Ссылки для упрощенного доступа

Выступление Бориса Йордана и реальное положение российских средств информации


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют: президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, главный редактор прекратившей свое существование, в том числе и в Интернет-версии, газеты "Сегодня" Михаил Бергер и подготовившая изложение выступление Бориса Йордана в Центре Никсона в Вашингтоне 22 мая сотрудница Радио Свобода Мария Раснер.

Петр Вайль:

В Центре Никсона в Вашингтоне 22 мая выступил Борис Йордан, новый генеральный директор российской телекомпании НТВ - того НТВ, которое в расхожем языке именуется "газпромовским". Наш сотрудник Мария Раснер познакомит нас с содержанием этого выступления, изложенным в пресс-релизе Центра Никсона:

Мария Раснер:

Согласно Борису Йордану, НТВ по вине Владимира Гусинского и в результате неверного управления компанией находится в катастрофическом финансовом положении. В свое время компания взяла в долг у государства и ему подконтрольных структур, включая Газпром, около полутора миллиардов долларов - в то время, как годовой объем рекламного рынка в России составляет только один миллиард долларов. Иными словами, у канала не было никакой возможности расплатиться с кредиторами. Чтобы как-то поправить положение, НТВ использовало "черный пиар".

Кроме того, по мнению Йордана, руководство канала допустило несколько серьезных ошибок, в частности, потратило 200 миллионов долларов на приобретение сателлитных "тарелок" для запуска программ спутникового телевидения. В общем же, как заметил Йордан, недавно проведенный аудит показал такие данные, которые в США, например, означали бы немедленное банкротство фирмы.

Только за счет более разумного менеджмента Борис Йордан надеется сократить технические затраты телеканала на 30 процентов, то есть, с 94 до примерно 70 миллионов долларов. В течение ближайших 6-12 месяцев будет найден иностранный инвестор - Йордан заявил, что отказался от идеи российского инвестирования, чтобы НТВ не превратилось в орудие в руках тех или иных российских бизнесменов.

Прежде чем возглавить НТВ, Борис Йордан, по его словам, заручился двумя обещаниями руководства Газпрома. Во-первых, концерн не должен вмешиваться в редакционную политику канала, а во-вторых, должен сократить участие в капитале НТВ. Более того, Йордан сообщил, что телеканал будет активно освещать события, касающиеся рынка нефти и газа, и готовит серьезный материал о том, что происходит внутри монополии Газпрома.

В общем же Борис Йордан заявил, что беспокоится не столько о том, чтобы НТВ сохранило свою независимость от Кремля, сколько о том, чтобы нынешней нестабильностью на канале не воспользовались другие крупные финансисты. По мнению Йордана, после всего, что случилось с НТВ, Кремль не заинтересован в каком-либо давлении на канал - это создало бы невыгодное для власти впечатление. "Правда, и раньше, - заявил Йордан, - НТВ не являлось независимым СМИ, так как зависело от личных интересов Гусинского".

Что касается редакционной политики НТВ, Борис Йордан указал на четыре положения: во-первых, избран новый главный редактор канала - Татьяна Миткова, известная своей принципиальностью, особенно перед лицом телевизионных начальников. Во-вторых, избрана редакционная коллегия НТВ, состоящая из 11 человек, среди которых - ни одного бюрократа. Все они - журналисты, и это первый подобный случай в российских средствах массовой информации. В-третьих, и тоже впервые в российской практике, подготовлен устав канала, определяющий взаимоотношения руководства и редакционной коллегии, а также руководства и акционеров.

И последнее: на НТВ будет создан специальный наблюдательный орган, в состав которого войдут российские, американские и европейские журналисты. Задача такого органа - следить, чтобы телеканал был действительно независимым.

Петр Вайль:

Я обратился за комментарием к президенту российского Фонда защиты гласности Алексею Симонову. Господин Симонов, слова Бориса Йордана звучат вроде бы резонно и убедительно, по крайней мере, на взгляд. Что вы думаете, сможет ли Йордан, и захотят ли он, и люди, которые стоят за ним, выполнять подобного рода пожелания, намерения и обещания?

