Ссылки для упрощенного доступа

Отказ в ретрансляции программ радиостанции "Голос Америки" в Уфе и Волгограде


Программу ведет Дмитрий Волчек. Он беседует с директором русских программ "Голоса Америки" Лизой Борисовой и корреспондентом Радио Свобода в Нью-Йорке Юрием Жигалкиным.

Дмитрий Волчек:

На заседании Российской конкурсной комиссии по выдаче лицензий на вещание на федеральных частотах большинством голосов была отклонена заявка государственного унитарного предприятия "Московский технический центр" на ретрансляцию программ радиостанции "Голос Америки" в Уфе и Волгограде. Заместитель министра печати России Михаил Сеславинский прокомментировал это решение так: "Гигантское количество стран не допускают работу большого числа иностранных СМИ на территории своей страны. В первую очередь, такое законодательство сформулировано в самих США, поэтому говорить о том, что одна страна может бесконечно расширять сеть вещания, а другая - не может вещать ни в одном городе этой страны -несправедливо и неправильно". За комментарием я обратился к директору русских программ "Голоса Америки" Лизе Борисовой:

Лиза Борисова:

Мы, в общем, подробностей не знаем и надеемся, что в течение двух недель это положение, может быть, даже благополучно закончится.

Дмитрий Волчек:

Все-таки, о какого рода обстоятельствах идет речь - о чисто технических или политических?

Лиза Борисова:

Мы все-таки на сегодняшний день думаем, что вопрос стоит технический. Дело в том, что через Московский информационно-технический центр было запрошено разрешение на возможность ретрансляции наших передач в этих двух городах. Ответ мы получили чисто технический, что, якобы, технические условия в этих городах не соответствуют нормам, но опять таки мы надеемся, что через две недели, когда мы получим все подробности этого решения мы, может быть, сможем заново подать это прошение и получить более благополучную реакцию.

Дмитрий Волчек:

Знакомы ли вы с заявлением заместителя главы министерства печати России Михаила Сеславинского, который говорит о том, что возможности вещания западных радиостанций, в частности, "Голоса Америки" связаны с тем, что подобное вещание должно быть предоставлено и для российских СМИ на территории США?

Лиза Борисова:

Я слышала об этом заявлении. Я не знаю всех законов и правил в этой области, однако, мне кажется, что условия, при которых российские радиовещатели могли бы работать в США, приблизительно такие же, как в России для иновещателей. Я знаю, например, что есть несколько американских независимых радиостанций, которые имеют какие-то договорные контракты с российскими вещателями на ретрансляцию этих передач у себя. Например, я знаю о такой станции в Чикаго, которая ретранслирует русские радиопередачи.

Дмитрий Волчек:

Случались ли у "Голоса Америки" в России при ретрансляции подобные проблемы прежде?

Лиза Борисова:

Насколько я знаю, таких проблем прежде не было. "Голос Америки", опять-таки через Московский информационно-технический центр, получил частоту на вещание в Москве приблизительно год тому назад. Это, насколько я знаю, договор на 5 лет, и он действителен и по сей день, и проблем с этим не было. В других городах России мы заключили контрактные договоры с независимыми станциями, которые ретранслируют какие-то наши передачи в течение вещательного дня.

Дмитрий Волчек:

Некоторые комментаторы рассматривают проблемы, возникшие у вас в Уфе и Волгограде, с общим контекстом охлаждения российско-американских отношений, в частности, недавним шпионским скандалом. Считаете ли вы, что эту проблему можно рассматривать именно в этом контексте?

Лиза Борисова:

Надеемся, что это не так. Все-таки хотелось бы думать, что все эти международные конвенции, которые обеспечивают свободный доступ к информации, остаются в силе, что угрозы западные радиовещатели никакой собой не представляют, и что у граждан России и впредь будет возможность получать информацию и из таких источников как "Голос Америки", "Радио Свобода", "Би-Би-Си", "Дойче Велле" и всех других, которые вещают на Россию.

Дмитрий Волчек:

На линии прямого эфира нью-йоркский корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин. Юрий, каковы требования, которые предъявляются в США для желающих выйти в эфир?

Юрий Жигалкин:

Прежде всего, насколько я понимаю, практика в Америке похожа на российскую, или, точнее, российская - на американскую. Лицензии на вещание выдаются Федеральной комиссией по средствам связи. В этой лицензии содержатся конкретные указания района вещания, канала, то есть, волны, и мощности станции. Цель всего этого чисто техническая. Федеральная комиссия по средствам связи пытается соблюсти порядок в эфире. Практически никаких ограничений вещателям федеральная комиссия не предъявляет. Есть своего рода небольшие ограничения, например, запрет на демонстрацию или трансляцию оскорбительного для общественных вкусов материала, комиссия ставит пределы на рекламу в детских программах и предъявляет особые правила для выступления в эфире кандидатов на политические посты. Никаких идеологических требований или другого рода требований американское государство вещателям не предъявляет.

Дмитрий Волчек:

Могут ли передачи иностранной радиостанции ретранслироваться на территории США?

Юрий Жигалкин:

Ретрансляция - вещь, видимо, двусмысленная. Формально - я только что связался по телефону с Федеральной комиссией по средствам связи, чтобы получить точные разъяснения по этому вопросу - так вот, формально иностранным теле и радио компаниям нельзя вещать в США. То есть, если, скажем, российское центральное телевидение или российское радио захотят вещать в США от своей фирмы - они не смогут этого сделать. Но если они захотят ретранслировать свои материалы, заключая контракты с американскими вещателями - пожалуйста, на это также нет никаких ограничений. Либо российское радио и телевидение могут организовать свои собственные отделения, могут организовать свои собственные американские компании, которым будет позволено вещать, выдавать в эфир свои материалы на тех же самых условиях, на которых вещают американские компании.

XS
SM
MD
LG