Ссылки для упрощенного доступа

Итоги непризнанных выборов в самопровозглашенной Приднестровской республике


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Кишиневе Василе Ботнару и подготовивший репортаж из Приднестровья Мумин Шакиров.

Андрей Шароградский:

В понедельник стали известны предварительные результаты состоявшихся 9 декабря выборов президента самопровозглашенной Приднестровской республики. После подведения итогов на всех избирательных участках оказалось, что победу одержал действующий глава Приднестровья Игорь Смирнов. Это будет уже третий по счету президентский срок Смирнова. Правительство России считает, что выборы с точки зрения международного права не имеют под собой законного основания. О ситуации в Приднестровье после выборов рассказывает наш корреспондент в Молдавии Василе Ботнару:

Василе Ботнару:

Предварительные результаты выборов подтвердили прогнозы о легкой победе Игоря Смирнова. Действующий президент получил 85 процентов голосов. Его ближайший соперник этнический серб Том Зенович, который попытался раскрутить в Москве "черный пиар" на "приднестровского князя" и его семейство, занятое выкачиванием денег из конфликта с Кишиневом, получил чуть меньше семи процентов. Третий кандидат, прозванный в Тирасполе "засланцем молдавских властей" - Александр Радченко - единственный депутат-коммунист в приднестровском парламенте, не дотянул даже до пяти процентов. Пропагандистская услуга, оказанная ему Кишиневом, оказалась медвежьей. Согласно предварительным результатам, "против всех" проголосовали три процента избирателей и еще три с половиной процента бюллетеней оказались испорченными. Так что окончательная обработка бюллетеней никак не может изменить ситуацию. Секретный план, согласно которому Кишинев якобы хотел сорвать выборы, чтобы затем ассимилировать Приднестровье с помощью "пятой колонны", не удался. Явка на уровне 65 процентов дает право Смирнову снова говорить на повышенных тонах с Кишиневом в течение следующих 5 лет.

Этой осенью Смирнову исполнилось 60 лет. Его оппоненты думали, что "приднестровский Ельцин", который стал писать мемуары и принимать академические титулы, готов уйти на покой вместе со своим "серым кардиналом" - министром госбезопасности и финансовой артелью. Однако, они просчитались. Смирнов заявил, что уйдет из активной политики, когда добьется признания Приднестровской республики. Между тем, молдавский президент Владимир Воронин априори заявил, что не признает вновь избранного президента, и Смирнова в частности, который, по мнению главы государства, исчерпал свой конструктивный ресурс в преодолении приднестровского конфликта. "Слишком много чести для Смирнова вести переговоры с легитимным президентом Молдовы", - заявил за неделю до приднестровских выборов Воронин, хотя весной, после вступления в должность, он не побрезговал подписать с тираспольским визави несколько соглашений.

После сокрушительной победы Смирнова молдавским властям придется, скорее всего, как минимум сглаживать углы, чтобы сдвинуть с мертвой точки переговоры, гарантом которых являются Россия и Украина. Тираспольская пресса, которая уполномочена озвучивать мысли чиновников, уже высказала предположение - пожелание, что Кремль никак не может отмахнуться от сокрушительных процентов Смирнова и вынудит Воронина смягчить тон, как вынудил в свое время Снегура пить шампанское вместе со своим заклятым врагом Игорем Смирновым. Тем временем Кишинев пытается уловить новую семантику в официальных комментариях, звучащих из России и Украины. Пока российский МИД выдал обтекаемое заявление по поводу несоответствия международному законодательству приднестровских президентских выборов.

Андрей Шароградский:

Главе Приднестровья Игорю Смирнову удалось в третий раз стать президентом самопровозглашенной республики, в первую очередь, благодаря тому, что он выиграл информационную войну, развязанную оппонентами. Так считает корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров, который внимательно наблюдал за предвыборными баталиями в Тирасполе и Кишиневе:

Мумин Шакиров:

В том, что Игорь Смирнов одержит победу на очередных выборах главы Приднестровья, мало кто сомневался, как в республике, так и за ее пределами, и все попытки его оппонентов остановить главного фаворита предвыборной гонки или помешать ему сесть в кресло президента в третий раз были обречены на провал. Причин здесь несколько. Во-первых, особый вклад в его успех вложил Кишинев, в особенности президент Молдовы Владимир Воронин, который на протяжении всей избирательной кампании вел информационную войну против своего оппонента, с которым он категорически отказывается сесть за стол переговоров:

Владимир Воронин:

Я с ним никогда не буду иметь дело. Я не собираюсь с руководителем преступно-криминальной бандитской группировки садиться за стол переговоров. Вся власть, которая все эти годы установилась в Приднестровье - вся власть является нелегитимной, потому что она формируется по законам сепаратизма, она не происходит по законам Республики Молдова.

