Ссылки для упрощенного доступа

Борьба с организованной преступностью в США и Великобритании


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Нью-Йорке - Ян Рунов, и в Лондоне - Наталья Голицына, она беседовала с Джастином Давенпортом - корреспондентом по проблемам преступности лондонской газеты "Ивининг Стандард".

Дмитрий Волчек:

ФБР США провело уникальную операцию по разоблачению крупнейшего нью-йоркского мафиозного клана Дженовезе. Собранные доказательства преступлений позволили предъявить объявления 73 мафиози. Рассказывает наш корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов:

История очень напоминает старые гангстерские фильмы и наверняка послужит для создания новых. Тайному агенту ФБР, выдававшему себя за владельца автомастерской, удалось внедриться в самую крупную и самую закрытую мафиозную семью - Дженовезе. Боле года он работал с мафией, добиваясь доверия ее верхушки. Как сообщил директор нью-йоркской службы ФБР Барри Моун, его тайный сотрудник более года почти ежедневно рисковал жизнью, записывая свои разговоры с членами мафии и собирая факты купли-продажи и хранения краденых драгоценностей и спиртных напитков, обмана компаний по страхованию автомобилей, попытки распространения фальшивых 20-долларовых ассигнаций, на общую сумму в 40 тысяч долларов. Кроме того, мафиози занимались традиционным для них вымогательством денег у частных компаний и у профсоюза деревообделочников. Однажды они попытались украсть 6 миллионов долларов из фонда заработной платы газеты "Нью-Йорк Таймс", но это дело у них сорвалось.

По словам Барри Моуна, тайный детектив блестяще справился со своей задачей. Он настолько убедил главарей мафии в своей способности стать настоящим гангстером, что его рекомендовали принять в "семью" Дженовезе. Прежде, чем федеральный прокурор Мэри Джоуайт предъявила обвинения арестованным, тайному агенту пришлось скрыться подальше от Нью-Йорка. Глава криминальной службы нью-йоркского ФБР Роберт Кордиер назвал эту операцию самой успешной в истории ФБР.

Разоблачение мафиозного клана Дженовезе повторило историю разгрома другого клана - Бонанно, о чем была написана книга и в 1997-м году снят кинофильм под названием "Донни Браско". Таким героем стал полицейский детектив Джозеф Пистоне, выдававший себя за Донни Браско - его сыграл актер Джонни Депп. Как и Браско детектив, внедрившийся в клан Дженовезе, не женат, и у него нет детей. Как владелец автомастерской он помогал разбирать на части автомобили, которые вроде бы были украдены и за которые полагалось возмещение от страховых компаний. Разобранные части продавались, а сумма, вырученная за якобы угнанный автомобиль, удваивалась. Вслед за ранее арестованными 13 членами мафиозного клана Дженовезе были арестованы еще 60.

Дмитрий Волчек:

А британская полиция организовала первое в мире особое подразделение по предотвращению убийств, в том числе заказных. В это подразделение, которое будет действовать на правах особого отдела Скотланд-Ярда, вошли, в частности, эксперты-криминологи и специалисты по электронной разведке. Задача нового отдела - профилактика убийств. Корреспондента Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына попросила прокомментировать создание этого отдела Джастина Давенпорта - корреспондента по проблемам преступности самой популярной лондонской газеты "Ивининг Стандард".

Наталья Голицына:

Чем вызвана необходимость создания специального подразделения Скотланд-Ярда по предотвращению убийств, которого пока нет ни в одной стране мира?

Джастин Давенпорт:

Два обстоятельства стали причиной организации этого подразделения. Первое и менее важное - обеспокоенность в связи с совершением убийств людьми с явными признаками психических заболеваний. Причем часто выясняется, что многие знали, что эти люди нуждаются в медицинской помощи. Новая службы Скотланд-Ярда будет их выявлять. И это станет частью ее деятельности. Второе - и самое важное обстоятельство, ставшее причиной организации нового полицейского подразделения, - рост в последнее время в Лондоне числа заказных убийств. Возможно, по сравнению с другими странами их и немного, но для Великобритании это очень тревожная статистика. Только в нынешнем году в одном только Лондоне произошло восемь таких убийств. Обладая информацией о полученных "киллерами" контрактах, Скотланд-Ярд провел 20 операций по предотвращению заказных убийств. Это, кстати, касается и "разборок" между криминальными группировками. И еще одно особенно важное обстоятельство вызвало необходимость создания этого спецподразделения. Дело в том, что заказное убийство необычайно трудно раскрыть. Классический вариант такого убийства очень редко оставляет какие-либо улики. "Киллер", как правило, очень быстро покидает место преступления, часто используя мотоцикл; бывает, что и преступление он совершает, надев маску. В Скотланд-Ярде скопилось уже довольно большое количество нераскрытых заказных убийств, у которых нет никакой судебной перспективы из-за отсутствия необходимых улик. Тем не менее, полиция знает этих "киллеров", знает, кто именно совершил убийство, и новый отдел Скотланд-Ярда будет теперь следить за ними и пытаться поймать на совершении менее серьезного преступления или правонарушения.

Наталья Голицына:

Каким же образом новый профилактический отдел Скотланд-Ярда будет выявлять "киллеров", выполняющих заказные убийства?

Джастин Давенпорт:

Это чрезвычайно трудно, но полиции уже известны некоторые "киллеры". Для их ареста на законных основаниях у нее пока нет против них никаких улик. Однако, полиция уверена, что именно эти люди совершили преступления. За ними будет установлено постоянное наблюдение, чтобы использовать любой законный повод для их ареста. Многие из этих "киллеров" склонны к агрессии и насилию. Арест может быть осуществлен даже за совершение мелкого хулиганства. Самое главное - не оставлять их на свободе. Техническое оснащение нового подразделения позволит ему устанавливать подслушивающие устройства даже в домах этих людей. Огромное значение будет иметь также и создание сети осведомителей. Короче говоря, функции нового подразделения Скотланд-Ярда чем-то близки работе контрразведки. Во многих случаях оно будет использовать средства электронного прослушивания и слежки.

Наталья Голицына:

Как на практике новый отдел Скотланд-Ярда намерен предотвращать убийства?

Джастин Давенпорт:

Вот пример из практики нового отдела за несколько недель его функционирования, о котором мне сообщили в Скотланд-Ярде. Он касается человека, который отбывал заключение в одной из лондонских тюрем. В новый отдел Скотланд-Ярда поступила информация от одного из тюремных осведомителей, что этот человек заказал на воле пистолет - видимо, для того, чтобы кому-то отомстить. По мнению аналитиков нового отдела, этот человек может быть потенциальным "киллером". Ему дали возможность получить заказанный пистолет, и он получил дополнительный срок за незаконное владение оружием, хотя в ближайшее время должен был выйти на свободу. Он был повторно осужден еще до того, как смог кого-то убить.

Наталья Голицына:

Практика, во всяком случае, российская практика - показывает, что в такого рода работе со стороны полиции возможны незаконные действия. Кто и как контролирует работу этого нового отдела Скотланд-Ярда?

Джастин Давенпорт:

Его работа контролируется особой службой внутренней безопасности, которая существует в Скотланд-Ярде и лондонской полиции. Конечно, здесь в процессе работы возникает очень деликатная правовая ситуация. Ведь полиция обязана арестовывать людей за уже совершенное преступление, а не за преступление, которое еще только планируется совершить. И это, безусловно, очень осложняет работу полиции.

XS
SM
MD
LG