Алексей Симонов:

Дело в том, что мы вступили, видимо, в новую и, может быть, наиболее опасную фазу взаимоотношений, скажем, власти и прессы. У власти на сегодняшний день достаточно законных рычагов и достаточно понимания слабостей прессы, для того, чтобы по отношению к прессе действовать в старых целях абсолютно современными и, в принципе, абсолютно законными методами. Даже ваш бывший сотрудник соблазнился, скажем, вполне резонной, если так можно сказать, резонной с точки зрения закона, логикой тех, кто захватил НТВ по точному, внятному и недвусмысленному распоряжению, исходящему от властных политических структур. При этом, за исключением, ну, скажем так, мягко говоря, нелегитимной замены охраны и, так сказать, мгновенного превращения мятежной телекомпании в законопослушное предприятие - за исключением вот этого все остальное, на самом деле, имеет под собой те или иные законные причины, законные основания, сейчас будет замечательная игра. Практически, сегодня любую газету любую компанию - поскольку всем известно, что ни одна компания, ни одна газета, или почти ни одна компания или почти ни одна газета не может выжить без каких-нибудь действий вне законного поля. Вот теперь они будут пользоваться исключительно законными методами их удушения. В принципе, если ты будешь вести себя прилично, закон к тебе можно будет не применять. А если ты будешь себя вести вольно, то букву закона мы к тебе применим и никуда ты не денешься голубчик, будешь петь, как тот соловей, которого посадили в клетку и, чтобы он не выпендривался, будет петь как положено. Вот в чем, на самом деле, проблема, и это все и содержится, на самом деле, вот в том кратком изложении интервью Йордана, которое я прочитал. Поэтому если говорить о формальной линии, то Йордан все это сделать может, точно так же, как несколькими месяцами раньше господин Путин, скажем, говорил о своей любви к свободной прессе. Но при этом никто не мог помешать господину Путину удушить НТВ, что и было сделано руками, в частности, и Йордана, хотя с точки зрения закона, менеджмента, чего угодно НТВ можно было предъявить десятки претензий, что и было, кстати, говоря, сделано. Если говорить всерьез, то на митинге, на котором выступали звезды НТВ - этот митинг под дождем, там стоял нанятый тем же Йорданом небольшой отряд либералов, которые держали над собой лозунг, который сегодня Йордан провозглашает: "Отдайте деньги и будьте свободны".

Петр Вайль:

Своеобразным еще одним комментарием к разнице между намерениями, словами и поступками Бориса Йордана и тех людей, которые стоят за ними, которые осуществили захват средств информации, входящих в "Медиа-Мост", стало закрытие Интернет-версии газеты "Сегодня". Как известно, выход самой газеты прекратился еще раньше - вскоре после захвата НТВ. О том, почему перестала выходить Интернет-версия, мой коллега Андрей Шароградский побеседовал с главным редактором газеты "Сегодня" Михаилом Бергером.

Андрей Шароградский:

Михаил Львович, Интернет-версия газеты "Сегодня" уже два дня не выходит - с чем это связано?

Михаил Бергер:

Это наше собственное решение. Оно связано с тем, что надежда завершить сделку по получению прав на выпуск газеты "Сегодня" почти совсем уже угасла, и связано это с тем, что наши партнеры с той стороны - "Газпром-Медиа" и издательство "Семь дней" после довольно продолжительного периода энтузиазма, связанного с нашим последним предложением, смысл которого состоял в том, чтобы обменять часть акций издательства, не принадлежащих этому альянсу, на право издавать газету "Сегодня" - период заинтересованности вдруг сменился резким безразличием, мягко говоря, к этой сделке, вплоть до того, что наши юристы не могли связаться с юристами издательства "Семь дней". После очередной стадии, которая всегда бывает в переговорах, когда мячик оказался на стороне издательства и "Газпром-Медиа", возникла пауза, которая длится уже почти четыре недели, и становится очевидным, что "Газпром-Медиа" и издательство "Семь дней" - то ли команды получили сверху, то ли сами решили сделать все для того, чтобы газета "Сегодня", вернее - газета с таким названием более не существовала. То, что сделка, которая явно интересовала обе стороны и была выгодна - это чисто финансовая сделка - не состоялась - этот факт говорит о том, что история с газетой "Сегодня", с прекращением ее издания - скорее политическая, чем экономическая.

Андрей Шароградский:

А если бы вы продолжали выпускать Интернет-версию газеты "Сегодня", не имея прав на издание газеты "Сегодня" - вы могли бы подвергнуться юридическому преследованию?

Михаил Бергер:

Полагаю, что нет, поскольку мы делали это достаточно осмотрительно - не использовали логотипа и представляли себя просто как "команду газеты "Сегодня", а не как газету "Сегодня" как средство массовой информации

Андрей Шароградский:

Какие у вас планы? Собираетесь ли вы издавать другую газету? Могли бы вы об этом сказать?

Михаил Бергер:

Мы с большинством коллег по газете "Сегодня" имеем совершенно определенные и внятные планы по поводу продолжения профессионального существования и издания средства массовой информации. сейчас эти планы детально прорабатываются, изучаются, и у нас будет момент, я думаю, когда мы о них публично объявим, но... с поляны мы не уйдем.

XS
SM
MD
LG