Ссылки для упрощенного доступа

"Трудно переоценить значение акта милосердия..."


Президент России Владимир Путин помиловал сегодня американского бизнесмена Эдмонда Поупа, приговоренного Московским городским судом к 20 годам колонии строгого режима за шпионаж.

Решение президента России комментирует адвокат Эдмонда Поупа Павел Астахов. С ним беседовал корреспондент Радио Свобода Валентин Барышников.

Павел Астахов:

Трудно переоценить значение акта милосердия. А помилование - это именно, в первую очередь -чисто человеческое решение - переоценить его значение для судьбы Эдмонда Поупа невозможно. Единственное, в чем так сильно нуждался Поуп в настоящий момент - это свобода. Он обрел столь долгожданную свободу, был счастлив, что был свободен, одновременно сказал, что испытывает двоякое чувство: с одной стороны - радости, а с другой - печали от того, что все это произошло именно с ним, что весь этот кошмар длился так долго - 8 месяцев, и что столь тяжело переживала весь этот процесс его семья и его жена - Шэрил Поуп. Одновременно с этим я в любом случае выражаю благодарность верховной власти Российской Федерации за столь скорое решение судьбы Эдмонда Поупа. Решение в настоящий момент было именно в руках верховной власти, то есть, президента Российской Федерации. Он сделал единственно верный шаг, приняв решение о помиловании и удовлетворив просьбу Поупа. Напоминаю: Поуп самостоятельно принял решение обратиться к президенту с просьбой о помиловании, не рассчитывая на справедливое решение в Верховном Суде России, поскольку, как он сказал, он не видит в своем деле правосудия и перспективы его найти.

Валентин Барышников:

Павел, просьба о помиловании - означает ли она, что человек признает вину?

Павел Астахов:

Сам по себе институт помилования - это высоко гуманный институт и никаких особых требований в статье 85-й УК России, которая регулирует процедуру помилования, не содержится. То есть, это настолько высокогуманный институт уголовного права России, что он не выдвигает каких-то особых условий по признанию или отрицанию вины за содеянное. Как нет и специальных условий по форме написания прошения о помиловании. Заявление Поупа было расценено как прошение о помиловании, что было, в принципе, правильно по сути, а специальной формы не требуется. Также не требуется и специального заявления о том, что лицо признает себя виновным. Помилование - это не процессуальный акт, а акт человеческого волеизъявления и сострадания. Как заявил председатель Комиссии по помилованию при президенте Анатолий Приставкин, это вовсе не означает того, что Поуп признал свою вину - это просьба помиловать его в любом случае, независимо от признания или отрицания им своей вины.

Валентин Барышников:

Таким образом Поуп не считает себя виновным и будет продолжать считать, что процесс был несправедливым?

Павел Астахов:

Естественно, и я не могу отступать от своей позиции, и хотя Эдмонд Поуп просил не обжаловать свой приговор по данному делу и не подавать кассационную жалобу на решение Мосгорсуда, не видя в своем деле судебной перспективы, я, со своей стороны, не имею права менять позицию и заявлять мнение, отличное от позиции моего клиента, который продолжает считать себя невиновным. Он своей вины не признавал и продолжает настаивать на том, что вина его не была доказана в предусмотренном законом порядке, и я могу это только подтвердить. К сожалению, мы не получили объективного, полного и всестороннего исследования представленных в ходе судебного слушания доказательств. Суд не продемонстрировал в ходе процесса непредвзятость и объективность, и именно поэтому мы вынуждены критиковать процесс, который происходил в Мосгорсуде, ибо вынуждены говорить о том, что не были предприняты все предусмотренные законом меры и средства, чтобы доказать вину Эдмонда Поупа. Все происходило наоборот - мы должны были доказывать невиновность Поупа, но суд не внимал нашим ходатайствам. Из 200 ходатайств защиты только 4 были удовлетворены. О какой полноте в этом случае может идти речь? Полнота, всесторонность и объективность - это три критерия, на которых зиждется уголовное судопроизводство и правосудие вообще, и если хотя бы один из этих принципов нарушен, то невозможно говорить о полноценном судебном процессе и полноценном судебном решении.

XS
SM
MD
LG