Ссылки для упрощенного доступа

Родственники погибших моряков АПЛ "Курск" признаны потерпевшими по уголовному делу о гибели подлодки


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Мурманске - Андрей Королев, и в Санкт-Петербурге - Виктор Резунков.

Андрей Шарый:

Военная прокуратура России признала всех родственников членов экипажа атомохода "Курск" потерпевшими по уголовному делу о гибели подводной лодки. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев.

Андрей Королев:

Впервые это вопрос возник 28 февраля 2001-го года, когда мать матроса Константина Козырева Валентина Козырева обратилась в Главную военную прокуратуру с требованием признать ее потерпевшей по факту гибели "Курска". Однако прокуратура отказала родственнице моряка, сославшись на недостаточную изученность вопроса. Коллизия заключалась в том, что, в случае с гибелью подлодки, потерпевшими родственники подводников могли быть признаны лишь в том случае, если бы было доказано, что экипаж не виновен в катастрофе. Сейчас, когда причиной катастрофы называется взрыв торпеды в носовом отсеке корабля, вопрос о виновности кого-то из членов экипажа, судя по всему, не рассматривается вообще, хотя никаких официальных заявлений до сих пор по этому поводу не следует. Но в таком случае не ясно, из какой логики исходит Главная военная прокуратура, признавая всех без исключения родственников потерпевшими и наделяя их соответствующими правами.

Следствие по уголовному делу, возбужденному по статье 263-й Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта" продолжается. Никакой ясности в вопросе виновности или невиновности экипажа нет. Тем временем, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, потерпевшим может быть признано лицо, которому преступлением был причинен моральный, физический или имущественный вред. По сути, признавая родственников потерпевшими, Главная военная прокуратура снимает с повестки дня пункт об ответственности экипажа. Однако специалисты, ведущие расследование причин гибели подлодки, практически в один голос утверждают, что в катастрофе замешан так называемый человеческий фактор. Ни раз об этом говорил и Генеральный прокурор России Владимир Устинов.

Главная военная прокуратура утверждает, что признание родственников потерпевшими связано с целым комплексом обстоятельств и не означает, что следствием сформулирована окончательная версия гибели лодки. Ходатайство родственников моряков о признании их потерпевшими удовлетворяется в связи с тем, что атомоход уже поднят, осмотрен, а теля погибших опознаны, цитирует агентство не называемого представителя Главной военной прокуратуры, и оговаривается, что квалификация, данная при возбуждении уголовного дела, может быть и изменена. В чью пользу - не ясно. Наблюдатели в целом дают положительную оценку решению прокуратуры, резонно замечая, что участие родственников на всех этапах расследования, возможность ознакомиться с уголовными делами и заявлять необходимые ходатайства, сократит возможность сокрытия правды до минимума. Но в процессуальном смысле новое положение родственников еще ничего не гарантирует. И в любой момент оно может быть отменено, если вина экипажа все-таки будет доказана.

Андрей Шарый:

После того, как стало известно о решении военной прокуратуры признать родственников членов экипажа потерпевшими, родные погибших моряков пытаются выяснить, получат ли они доступ к материалам следствия по делу о гибели атомохода. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Виктор Резунков:

Виктор Резунков:

Уже второй день в петербургском Клубе моряков-подводников не смолкают телефонные звонки. Родственники подводников атомной лодки "Курск" пытаются найти ответ на вопрос, что делать дальше, после того, как Главная военная прокуратура признает их потерпевшими, и, в соответствии с российским законодательством, они смогут, наконец-то, ознакомиться с уголовным делом и вообще представить себе, как проходит расследование катастрофы атомной подводной лодки "Курск". Председатель клуба моряков-подводников Игорь Курдин так комментирует эту ситуацию:

Игорь Курдин:

