Ссылки для упрощенного доступа

Валентина Матвиенко в Видяево была потрясена условиями, в которых живут российские моряки


Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев. С ним беседовал Дмитрий Волчек.

Андрей Королев:

Вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко сегодня сначала прилетела в Североморск, а затем отправилась в Видяево - на базу Северного Флота. В Доме Офицеров состоялась ее встреча с основной частью родственников погибшего экипажа "Курска". Валентина Матвиенко на этой встрече вновь подтвердила, что в качестве дополнительной, как она сказала, финансовой помощи, всем родственникам выделено по 720 тысяч рублей - эти деньги предназначены для каждой из семей затонувших членов экипажа субмарины. Валентина Матвиенко продемонстрировала эти сберкнижки, на которые, по ее словам, эти деньги уже перечислены. Также она сказала, что уже сегодня в любой сберкассе России родственники могут воспользоваться этими сберкнижками и снять необходимую сумму. Но нам - журналистам, не удалось в этом удостовериться, потому что единственная сберкасса в поселке Видяево в этот день почему-то не работала, что, как нам сказали, никак не связано с визитом Матвиенко и попытками журналистов проверить ее слова. Кроме того, Валентина Матвиенко сказала, что помимо этой помощи в течении двух недель Военно-страховая компания России выплатит семьям погибших моряков предусмотренную законом страховую компенсацию в размере 120 окладов на семью и 25 окладов каждому члену семьи. Таким образом, общая сумма выплат, которые будут произведены Военно-Страховой компанией, составит около 23 миллионов рублей.

На этой встреча и закончилась. Далее Валентина Матвиенко совершила небольшую экскурсию по поселку Видяево и призналась затем, что просто пришла в ужас от увиденного, от тех условий, в которых проживает, как она сказала, элита ВМФ России. Можно себе представить эти жилые дома, которые иначе, чем бараками, назвать очень трудно, обшарпанные стены в парадных, совершенно запущенные дворы. Валентина Матвиенко даже представить себе не могла, что российские моряки могут жить в таких условиях, как она сама призналась.

Дмитрий Волчек:

Вы сказали, что она встретилась с "основной частью" родственников. То есть, не все родственники погибших согласились встретиться с вице-премьером?

Андрей Королев:

Здесь в поселке Видяево сложилась некая "инициативная группа" - я бы так ее назвал, из 15 семей, которые очень внимательно следят за всеми этими телодвижениями российских властей и военных, и которые наиболее критически оценивают всякий шаг этих людей в погонах и начиненных властью. Не сказать, что это актив, но некая ячейка, которая как здесь уже поговаривают, "на смерти собственных родственников зарабатывает себе политические дивиденды". Я бы, конечно, избегал таких жестких оценок, но, тем не менее, эти люди сразу по приезду в Видяево вступили в некую такую оппозицию. Они стали выступать первыми за отмену траурных мероприятий на месте гибели подлодки "Курск". Они же сегодня отказались от встречи с Валентиной Матвиенко. Они обосновали это тем, что, по их мнению, военное командование и правительство России, и все российские чиновники пытаются переложить всю ответственность за катастрофу на плечи ни в чем не повинной, хотя и наделенной полномочиями вице-премьера, женщины. В самом деле, здесь ведь людей больше всего интересует не столько материальная сторона этого вопроса, сколько, я бы сказал, практическая - люди по-прежнему задаются вопросом: "Что случилось с "Курском", как допустили гибель его экипажа, кто виноват"? На этот вопрос Валентина Матвиенко, естественно, ответа дать не может.

Дмитрий Волчек:

Есть ли новые подробности, связанные с уголовным делом, возбужденным по факту гибели подлодки?

Андрей Королев:

Да, и эти подробности обрастают всевозможными слухами и версиями. Среди возможных фигурантов уголовного дела юристы называют должностных лиц - министра обороны Сергеева и Главкома ВМФ Куроедова, командующего Северным Флотом Попова. По словам юристов, им может быть предъявлено обвинение по статье 125-й УПК России - "оставление в опасности". Юристы их действия во время аварии на "Курске" квалифицируют как "заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии, и лишенного возможности принять меры к самосохранению в силу своей беспомощности". Виновные в этом преступлении штрафуется на 50 или 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть, на 6500 или 13000 рублей. Этих виновных, если это крупные должностные лица, могут арестовать на срок до трех месяцев или привлечь к исправительным работам на срок до года.

Кроме того, к высокопоставленным должностным лицам можно применит статью 293-ю - "халатность". Она предусматривает наказание до 5 лет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. И так далее. Кстати, здесь фигурируют и уже называвшиеся нами два человека, не имеющие непосредственного отношения к атомной подводной лодке "Курск" - это- старший лейтенант Арнольд Борисов из Кронштадта и старший лейтенант Мамед Гаджиев - это сотрудники завода "Дагдизель", их подразумевал в своем выступлении на вчерашней пресс-конференции в Мурманске директор ФСБ Николай Патрушев. Он не называл имен, но подразумевал как раз их. Их действия можно было бы квалифицировать по статьям 267-й - "приведение в негодность транспортных средств", и эти действия можно теоретически подвести и под статью 205-й УПК России - "терроризм". Что касается капитана и всего экипажа, то в УПК России есть статья 352-я - "нарушение правил кораблевождения" - она предусматривает наказание на срок от 3 до 10 лет. Но еще раз повторяю: это всего лишь догадки и предположения, до сих пор, по уголовному делу, возбужденному Генпрокуратурой, никакие статьи еще не названы.

XS
SM
MD
LG