Ссылки для упрощенного доступа

"Не бывает свободы слова без свободы частной собственности..."


Редактор Радио Свобода Виталий Портников беседует с работающим в Киеве журналистом ТВЦ Дмитрием Киселевым.

Виталий Портников:

Дмитрий, вы, конечно, знаете, что происходит здесь, в Москве, вокруг телевизионного канала НТВ. Мне интересна ваша позиция как позиция человека, который был участником таких вот первых журналистских команд, делавших первые свободные новости в российском телевизионном эфире, а сейчас получившем редкую возможность посмотреть на то, что происходит в этом эфире, отношениях ваших коллег и друзей по этим первым свободным, новостным программам как бы со стороны.

Дмитрий Киселев:

Да, действительно, я был в первой комнате ТСН, и, как это ни странно, мы пытались делать тогда независимые новости. Это было 10 лет назад, и тогда не было такого понятия как РТР, не было НТВ, и был объявленный Горбачевым плюрализм мнений. Плюрализм мнений был возможен лишь внутри одного канала. Тогда это называлось, по-моему - Останкино, или что-то такое. Вот и программа "Время" шла в 21, а ТСН выходила ночью, и мы давали картину, абсолютно обратную той, что выходила в программе "Время". Тогда это было возможно. Что получилось потом с НТВ: либо НТВ не справилось, либо наше государство не справилось. Но, так или иначе, НТВ превратилось в такую вот лоббистскую организацию. Олег Добродеев в своем открытом письме Евгению Киселеву совершенно открыто сказал: "Мы всегда были кремлевскими". И, собственно, он не открыл какой-либо большой тайны. А теперь вот эти вот митинги и протесты - мне кажется, они происходили внутри пространства мифа свободного телевидения, независимого, внутри мифа, и они должны были доигрывать свою роль внутри мифа, борясь за свободу слова и так далее. Но миф оказался сильнее реальности на какой-то момент. Сейчас реальность, наверное, все-таки берет свое, и мне кажется, что все должны посмотреть и не подменять экономические вопросы политикой. Свобода слова - это свобода... Как бы не бывает свободы слова без свободы частной собственности и если у канала есть собственник, то надо его уважать.

Виталий Портников:

Борис Немцов связал уровень зарплат журналистов и их профессиональных возможностей с уровнем рекламных поступлений на каналы. Вам, как телевизионному профессионалу, действительно кажется, что НТВ за счет имевшихся у него объемов рекламного рынка могло обеспечивать тот уровень и вещания, и журналистских возможностей, который мы видели все эти годы? Либо какие-то другие причины?

Дмитрий Киселев:

Здесь просто элементарная математика, мне кажется. Конечно, можно иметь отношение к этому, но знания говорят, что объем рекламного рынка в России составляет примерно миллиард долларов - это не секрет, а к нему добавляются еще несколько миллиардов - 3-4 миллиарда - политической рекламы. Коммерческая реклама - 1 миллиард, 3-4 - политическая. Основной рекламодатель - государство. И так же это, наверное, было для НТВ, поскольку НТВ выполняло государственные заказы. Это может быть либо в виде прямых денег, либо в виде какого-то косвенного ресурса. Например, оплата сигнала по госрасценкам - такой важный ресурс, которому в свое время воспользовалось НТВ.

Виталий Портников:

Как по вашему мнению - сегодня в вечернем эфире НТВ появится Татьяна Миткова, которая снова, как до ее ухода, будет вести новости - можно ли сказать, что эти новости НТВ с Татьяной Митковой будут политически ничем не отличаться от тех новостей, которые выходили до смены руководства НТВ, до собрания акционеров?

Дмитрий Киселев:

Может быть, какая-то коррекция произойдет. Но, в любом случае, зрители должны будут выбирать себе имена, выбирать себе позиции, и мне кажется, в России все-таки сохранится возможность выбора у зрителя - кого выбирать: ТНТ или НТВ, или ОРТ... Наверное, не существует ни одного абсолютно объективного канала. Каждый канал имеет свои ограничения - либо рекламные, либо политические, те или иные, или профессиональные, но все-таки выбор сохранится.

XS
SM
MD
LG