Ссылки для упрощенного доступа

"Мы должны помнить о таких людях, как Анатолий Марченко..."


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург:

Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели в советской тюрьме правозащитника Анатолия Марченко. Анатолий Марченко родился в 1938-м году. Из своих 48 лет 18 провел в тюрьмах и лагерях. Свою первую книгу "Мои показания" написал в 1967-м, освободившись из политического лагеря. Всего Анатолием Марченко написаны три автобиографические книги, в них он рассказал о той стороне советской жизни, которая оставалась практически неизвестной, о послесталинском Гулаге. Рассказывает правозащитник Вячеслав Долинин, сидевший в заключении вместе с Анатолием Марченко.

Вячеслав Долинин:

Это был 1984-й год. Марченко работал на швейном производстве, он шил брезентовые рукавицы. А до того он работал в котельной. Он по ночам перекрывал трубопровод к домам, где жили наши надзиратели, и в результате повышалась температура батарей в наших бараках и, самое главное, в карцере... У него отношения с администрацией лагерной складывались действительно очень непросто, особенно с КГБ. У него был слуховой аппарат, вмонтированный в дужку очков, и когда к нему приходил сотрудник КГБ, он просто снимал очки, и разговор терял смысл. Марченко ведь не был экстремистом. Просто к КГБ он относился достаточно рационально. Он прекрасно понимал, что в диалог с этой организацией вступать не имеет никакого смысла. В августе 1986-го года Марченко начал голодовку, требование - освобождение всех политзаключенных. Какие-то обещания ему администрация, видимо, начала давать, и в ноябре несколько человек были освобождены. Среди них вот и председатель Московской Хельсинкской группы Юрий Федорович Орлов. Но Марченко голодовку не снял. Он умер в ночь на 8 декабря в карцере от сердечного приступа.

Татьяна Вольтская:

После гибели Марченко - считает Вячеслав Долинин - власть должна была принять меры, чтобы сгладить ее последствия. Было освобождено около 100 политзаключенных. Мы должны помнить о таких людях, как Анатолий Марченко, которые предпочли путь протеста, и которых не смогли перемолоть жернова советского Гулага.

XS
SM
MD
LG