Ссылки для упрощенного доступа

Суд над Поупом - опасное шоу. Американский комментарий


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Суд над Эдмондом Поупом выглядит со стороны юридическим шоу, последствия которого могут быть печальны для российско-американских отношений. Такова реакция известного американского политолога - содиректора Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалла Голдмана. У него взял интервью корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин:

Какие эмоции вызвал у вас этот первый в России столь масштабный со времен холодной войны судебный процесс над человеком, обвиняемым в шпионаже в пользу США?

Маршалл Голдман:

Эта история воспринимается как эхо холодной войны. Москва громко заявляет о поимке американского шпиона, проводит показательный процесс, на котором, если судить со стороны, осуждает на двадцать лет тюрьмы американского гражданина неизвестно на каких основаниях и теперь, согласно старому сценарию, это дело, скорее всего, разрешится в результате прямых контактов на самом высоком государственном уровне, за чем должно последовать ухудшение американо-российских отношений. Очень неприятный оттенок всему этому придает тот факт, что Эдмонд Поуп, судя по тому, что известно, однозначно невиновен. Как можно осудить за получение, якобы, секретной информации об оружии, которое экспортировалось за границу, информации, которую, согласно показаниям одного из свидетелей, можно было получить из общедоступных источников. Я думаю, что на Западе из всего этого сделают очевидный вывод: преследования Поупа основаны на идеологических соображениях. Этот суд не был юридической или судебной битвой.

Юрий Жигалкин:

Какими в таком случае мотивами могла руководствоваться Москва, начиная процесс, изначально носивший очевидные, по словам западных наблюдателей, признаки шоу?

Маршалл Голдман:

Я думаю, это было шоу, которое, на мой взгляд, может свидетельствовать о возникновении серьезной проблемы для российского государства и его отношений с миром. Путин пришел к власти и остается невероятно популярным благодаря имиджу сильного лидера. Отчасти для его поддержания, а отчасти и потому что, как всякому новому руководителю ему было необходимо утвердить своих людей в коридорах власти, он ввел в государственные структуры много бывших сотрудников КГБ. Этот суд может быть отражением влияния этого окружения Владимира Путина, которое в силу своего прошлого способно управлять страной лишь так, как их научили действовать в структурах КГБ. Я не исключаю того, что аппарат завел это дело дальше, чем того хотел бы сам Путин, поскольку он должен осознавать, что осуждение Поупа ничего хорошего России не принесет. Мало того, это дело прекрасно укладывается в шаблон антиамериканизма, давно установленный российскими силовыми структурами, взять хотя бы трагедию субмарины "Курск".

Я опасаюсь, что все это может привести к утверждению в Соединенных Штатах того, что можно назвать "антируссизмом". И если учитывать то, что вскоре в Белый Дом может прийти президент-республиканец, критиковавший российскую политику Билла Клинтона, то можно предсказать, что дело Поупа потенциально способно обернуться ответными мерами со стороны США и усилением напряженности в двусторонних отношениях.

XS
SM
MD
LG