Ссылки для упрощенного доступа

По дороге ли России с ОПЕК?


Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шароградский:

Значительное падение мировых цен на нефть, обещающее России, как считается, серьезные экономические трудности, породило дебаты о том, стоит ли Москве присоединиться к усилиям ОПЕК, пытающейся организовать экстренное сокращение экспорта нефти всеми основными странами-производителями. Россия пока остается единственным противником и препятствием к осуществлению этого плана. И, как считает известный американский эксперт, у нее, по сути, нет иного выбора. С сотрудником Американо-российского Совета по деловым связям Китом Бушем беседует наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Судя по всему, даже у хозяев российских нефтяных компаний противоположные мнения о том, что в данной ситуации выгодно для них и для страны. Есть ли некий критерий, на основании которого можно сделать более-менее объективный вывод о том, что сейчас в интересах России?

Кит Буш:

Россия уже в течение нескольких лет, ничем не поступаясь, пожинает плоды, произведенные отчасти политикой стран ОПЕК, сокращавших экспортные квоты. Сейчас ОПЕК требует от нее, по сути, оплаты по тем долгам, требуя сокращения экспорта в надежде на подъем мировых цен. Российское правительство, на мой взгляд, поступает вполне разумно, отказываясь это сделать. Дело в том, если исходить из опыта, а это единственный в нынешних обстоятельствах фундамент для формирования стратегии, Москва всегда выигрывала, отказываясь играть по общим с ОПЕК правилам. Целью Советского Союза было беспрестанное увеличение производства и выпуска нефти, несмотря на мировую конъюнктуру, нефтяной экспорт помогал ему выжить, и российские компании, действуя в той же традиции, ставят целью увеличить добычу до пяти миллионов баррелей к 2005-му году. Традиционно, ОПЕК шла на сокращение экспорта вне зависимости от позиции Москвы. Я полагаю, что велики шансы на то, что ситуация повторится и России удастся обернуть происходящее к своей пользе. В конце концов, цена барреля нефти сейчас около восемнадцати долларов, Россия может сравнительно безболезненно выжить при снижении цен до двенадцати-тринадцати долларов. Она сможет при таких ценах свести бюджетные концы с концами, и ее нефтяные компании будут оставаться прибыльными.

Юрий Жигалкин:

А насколько вообще болезненным может оказаться для России серьезное падение мировых цен на нефть?

Кит Буш:

Прежде всего, приток нефтяных доходов в казну завтра не прервется, так как никто не предсказывает коллапса цен на нефть. Постепенное их снижение, я думаю, минимально отразится на среднем россиянине в будущем году. Финансовые проблемы могут возникнуть в 2003-м году с обслуживанием внешнего долга, но западные страны, скорее всего, с пониманием отнесутся тогда к просьбе России реструктурировать долги.

XS
SM
MD
LG