Ссылки для упрощенного доступа

Россия и НАТО


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый:

Предлагая Москве право участия в выработке и принятии решений Советом НАТО Северо-Атлантический союз отвечает взаимностью на попытку президента Путина установить союзнические отношения с Западом. Таково мнение содиректора Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалла Голдмана. С ним беседует наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин:

Как вы оцениваете эту неожиданную инициативу НАТО?

Маршалл Голдман:

Это очень крупное событие. Осуществление этой идеи, прежде всего, станет практическим доказательством того, что военный союз, созданный десятилетия назад для совместной обороны Запада от России, теперь открывается ей настолько, что он готов предоставить ей право блокировать его некоторые решения. Тезис, звучавший однозначно неприемлемым для западных столиц всего несколько месяцев назад. Это также свидетельство готовности западных государств оказать значительную поддержку президенту Путину, который, как считают консервативные силы в России, вернулся ни с чем с переговоров из Вашингтона, пойдя при этом на значительные уступки Соединенным Штатам. Российские критики Путина говорят нам о том, что "Договор о ПРО устарел, но почему при этом не устарел Северо-Атлантический союз", - теперь НАТО доказывает, что это не та организация, которую мы знали в течение десятилетий. И это огромная перемена.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, союз НАТО готов совместно с Россией решать лишь ограниченный круг вопросов. Принципиальные вопросы, касающиеся будущего НАТО, приема в его число новых государств останутся исключительно в ведении его членов. В чем в таком случае заключается принципиальная перемена в отношениях России и НАТО?

Маршалл Голдман:

Объективно говоря, Россия становится членом клуба вне зависимости от того, намерена она затребовать официального приема или нет. Трудно, естественно, пока предположить, какую форму может принять российско-натовское сотрудничество. Но у нас уже есть примеры прямой военной кооперации в бывшей Югославии, например, и я предполагаю, что заявленная цель совместных усилий - борьба с терроризмом - предполагает чрезвычайно богатую почву для выведения такого сотрудничества на новый уровень. Не исключено, что Россия и НАТО объединят усилия для борьбы с исламскими фундаменталистами не только в Афганистане, но даже и на Кавказе.

Юрий Жигалкин:

Как эти новые отношения могут повлиять на надежды балтийских стран присоединиться к НАТО?

Маршалл Голдман:

Этот вопрос был наиболее острым в отношениях НАТО и России. Я не думаю, что новая близость Брюсселя и Москвы будет препятствием для вступления этих стран в НАТО, но она может снять остроту проблемы с точки зрения президента Путина, хотя бы потому, что к тому времени Россия сама будет страной, ассоциированной в организацию, ее псевдо-членом.

XS
SM
MD
LG