Вчера, после сообщения Генпрокуратуры о признании родственников потерпевшими по уголовному делу, которое было возбуждено по факту гибели подводной лодки, родственники имеют право заявлять ходатайства, выполнять иные действия, и, самое главное, они имеют право знакомиться с материалами дела. Я думаю, этот шаг Генпрокуратуры имеет двойное последствие: во-первых, это прецедент, и очень серьезный, потому что, я думаю, что теперь родственники и других погибших военнослужащих, и в горячих точках, и просто при выполнении воинского долга, имеют такое же право, как родственники погибших на "Курске". Во-вторых, если говорить конкретно о "курских", то, я думаю, что они во главу своих новых прав поставят доступ к материалам дела с тем, чтобы убедиться, что, действительно, дело расследовалось справедливо, и никакой тайны, никакой закрытости нет. Именно этого и добивалась, наверное, Генпрокуратура своим шагом. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что я очень надеюсь, что родственники именно это поставят во главу угла: знакомство с материалами дела с тем, чтобы убедиться, что все сделано открыто, правдиво и по честному. Второй вопрос - это вопрос о моральной и материальной компенсации. Я думаю, что этот вопрос должен быть вторичным, потому что те выплаты, которое сделало государство и все мы с вами семьям "Курска", они уже вполне достаточны. Если сейчас они будут говорить о возмещении морального и материального вреда, в рублевом или в долларовом эквиваленте, я не думаю, что это правильно.

Виктор Резунков:

Как сообщил председатель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, интересы родственников моряков-подводников "Курска" безвозмездно согласился представлять московский адвокат Борис Кузнецов, По словам самого адвоката, на сегодняшний день еще никто из родственников к нему за помощью не обращался, сейчас еще идет процесс регистрации.

Борис Кузнецов:

Пока еще никто не обращался, потому что сегодня мы направили образец договора и образец доверенности в Фонд памяти гибели подводной лодки "Курск".

Виктор Резунков:

Сейчас еще рано говорить о том, какие требования предъявят к следствию родственники погибших моряков-подводников. Сведений о том, что кто-то из них получил извещение из Главной военной прокуратуры о признании потерпевшим, пока не поступало. Родственники и близкие моряков пока хотят только одного - ознакомиться с материалами следствия, чтобы узнать как, при каких обстоятельствах погиб их отец, муж или сын, и кто виноват в том, что катастрофа произошла. Вот что заявил Роман Колесников, отец капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, находившегося в момент аварии в девятом отсеке "Курска":

Роман Колесников:

Что касается меня лично, то первое, что я понял, это то, что пока решения никакого не принято, потому что возникло все дело в связи с судебным разбирательством, которое на две недели отложено. Именно в связи с тем, что вроде бы, к концу этих двух недель будет вопрос о признании всех родственников потерпевшими решен, так что, похоже, что это заявление преждевременно. Такого решения нет, это первое. А второе, то, что касается меня, то меня интересует один единственный и главный вопрос - каким образом погиб мой сын. С этой точки зрения я буду очень рад, если допустят к материалам следствия, потому что все наши попытки как-то пробиться в эту госкомиссию, и так далее, успехом пока не увенчались.

Виктор Резунков:

Роман Колесников не обращался пока за помощью к адвокату Борису Кузнецову, и не известно, будет ли обращаться вообще.

Роман Колесников:

Я лично не встречался, и вряд ли буду встречаться, потому что меня интересуют только материалы дела. На сегодняшний день меня больше ничего не интересует, просто я в таком состоянии сейчас, что здоровья бороться, все эти перипетии рассматривать - у меня сейчас просто нет. Допустят - я буду очень рад, и буду рассматривать материалы дела. Меня лично интересует только этот вопрос - как погиб мой сын, и кто за это в ответе.

Виктор Резунков:

Роман Колесников также не получил никакого уведомления из Главной военной прокуратуры о признании его потерпевшим, и не очень-то верит в то, что его, как и других родственников моряков-подводников атомной подводной лодки "Курск", допустят ознакомиться со следственными материалами.

XS
SM
MD
LG