Ссылки для упрощенного доступа

Комментарий к Обращению группы Сенаторов США к Мэдлин Олбрайт


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседовал о значении обращения сенаторов США с Томом Грэмом - бывшим советником посольства США в Москве, а ныне сотрудником Центра стратегических и международных исследований.

Юрий Жигалкин:

Насколько вообще принята такая форма открытого письма в общении между американской законодательной и исполнительной властью? Как вы считаете, почему видные сенаторы решили послать письмо Госсекретарю?

Том Грэм:

Сенат всегда внимательно следил за отношением к радиостанциям, финансируемым Конгрессом, в тех странах где они вещают. В особой мере это относилось к Радио Свобода. Ничего нет необычного в том, что сенаторы обратились с письмом к Госсекретарю с выражением беспокойства по поводу отношения к радиостанции российских властей, как и попыток ограничить свободу слова в России. Сенаторы менее ограничены дипломатическими условностями, чем Госдепартамент, И они и раньше обращались с письмами по проблемам нарушениям прав человека в России к администрации, призывая ее публично осудить такое поведение. Другое дело, что это письмо сенаторов обнародовано в достаточно сложный для двусторонних отношений момент, когда администрация, судя по всему, предпочитает не замечать нарушений прав человека в России.

Юрий Жигалкин:

Может ли этот документ как-то повлиять на развитие ситуации?

Том Грэм:

Авторы письма - четыре чрезвычайно влиятельных сенатора, среди которых, лидер сенатского большинства и председатель Сенатского Комитета по международным отношениям. Оно наверняка будет объектом серьезного внимания Госсекретаря и потребует ее официального ответа. Каким он будет, и как это может отразиться на двусторонних отношениях - сказать трудно, но мы знаем, что высшие представители правительства США давно привлекают внимание Кремля к вопросу о соблюдении прав человека в России. История с преследованием Андрея Бабицкого также была поводом для официальных демаршей. Сейчас реальный вопрос в том, насколько тверда и решительна администрация в общении с российской стороной. Хочется верить, что письмо сенаторов придаст ей твердости, и что Белый Дом сумет убедить Владимира Путина в том, что отношение к свободе прессы и правам человека в России - это один из принципиальных фундаментов, на котором будут строиться не только американо-российские отношения, но и отношения с Россией других западных демократий. А я думаю, что все мы заинтересованы в нормальных отношениях.

Юрий Жигалкин:

Можно предположить, что такое письмо американских сенаторов в поддержку свободной российской прессы и, в частности, Радио Свобода может вызвать определенные вопросы у некоторых россиян: дескать, американские законодатели пытаются защитить, используя старую терминологию "источник пропаганды на территории России". Что вы можете ответить на такие упреки?

Том Грэм:

Никто никого не заставляет слушать Радио Свобода. Но оно остается альтернативным источником новостей, работающим пока на рынке, доступном любому частному СМИ. И, как мы знаем, у него есть своя аудитория, что оправдывает существование Радио Свобода. Я думаю, что радио приносит пользу и российской демократии, и правительству, которое должно осознать, что в демократическом обществе вы не можете закрыть радио из-за того, что вам не нравится его направление.

XS
SM
MD
LG