Мумин Шакиров:

Такая риторика молдавского президента играла только на руку Игорю Смирнову и его сторонникам. На этом воинствующем фоне президент Приднестровья выглядел миротворцем и искусным дипломатом:

Игорь Смирнов:

Вы знаете, я президент, я буду разговаривать с руководителем Молдовы, будет это Воронин или не будет Воронин. Здесь уже личные, скажем, амбиции... Или он, таким образом, как бы, по его понятиям, по моим понятиям я не обижаюсь на такие вещи, ибо кто их произносит - он пусть сам на себя обижается.

Мумин Шакиров:

Определенный вклад в победу Игоря Смирнова внесли и российские средства массовой информации, которые в последнее время не очень жалуют приднестровского лидера. Особенно запомнился репортаж корреспондента телекомпании "РТР" Эдуарда Петрова. За две недели до дня голосования за его авторством по российскому телеканалу, который принимается по всей Молдавии, включая Приднестровье, прошел сюжет о республике, где говорилось о том, что местные власти покрывают нелегальную торговлю оружием, контрабанду, что в республике процветает коррупция и совершаются заказные убийства. Образ внешнего врага реально навис над республикой. Власть перешла в контратаку, и на единственном государственном телеканале появились свои агитаторы-пропагандисты.

Отрывок из передачи приднестровского телевидения:

Восемь дней осталось до выборов. Президент самой нищей европейской страны Владимир Воронин утверждает, что они не состоятся. Состоятся! Несмотря на фантастическую ложь заезжих журналистов, которые честно отрабатывают свои сребренники. Езжайте лучше в Прибалтику, талантливые вы наши! Расскажите о том, что там сделали с русскими - или за это не платят?! Петровы вы наши... Хотя, какие вы наши?! По данным спецслужб Молдовы, вы - их, и хватит об этом...9 декабря мы выбираем свое право на жизнь, а за жизнь нужно бороться, и побеждать. Так победим! Всего вам самого доброго, уважаемые телезрители, и храни вас Бог!

Мумин Шакиров:

Другой важный компонент успеха Игоря Смирнова - слабые конкуренты. И бывший глава администрации города Бендеры Том Зенович, и лидер движения "Народовластие" коммунист Александр Радченко не сумели противопоставить Игорю Смирнову и его команде ни оригинальной идеи, ни политического потенциала, тем более, когда участники предвыборной кампании находились не в равных условиях. Административный ресурс действующего президента был настолько подавляющим, что у двух других кандидатов не осталось никакого информационного поля для борьбы с хозяином самопровозглашенной республики. А самое главное - команда Игоря Смирнова, да и сам президент Приднестровья сумели красиво обыграть скромные успехи республики на фоне неудач в этой области соседней Молдовы. Вот как оценивают уровень жизни в республике наиболее активные избиратели - пенсионеры:

Пенсионерка:

Мы уверены в том, что он нас не сдаст, не продаст, у нас заводы все начинают подниматься, не то, что в Молдове - все распродали в пыль, а теперь хотят наши заводы забрать, а у них долгов под три миллиарда с лишним, наши заводы продать, чтобы у нас тоже ничего нее осталось. Мы - у нас есть хлеб, свет, газ, тепло, мы спокойно спим и уверены в том, что он нас доведет до конца, и республика у нас выстоит и будет признана, и сделает он нам Швейцарию, как он обещал.

Вера Сергеевна:

Я тоже пенсионерка, Смородская Вера Сергеевна. Мои личные чувства - что это человек самый честный и порядочный на всем земном шаре.

Мумин Шакиров:

А можно такой провокационный вопрос: а почему отсюда уезжает молодежь?

Вера Сергеевна:

А потому что у нас заводы-то не работали, в связи с разделом вот этого всего. Кушать-то хочется каждый день. Вернутся люди, когда промышленность поднимется, а сейчас нам так же тяжело, как и везде. И блокады давят со всех сторон, и даже та Россия нас без конца предает.

Мумин Шакиров:

Справедливости ради надо отметить, что свет, газ, тепло и горячая вода есть в домах приднестровцев. Средняя пенсия в пересчете на американскую валюту - 20 долларов в месяц. Выплачивается она регулярно. Правда, есть одно "но". Республика почти не платит за российский газ, и по разным оценкам долг Газпрому составляет более полумиллиарда долларов США. Россия, исходя из своих геополитических интересов в этом регионе, списывает эту задолженность за счет вывоза собственного же оружия 14-й армии. Молдова платит за это же топливо почти по мировым ценам. Отсюда и слабые аргументы. Но, несмотря на то, что ни Кишинев, ни Москва не признают результатов последних президентских выборов в Приднестровье, государства -посредники в переговорном процессе, а это Россия и Украина плюс ОБСЕ, вынуждены будут разговаривать с сепаратистом Игорем Смирновым. Другой вопрос - в каком качестве он представит свою республику на переговорах, и какой будет политический тон миротворцев. Москва свой выбор уже сделала. Для нее Молдавия - единая и неделимая страна.

XS
SM
MD
LG