Ссылки для упрощенного доступа

Учебные теледебаты "Явлинский - Зюганов"


В Москве на конкурсе региональных информационных телепрограмм проведены первые в истории российского телевидения учебные президентские теледебаты. В них согласились принять участие Григорий Явлинский и Геннадий Зюганов. Региональные телекомпании России получили запись этих дебатов, и, в соответствии с Законом о выборах будут решать, как эту запись использовать в своем эфире. Вряд ли центральные каналы покажут эту программу. Мы предлагаем вам выдержку из этих теледебатов "Явлинский - Зюганов". Тем более, что вел их директор Московского бюро Радио Свобода Савик Шустер.

Савик Шустер:

Перед нами два лидера, два человека, которые, вполне возможно, в июле следующего года, во втором туре президентских выборов будут конкурировать за этот важный пост в Российской Федерации. Насколько он важен, мы с вами осознали в последние годы. Наша профессия, что она нам позволяет? Мы являемся посредниками между властью и обществом. Иными словами, мы защищаем общество от власти. Вот от этих людей, если они станут президентами Российской Федерации. И, поэтому, вопросы мы должны задавать точно и жестко. Это два разных человека: Геннадий Андреевич Зюганов, лидер КПРФ, у этой партии есть прошлое, есть позиция, и есть особое отношение к информации, это мы знаем из истории. Геннадий Андреевич Зюганов должен будет убедить нас всех, что свобода слова останется в этом государстве, иными словами, что мы не станем безработными, и общественность будет информирована. Григорий Алексеевич Явлинский должен нам гарантировать, так как он представляет в этой стране либеральные силы, новые для нее, что капитал и власть не будут нагло навязывать нам их желания. Увидим, как он это сделает, сможет ли он убедить нас в том, что он в состоянии довести общество до такого состояния, что то, что происходит сейчас происходить не будет, что не будет ни давления капитала, ни давления власти. Первым слово Геннадию Андреевичу Зюганову, и вот почему: все же его партия - партия большинства в парламенте, он был во втором туре президентских выборов. И, я думаю, что абсолютно корректно первым дать ему слово, пожалуйста.

Геннадий Зюганов:

Заявлена весьма важная тема: СМИ и будущее России. Прежде всего, я хочу сказать, что при том курсе, который проводится ныне, у России нет, и не может быть будущего. СМИ обслуживают или финансово-промышленные группы и жесткую власть, которая не прислушивается к голосу и страданиям народа, или, собственно говоря, частные интересы небольших групп людей. Сейчас идет сплошное манипулирование общественным мнением. Два государственных канала, по сути дела, принадлежат частным лицам, или выражают интересы очень узкого круга лиц. Ни один журналист сегодня не чувствует себя защищенным. В этих условиях очень важно принять новый закон о СМИ, и о защите национальной культуры и языка. Такие законы подготовлены, но несколько фракций, прежде всего Жириновский, да и фракция Явлинского за эти законы не голосовали. Я не идеализирую советское время, но в советское время каждый мог выписать пять-семь изданий, сегодня центральные издания получает один человек из 15. В советское время можно было слушать зарубежные голоса, их отчасти глушили, но по инициативе той же КПСС эти глушилки были сняты. Сегодня включена такая "глушилка", которая не дает даже возможности узнать о реальном состоянии войны на Кавказе, потому что в этом не заинтересованы те, кто проводят сегодня такую общую политику, не говоря уже об информационной.

Савик Шустер:

Геннадий Андреевич, вы в советские времена знали точное количество узников ГУЛАГа?

Геннадий Зюганов:

И сегодня точно его многие не знают, потому что распространена невиданная ложь, о том, что чуть ли не вся страна сидела в тюрьме. В советское время, в 1990-м году, было около миллиона заключенных. Тогда страна была и по площади, и по населению в два раза больше чем сейчас. В сегодняшней ельцинской России около миллиона заключенных, ни на один человек их в лагерях и тюрьмах не стало меньше. В советское время все люди ходили спокойно по городам и прекрасно знали, что на них никто не будет нападать, не говоря уже о том, что не было таких диких террористических актов. Советская страна по признанию всех международных организаций в 60-е, 70-е, 80-е годы входила в число самых безопасных стран планеты. Сегодня Российская Федерация входит в десятку самых криминальных, самых уголовных, самых преступных государств. Не случайно сейчас в США идут слушания, куда приглашена и наша парламентская делегация, и на этих слушаниях уже принимаются решения, чтобы все сделать для того, чтобы ввести новый, чуть ли не санитарный кордон, "ах-ах, как бы не заразиться от уголовников, которые ныне расплодились в России", хотя сами они делали все для поддержки Ельцина и его политики и порождения этого криминального, воровского беспредела, уголовно-криминального государства, которое еще вдобавок имеет и ядерное оружие.

