренцевом море дата окончания операции по подъему "Курска" может, по словам Ильи Клебанова, сдвинуться с 20 на 27 сентября. Следовательно, может сдвинуться и дата подъема лодки. Как бы там ни было, после подъема лодки со дна моря ее надо будет заводить в док. И здесь придется решать еще одну серьезную задачу: ведь высота "Курска" гораздо больше, чем осадка баржи "Giant", к днищу которой лодка и будет прикреплена. Теоретически, как заявил Игорь Спасский, эта задача уже решена:

Игорь Спасский:

Вы представляете себе, что такое баржа, огромная баржа. Когда к этой барже внизу будет прикреплена подводная лодка, достаточно прочно она подтянута будет, общая осадка получается около 23 метров, а чтобы в док зайти надо иметь осадку - ну, 13, 5 метров. Иначе просто через порог не перескочишь. Вот поэтому всю эту систему - баржа плюс подводная лодка - будут поднимать наверх, и по существу баржа оказывается на воздухе, дальше осадку определяет уже подвешенная под ней подводная лодка. Поэтому вот понтоны, которые мы подводим под баржу - они такие сапожкообразные, будут подведены, закреплены, затем откачана вода и вот они поднимут всю эту систему до такой, как говорится, величины, когда осадка будет примерно 13, 5 метров. И тогда спокойненько мы зайдем в док.

Виктор Резунков:

Касаясь вопроса о подъеме первого отсека - операция по резке носовой части "Курска" началась уже в пятницу - Игорь Спасский рассказал о причине аварии лодки:

Игорь Спасский:

В районе корпуса первого отсека пробоины не было, мы никогда ее там не найдем. Потому что не было этой причины. Причина аварии заключается в том, что какие-то получились воздействия на торпедный аппарат, в котором располагалась вот эта практическая торпеда, не боевая, и которые вызвали ее взрыв. Вот тут может быть ее причина. Да, в носовую оконечность - ну теоретически могли или надводные, или подводные суда - я не знаю, можно рассматривать всякие... Какое-то внешнее воздействие. Хотя на таких глубинах надводный корабль никакой достать ее бы не мог - все-таки глубина метров 30 была там. Ну вот, теоретически рассматривается вопрос ударения подводной лодкой, или воздействия взрыва мины - тоже можно повредить было торпедный аппарат, который в дальнейшем уже вызвал взрыв торпеды, а взрыв торпеды повлиял на целый физический процесс, который повлиял на первый отсек и создал там условия для детонации боезапаса. Поэтому, мы будем искать и отрезать корпусные конструкции в носовой части, а не там, где мы будем отрезать. Там, где мы будем отрезать, мы досконально осмотрели все. Там нормальное явление было взрыва внутреннего, который повлек все характерные деформации корпуса в этих районах.

Виктор Резунков:

Резка носовой части корпуса "Курска", по мнению Игоря Спасского, не создаст никакой угрозы с точки зрения радиационной безопасности. Проект подъема первого отсека будет готов к ноябрю этого года. Главное сейчас, по словам Игоря Спасского - попасть в окно хорошей погоды и в срок поднять "Курск".

Андрей Шарый:

Заявление руководителя операции по подъему АПЛ "Курск" я попрошу прокомментировать корреспондента Радио Свобода в Мурманске Андрея Королева. Андрей уже больше года следит за событиями - сначала трагедией "Курска", а потом тем, что происходит вокруг этой подводной лодки, и я думаю, он стал уже великолепным экспертом в этой области. Андрей, на ваш взгляд, насколько реально соблюдение сроков операции?

