Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры по политическому будущему Афганистана, проходящие в Бонне, вступили в решающую фазу


Ирина Лагунина, Бонн:

Делегации должны утвердить состав будущих органов власти в Кабуле. План временных органов власти в Афганистане, предложенный ООН всем афганским фракциям, в целом принят. Все стороны переговоров согласились с тем, что в стране будут сформированы временная администрация - исполнительный орган, и временный национальный совет - своего рода параламент. Детали уточняются, но именно в детаях, как сказал представитель ООН Азмад Фаузи, и скрывается главная опасность. За неделю переговоров удалось урегулировать несколько проблем, вызывающих разногласия. На третий день переговоров остро встала проблема, как обеспечить безопасность в Афганистане. ООН предлагает ввести в страну миротворческие войска. Против выступил лидер Северного Альянса Бурхануддин Раббани, заявив, что безопаность в стране может быть обеспечена силами самого Северного Альянса. Кстати, ООН, не признав талибов, исходит из того, что законным государством является Исламская республика Афганистан во главе с президентом Раббани. Так что со словами этого человека международное сообщество вынуждено считаться. К концу переговоров Раббани изменил свою позицию и его представитель на переговорах в Бонне Юнус Кануни заявил, что Северный Альянс не возражает против присутствия миротворческих сил, в том числе и для охраны внешних границ Афганистана, однако, только после того, как в стране будут сформированы органы власти. Эта позиция в принципе устраивает международное сообщество. Соединенные Штаты также считают, что вводить миротворцев в тот момент, когда еще не закончена военная операция, рано.

Решена и проблема количествоенного состава органов власти. Администрация будет состоять из 15-25 человек, временный совет - из 120 - 200. Приблизительно установлены и квоты разных этнических групп, хотя ряд лидеров продолжают выражать недовольство по этому поводу. В пятницу утром делегацию Северного Альянса, представляющую в основном этнические меньшинства Афганистана, покинул пуштун Хаджи Абдул Кадыр, бывший губернатор восточной провинции Нанганхар. Он счел, что интересы пуштунского большинства в недостаточной мере представлены на переговорах. Однако, хотя пуштуны составляют приблизительно 40 процентов населения Афганистана, на конференции в Бонне пуштунов - 58 процентов. Это - римская группа, представляющая бывшего короля Захир Шаха, пешаварская группа имммигрантов в Пакистане и кипрская группа иранских афганцев.

Не решена проблема возвращения в страну бывшего короля и его статуса в будущих органах власти. Скорее всего, к этому склоняются большинство делегатов на переговорах, ему будет предоставлена какая-то символическая роль и не сразу. Многие, в том числа и Северный Альянс, говорят о том, что роль эту должен определить народ в будущем, например, через "Лойю Джиргу" (собрание лидеров племен и народов Афганистана), которая, по плану ООН, пройдет в марте будущего года. В римской делегации хотели бы, чтобы возвращение короля состоялось раньше, но и римские афганцы понимают, что приехать в Афганистан сейчас 87-летний король Захир Шах не может. Это слишком опасно.

Собравшись в Бонне, делегаты заявили, что готовы забыть о своих национальностях и исходить из того, что все они - афганцы. Однако, когда речь зашла о списках людей в органах власти, о национальностях вспомнили. После 23 лет войны среди афганских групп нет и не может быть доверия. Лидер Северного Альянса Раббани заявил, что даже временные органы власти - а они, по плану, просуществуют чуть более двух месяцев, должны избираться в Афганистане, в Кабуле, что непримемлемо для многих пуштунов и иммиграции, в которую многие как раз и бежали от Северного Альянса в 1992-м году.

Именно этот момент утверждения списков посредники ООН и назвали моментом "Пан или пропал" переговоров. Потому что органы власти нужны сейчас: без них невозможна ни международная помощь стране, ни установление стабильности.

XS
SM
MD
LG