Савик Шустер:

Григорий Алексеевич Явлинский, с вами, конечно, дело сложнее, потому что существующую систему в качестве президента вы должны будете ломать. Как вы это сделаете? Как вы гарантируете свободу слова?

Григорий Явлинский:

Я не могу этого гарантировать, я могу только вместе с вами в этом участвовать, я могу рассказать о том, как это надо сделать. Мы знаем, как это надо сделать, мы готовы это делать. Но сделать это могут только граждане Российской Федерации. Никто на блюдечке нам это не принесет, за нас с вами это никто не сделает. Здесь есть четыре пункта. Первое: это самостоятельные и свободные граждане, объединенные в гражданские институты, иначе говоря, гражданское общество. Это гражданские партии, местное самоуправление, это граждане. Второе - это независимая судебная система. Третье - это прозрачная экономическая система, то есть, совсем другая система бюджета, совсем другая система налогов, совсем другая банковская система, в принципе, совсем другая, которая у нас есть сейчас. И, наконец, четвертое - это свобода СМИ, Если говорить о той цели, которую поставили сейчас для меня, то, только сконцентрировав все усилия страны на этом, можно рассчитывать на то, что в России больше не будет той системы, которая сложилась за последние десять лет. Система эта крайне вредная, агрессивная и античеловеческая. Россия снова дала миру урок, урок того, что может произойти, если в стране устанавливается капиталистическая система, не ограниченная гражданским обществом, законами, морально-этическими нормами, и тогда капитализм становится отъявленным врагом свободного общества и свободной системы жизни, открытого общества. Главная задача нашей партии - объединить граждан Российской Федерации с тем, что бы построить в России другую страну.

Савик Шустер:

Григорий Алексеевич, пример: Владимир Гусинский неоднократно говорил, что он поддерживает вас. Если вы станете президентом, каковы могут сложиться ваши отношения с человеком, который владеет СМИ. Возможно ли в России отношение корректное, то, что человек, который поддерживал вас, поймет, что сейчас вы - президент всех россиян, а не одной их части?

Григорий Явлинский:

Я думаю, что это не трудно объяснить, особенно после выборов. Это не является проблемой, потому что таковы изначальные условия. К сожалению, сегодня наша Конституция устроена так, и наши законы устроены так, что ни одна политическая партия или политическая сила не может получать легально средства из бюджета, от государства с тем, чтобы не прибегать к услугам отдельных финансовых групп. Это полностью исключено. Такая система существует во всех, или почти во всех странах мира кроме России. У нас другая система. Наши отношения зафиксированы в тех декларациях, которые партия каждый раз предъявляет на выборах, мы их считаем открытыми, мы считаем, что для общества важно не сколько то, кто поддерживает, сколько то, чтобы эти отношения были открытыми. Мы можем говорить об условиях, на которых происходит эта поддержка. Так вот, условия эти в том, что будут установлены абсолютно равные правила для всех участников, и для тех, которые поддерживают Геннадия Андреевича, и для тех, которые поддерживали раньше Бориса Николаевича, и для тех, кто поддерживает Юрия Михайловича, для всех тех, кто их поддерживает, потом, после моей победы на выборах будут установлены абсолютны одинаковые условия. Прозрачность в экономике и равные стартовые условия будут таковы, что это будет заметно и понятно всем.

Савик Шустер:

Это были первые в истории России учебные президентские теледебаты. Какие можно подвести итоги: во-первых, это, без сомнения, правильный метод ведения президентской избирательной кампании. Зрители, то есть избиратели в конце прекрасно понимают все о кандидате. Не нужны коварные вопросы журналиста, эти вопросы, должны быть конкретными, не позволяющими политику вдаваться в общие рассуждения. Таким образом, он полностью раскрывает себя. Общество знает, за кого голосует. Несомненно, нужна жесткая форма и временной регламент в программе. Ведущий не имеет права раскрывать свои политические взгляды и симпатии. В любом случае я поздравляю организаторов конкурса, они на правильном пути.

XS
SM
MD
LG