Ссылки для упрощенного доступа

Как американские наблюдатели оценивают ход предвыборной борьбы?


Как исход выборов в Думу может отразится на американо-российских отношениях? Как американские наблюдатели оценивают ход предвыборной борьбы? Эту тему наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин обсуждает с директором центра российских исследований Гарвардского Университета профессором Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, думская победа какого из предвыборных блоков могла бы привести к улучшению американо-российских отношений?

Маршалл Голдман:

В данной ситуации я не вижу принципиальной разницы. Конечно, если, скажем, победит партия Зюганова, то это будет тревожный знак. В целом же гораздо большее значение для двусторонних отношений будут иметь президентские выборы. Как и прежде, надежда на улучшение отношений может прибавить победа на выборах реформаторских сил, что будет означать окончательный отказ России от тоталитарного прошлого. В том же, что касается ближайшего будущего, то в случае победы блока "Единство" или "Отечество", американо-российские отношения вряд ли подвергнутся каким-либо изменениям. Очевидно, что сейчас у Соединенных Штатов два критерия, на основании которых они строят отношения с Россией: ее готовность к урегулированию чеченского конфликта и готовность российского правительства к борьбе с коррупцией. К сожалению, ни одна из партий, претендующих на большинство в Думе, не способны, я думаю, на такие шаги. Надо сказать, что американские специалисты по России испытывают сейчас смешенные чувства - неверия, надежды и изумления относительно того, что происходит в России. Эта предвыборная кампания показывает, насколько слаба российская демократия и как сильно электорат подвержен прямому и грубому манипулированию. Открытая агитация на центральном канале телевидения за несколько недель, если верить опросам, заставила большинство россиян в корне изменить свои предвыборные предпочтения и вывела в фавориты блок "Единство", почти лишив надежд на победу "Отечества". Мало того, когда приглядываешься к большинству ведущих кандидатов, на память приходит Мексика. В ее политической верхушке сплошь интеллектуальная элита, люди с дипломами лучших западных университетов, но, придя к власти, они почему-то проявляют себя мошенниками. Я опасаюсь, что эти выборы приведут к власти людей, не способных и не готовых справится с российским беспорядком.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, могут ли Соединенные Штаты сделать для себя некие выводы, видя, как легко контролируя телевидением, можно манипулировать российским электоратом и теоретически привести к власти любого желанного кандидата?

Маршалл Голдман:

Повод для беспокойства существует хотя бы потому, что легко представить, скажем, что коммунисты, придя к власти, воспользуются тем же средством для достижения своих целей. Когда в 96-м году телевидение пришло на помощь Ельцину, повод для опасения не был столь очевиден - победил тогда, так сказать, хороший человек. Эта предвыборная кампания должна, я думаю, внушить опасение и в Белом доме, окончательно избавить его от иллюзий, если они еще остались, относительно того, с каким партнером мы взаимодействуем. Демократия в России находится в зачаточном состоянии, спектр информации, предлагаемый россиянам, узок. Трудно даже представить, где еще общественное мнение по такому принципиальному вопросу может меняться так быстро в следствии телевизионной кампании.

Юрий Жигалкин:

Вот так Маршалл Голдман, содиректор российских исследований Гарвардского Университета комментирует возможные последствия парламентских выборов в России для американо-российских отношений.

XS
SM
MD
LG