Андрей Королев:

Надо сказать, что оптимистические заявления о точных сроках операции по непосредственному подъему "Курска" звучат из обеих российских столиц, предельно далеких от места проведения работ. Безусловно, блестящий ученый, конструктор уникальных подводных лодок академик Спасский не может влиять на фактор, который называется погода. Нам хорошо известно, что непогода не единожды корректировала сроки работ на корпусе лодки, и то, что сейчас военные заявляют об успехе первой фазы операции - когда все 26 технологических отверстий были вырезаны к 29 августа, скорее всего, говорит лишь о профессионализме водолазов, но никак не о тщательности подготовки операции. Ну и к тому же нам стало известно, что изначально все технологические окна по плану должны были быть вырезаны к 21 - 23 августа. Все это также свидетельствует о, как минимум, недельном отставании от графика. В Мурманске уже обратили внимание на заявления академика Спасского том, что нельзя расхолаживать общественность прогнозами, но такими прогнозами занимаются отнюдь не наблюдатели и не журналисты, а профессионалы из метеорологических ведомств. Они вновь обещают ухудшение погодных условий, что может повлиять на перенос сроков подъема лодки и на октябрь, и на ноябрь, о чем, кстати, несколько дней назад широко заявлял и командир эскадры особого назначения вице-адмирал Михаил Моцак. Академик Спасский не мог не слышать этого заявления. Ну и, конечно, наделало шуму заявление вице-премьера правительства России Ильи Клебанова о том, что вовремя, в соответствии с планом, операцию по подъему "Курска" завершить не удастся. Свое раздражение по этому поводу высказал главком Северного Флота адмирал Владимир Куроедов. Он в пятницу прибыл в Североморск. Он полагает, что Илья Клебанов напрасно поднимает панику в то время, когда активная фаза операции уже практически началась. Правда, адмирал Куроедов говорил об этом еще до отправки в точку катастрофы, и не исключено, что, побывав там, он изменит свою точку зрения.

Андрей Шарый:

Андрей, Бог с ними, с разными, противоречащими порой другу другу, высказываниями российских чиновников, в конце концов, каждый из них, вероятно, может иметь свою точку зрения и высказывать ее публично. Погодные условия в районе катастрофы "Курска", вообще, теоретически - до какого времени позволяют там работать водолазам и вообще проводить спецоперации?

Андрей Королев:

Мы можем исходить из опыта прошлого года, когда в октябре довольно успешно проводились работы по эвакуации тел погибших моряков. Как мы помним, было эвакуировано 12 тел. Но в этом году мурманские метеорологи, а их прогнозы значительно отличаются от прогнозов метеорологов московских, и практика показывает, что прогнозы мурманских ученых значительно точнее, уже сейчас говорят о том, что дня через три-четыре погода в Баренцевом море опять значительно ухудшиться. Сейчас погода стоит, в общем, довольно неплохая, вполне приемлемая для проведения подводных работ, установки якорей и начала вырезания первого отсека. Но вообще вторая половина сентября, как правило, очень штормовая, мы ощущаем это здесь, в Мурманске, далеком, в общем, от моря, что происходит в море - можно себе только представить.

Андрей Шарый:

Что-то случилось с торпедным аппаратом - заявил академик Спасский. Не он первый говорит об этом, и, судя по всему, это одна из основных версий трагедии "Курска". На ваш взгляд - что говорят в Мурманске - будет ли, в конце концов, поставлена точка, будет ли установлена причина трагедии?

Андрей Королев:

Точка поставлена, безусловно, не будет, по крайней мере, в ближайшие два-три года. Практика изучения причин трагедии подводной лодки "Комсомолец" нам это подсказывает. Я бы хотел сказать вот о чем: совершенно не случайно академик Спасский заговорил о торпедном отсеке - есть у наблюдателей в Мурманске такое ощущение, что, скорее всего, руководители операции и военные, в частности, к сожалению военных, вынуждены будут свести все к человеческому фактору. Они постепенно к этому подводят общественность. Они опять вновь говорят о торпедном отсеке, о том, что все-таки, прежде всего, взрыв торпеды стал первопричиной катастрофы лодки. Сегодня академик Спасский совершенно ясно дал понять, что никакого внешнего воздействия на лодку не было, и очевидно с этой точкой зрения следует согласиться. Скорее всего, что-то произошло внутри торпедного отсека, и еще раз повторюсь: скорее всего, военные, в конце концов, признают причину катастрофы лодки - человеческий фактор.

XS
SM
MD
LG